X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Праздник новолетия, или Летапреложение

праздник новолетия

«Неизреченною мудростию составивый всяческая,
Слове, Христе Боже, времена и лета нам предложивый,
дела рук Твоих благослови и верныя люди Твоя
силою Твоею возвесели, подая им крепость,
яко Един Благ и Человеколюбец».
(Стихира индикта на хвалитех, глас 8)

14 сентября (1 сентября по старому стилю) — день начала нового церковного года. В этот день Церковь благодарит Господа за прошедший год и просит благословить год наступающий, чтобы за даруемое время еще одного года ее чада приблизились ко спасению. Данная традиция унаследована из византийского церковного календаря. Сам праздник церковного новолетия установлен святыми отцами I Вселенского Собора в Никее в 325 году в память об официальном прекращении трехвекового гонения на христианскую Церковь равноапостольным царем Константином Великим. Это произошло 1 сентября 312 года. Святые отцы I Вселенского Собора установили праздновать новолетие как начало христианской свободы.

За богослужением читается 13-е зачало Евангелия от Луки, когда Господь Иисус Христос в Назаретской синагоге перед началом Своего общественного служения свидетельствует словами пророка Исаии: Дух Господень на Мне: Егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно (Лк. 4: 18, 19).

Христианин призывается научиться понимать церковный календарь, прочитывая его собственной жизнью: символически рождаясь вместе с Приснодевой в начале церковного года, прожить предстоящие двенадцать месяцев как время, благоприятное для спасения, подражая Пресвятой Богородице и взирая на блаженное завершение Ее временной жизни — Успение — и воссоединение в вечности с Господом Иисусом Христом.

 

Сотворение неба и земли Мозаика

Сотворение неба и земли. Мозаика XII в., Монреаль, Сицилия

По библейской ветхозаветной традиции год начинался также с 1 сентября. Еще в ветхозаветные времена Господь хотя и обозначил март как первый месяц года, однако отмечать повелел седьмой месяц, то есть сентябрь: …скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание да будет у вас; никакой работы не работайте и приносите жертву Господу (Лев. 23: 24). Эта же идея закладывается и в христианское новолетие.

Также в сентябре Ноев ковчег остановился на горах Араратских, когда начали сбывать воды потопа; в этом месяце святой пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом (см.: Исх. 34: 29). В ветхозаветной Церкви в этом же месяце первосвященник единственный раз в течение всего года входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета для очищения грехов народа (см.: Лев. 16: 29–34).

Год начинался в сентябре и по языческому индиктиону: в Римской империи каждые 15 лет в новолетие («индикт») 1 сентября по окончании уборки урожая собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. В христианской Церкви календарное счисление по индиктам было введено в царствование Юстиниана I (527–565).

На Руси год не всегда начинался с 1 сентября; было широко распространено также мартовское летоисчисление, когда началом года считается 1 или 25 марта (дата праздника Благовещения).

 

Царь Иоанн III Васильевич

Царь Иоанн III Васильевич

В 1343 году царским указом было утверждено отмечать наступление нового года 1 сентября. При этом царь Иоанн III повелел в этот день всем жалобщикам являться в Москву на судный срок, а царь Иван IV на это время определил срочный оброк. Произошло слияние гражданского и церковного новолетия — началом года официально стало 1 сентября, которое два века отмечалось как церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба — чин летопроводства. В Москве чин совершал патриарх на соборной площади Московского Кремля, туда же прибывал и царь.

В 1700 году Петр I перенес гражданское празднование Нового года на 1 января. 1 сентября 1699 года чин летопроводства был совершен в последний раз в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 года церковное торжество ограничилось молебном после литургии. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного новолетия — 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Сегодня празднование церковного новолетия совершается не с былой торжественностью, но Типикон полагает этот день малым Господским праздником. В этот день воспевается благодарственный тропарь 4-го гласа: «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славящи Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе».

В песнопениях праздника говорится, что Господь в мир пришел, ища «удобрити создание» Свое, «завещав уставы и лета, во спасение наше». Прославляя и благодаря Христа в праздничных песнопениях за Его жертвенный подвиг ради спасения человечества, Церковь «приносит», то есть посвящает, новый церковный год Творцу мира, Который «нам, мудростию времена и лета положил». «Начало лета» (то есть года) мы посвящаем Начальнику нашего спасения Христу. Это значит, что мы, верующие христиане, даем обещание посвятить весь наступающий год Богу — служить Ему, а не своим греховным желаниям. По милости Божией пусть для каждого этот год не пройдет зря в стремлении обновления во Христе.

 

красивые цветы

«Рубеж новолетия ставит перед человеком нелицеприятный подчас вопрос о том, "на что обращено наше сердце, наш внутренний взор", и достойным ответом на это испытующее вопрошание должна явиться наша готовность "следовать за Христом по пути любви, который Он открыл" и который Им засвидетельствован как раз в евангельском фрагменте, звучащем в церкви во время молебного пения на новолетие (см.: Лк. 4: 16–20)».

(Прот. Александр Шмеман)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

Источники:

  1. Церковный год / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
  2. Празднование Начала индикта — церковного новолетия / Исторические справки / Патриархия.ru (patriarchia.ru)
  3. Протопресвитер Александр Шмеман. Беседы на Новый год. Издательство Православного Свято-Тихоновского университета, 2010 г.
 

14.09.2023

Просмотров: 606
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать