О воле Божией и человеческой
— Воля Бога и воля человека, возможно ли их объединение или нужно оставить свою волю?
— Во многом этот вопрос носит философско-отвлеченный характер, потому что в реальной жизни человек, даже задаваясь этим вопросом, делает так, как он делает. И если сказать ему, чтобы он делал по-другому, он не сможет по-другому — в силу своего характера, в силу своего устройства души, которая формируется таинственным образом. Поэтому я думаю, что в силу своего внутреннего устройства человек более решительный идет наперекор обстоятельствам и готов прилагать неимоверные усилия, а нерешительный пасует при малейших препятствиях.
Воля Божия существует, и воля человеческая не всегда с ней согласна. И даже если объявить человеку, что воля Божия будет вот такая, способен ли он ее реализовывать, если она диаметрально расходится с его сегодняшними возможностями? Мне кажется, что зачастую человек осознает, что что-то делает не по воле Божией, но всё равно делает. Поэтому эти вопросы можно обсуждать, можно советоваться, но глобально что-то изменить в себе — это космическое событие. Нельзя сказать, что таких перемен не бывает, но это особая история. Эта перемена может что-то фундаментально переплавить, и человек примет то, что еще вчера казалось немыслимым. А в обычном состоянии он может ходить, что-то говорить, спрашивать, читать, ездить к старцам, но всё равно останется при своем. И в этом плане «спасительно» для него, что он не знает волю Божию и всякий свой поступок совершает как будто в неведении.
Я думаю, Господь учитывает потенциал человека и не требует ничего невероятного, но возможность перемены дана каждому. Нужно, чтобы какие-то наши размышления, терзания и поиски к чему-то нас привели, чтобы это не было вхолостую. А когда будет результат и какой он будет, нам неведомо.
Поэтому я не думаю, что тут есть однозначный ответ, как по справочнику на нужной странице и в нужном параграфе, как поступить в том или ином случае.
Меня немного огорчает, что человек очень «задан», что он в какой-то колее, как трамвай: его поставили и он едет. Ему кажется, что он что-то делает, что-то выбирает, что-то решает, но это всё задано. И если не произойдет чуда, то он по этим рельсам и будет ехать. Хорошо, если эти рельсы не шибко кривые, а то неизвестно, чем это закончится.
Иногда человек живет в каком-то бесчувствии, полузабытьи, и у него не возникает даже желания поднять голову и посмотреть, где он находится, куда его дорога ведет. А когда человек начинает смотреть — а что за поворотом, что впереди, что дальше, — тогда и происходит какое-то изменение. И это непростое занятие. Это огромное напряжение души, от которого человек рано или поздно устает, и ему хочется, чтобы кто-то другой взял эту ответственность. И наша такая немощь играет свою роль: иногда нужно немного отдохнуть, успокоиться и понять, что, может, сейчас не тот момент, когда нужно устраивать истерику, что всё случилось не так, как я планировал. Должна быть степень внутреннего спокойствия, что всё в надежных руках Бога.
Но это всё хорошо говорить отвлеченно, а когда это становится предметом твоей личной жизни, твоей истории, тогда эти слова совсем по-другому произносятся.
Подготовила Ольга Александрова
Эту и другие беседы можно посмотреть на страничке иконописной мастерской нашего монастыря в Instagram
20.09.2023