О мире душевном
Все хотят иметь мир, но не знают, как этого достигнуть. Паисий Великий раздражился, и просил Господа избавить его от раздражительности. Явился ему Господь и говорит: «Паисие, если хочешь не раздражаться, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь, и не будешь раздражаться». Так всякий человек, если отсекает свою волю пред Богом и людьми, всегда будет мирен в душе, а кто любит творить волю свою, тот никогда не будет мирен.
Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога: «Господи, Ты видишь мою болезнь; Ты знаешь, как я грешен и немощен; помоги мне терпеть и благодарить Твою благость». И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь, и бывает весела пред Богом и благодарна.
Если постигнет тебя какая неудача, то думай: «Господь видит сердце мое, и если Ему угодно, то будет хорошо и мне, и другим», — и так душа твоя всегда будет в мире. А если кто будет роптать — это не так, а это нехорошо, — то никогда не будет мира в душе, хотя бы он и пост держал и много молился.
Апостолы имели великую преданность воле Божией — этим хранится мир. Так же и все святые великие люди терпели все скорби, предаваясь на волю Божию.
Господь нас любит, и потому мы можем ничего не бояться, кроме греха, потому что из-за греха теряется благодать, а без благодати Божией враг погонит душу, как ветер гонит лист сухой или дым.
Как сохранить мир душевный среди соблазнов наших дней?
Судя по Писанию и характеру народа нынешнего, мы живем последнее время, и всё же надо сохранить мир душевный, без которого нельзя спастись, как сказал великий молитвенник земли Русской — преподобный Серафим. При жизни преподобного Серафима за молитвы его Господь хранил Россию; а после него был другой столп, достигавший от земли до неба, — отец Иоанн Кронштадтский. На нем мы остановимся— он нашего времени, и мы видели его молящимся, тогда как других мы не видели.
Помним, как после литургии, когда ему подали лошадь (экипаж) и он стал садиться, окружил его народ, ища благословения. И в такой сутолоке душа его непрестанно пребывала в Боге. И в такой толпе он не рассеивался и не терял душевного мира.
Как же он достигал этого? — вот наш вопрос. Он этого достигал и не рассеивался, потому что любил народ и не переставал за него молиться Господу:
— Господи, даруй мир Твой людям Твоим.
— Господи, даруй рабам Твоим Духа Твоего Святого, чтобы Он согревал сердца их любовью Твоею и наставлял их на всякую истину и добро.
— Господи, хочу, чтобы мир Твой был во всем народе Твоем, который Ты возлюбил до конца и дал Сына Своего Единородного, дабы спасти мир.
Так непрестанно молясь о народе, он сохранял мир душевный, мы же теряем его, потому что нет в нас любви к народу.
Святые апостолы и все святые желали народу спасения и, пребывая среди людей, пламенно молились за них. Дух Святой давал им силу любить народ, и мы, если не будем любить брата, то не сможем иметь мира.
Пусть каждый подумает об этом.
Источник: Преподобный Силуан Афонский. Писания. — Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2018.
25.09.2023