Надежда
1 год назадСпаси Господи Батюшку и всех нас!
Сейчас мы молились святым Петру и Февронии. Очень многие молодые люди хотят создать семью. Казалось бы, давайте, создавайте! Но не тут-то было — к семье нужно быть готовым. Семья — это школа смирения и любви, школа терпения и служения друг другу. Это не прогулка, это подвиг. Святые Петр и Феврония явили этот подвиг. Многие юноши и девушки приходят на молебен, молятся этим святым и спрашивают: «Что же они медлят? Почему я никого не встречаю?» А Господь говорит: «Не ваше дело знать сроки. Моли́тесь…»
У нас была такая история. Одна сестра с восемнадцати лет трудилась в сестричестве. И молилась, молилась… Прошло пять, десять, пятнадцать лет. И она возопила: «Что же это такое? Я прошу, а у меня нет мужа». А я ей говорю: «Ты проси, будет муж». Но много уже лет прошло, и она сказала: «Я теряю веру…» И потом встретила человека, который стал ее мужем. У них родились дети! А другая сестра мне все нервы выматывала. Я уже с ужасом ждал ее на исповеди, потому что будет ультиматум: «Всё, перестану в храм ходить!» И, говорят, Бог послал ей сейчас мужа… Еще одной женщине было уже пятьдесят лет, когда она вышла замуж. И был у них с супругом «медовый месяц» — года три. А сейчас борьба.
Мы неправильно понимаем семью. Это подвиг самоотвержения ради другого. Это не просто какое-то услаждение — что тебя будут носить на руках. Ты должна на руках носить! А у тебя силы есть на это? Нет… Так чего ты просишь? Если у тебя нет сил носить своего мужа на руках, чего ты вообще просишь? Вот и вся любовь, понимаете… Это любовь не голливудская, не с обложек журналов. Это любовь, в которой есть и скорби, и ссоры, и обиды. И всё это надо прожить, пройти до конца.
А дети? Дети — это что, игрушка? Они и болеют, они не слушаются. Они подрастают и говорят: «Вы нам, родители, не нужны. Идите гуляйте. Я сам знаю, как мне строить свою жизнь». И надо всё терпеть. Надо везде смиряться.
Надо быть святым человеком, чтобы в твоей семье был мир. Именно святым человеком.
Сейчас я хочу вам рассказать, как действует грех. Простите, буду говорить о себе, о своем грехе. Вот, например, я знаю, что мне это кушать нельзя. По болезни. Нужны ограничения — это нельзя, то нельзя… «Ну вроде сейчас ничего не болит. А может быть, можно чуть-чуть?» Так чревоугодие побеждает здравый смысл. Ты ешь, а потом страдаешь. И очень трудно служить, потому что всё болит. Рука не может поднимать что-то. У кого подагра, тот знает, что это за боль. Проходит время — и ты забываешь, что тебе было плохо. Ну так хочется что-то съесть, что думаешь: «Ну ладно! Пронесет…» Не пронесет. Что же нужно, чтобы ты наконец сказал «нет»? Какой кирпич должен упасть на голову? Что нужно, чтобы сказать: «Я помню, что было, и я это не буду пробовать, хотя мне так хочется». Это обыкновенная еда, это в малом. А что будет в большом? Я с ужасом смотрю на себя. Как меня Господь держит здесь?
Понимаете, какова природа человека? Как быстро он всё забывает. Казалось бы, такие скорби, такие страдания… Проходит пара месяцев — и всё забыто. По новой пошел — на новый круг.
Сегодня в Евангелии говорилось: Бдите, бодрствуйте, потому что не знаете, в какой час Господь придет (ср.: Мф. 24: 42). Действительно, как только мы расслабляемся, сразу — где труп, там и орлы (ср.: Мф. 24: 28). Как только мы начинаем смотреть по сторонам, появляется зависть, обида, саможаление: «Почему всем всего хватает, а мне ничего?» И так во все минуты нашей земной жизни — надо всё время быть начеку. «Тать приходит в нощи». А «нощь» — это когда мы теряем свет Христовой любви. И тогда враг наш подбирается и говорит: «А посмотри, как к тебе относятся, как на тебя смотрят… Посмотри, этот человек тебя ненавидит…» И ты ему веришь, врагу: «Всё так и есть, да. Глаза злые, что-то шепчет там, за спиной…» А, оказывается, человек, которого ты подозреваешь, совсем не то имел в виду. Вот пример: в келье сестры монашествующие, и одна зло смотрит на другую. Та терпела, терпела, а потом спросила: «Что я тебе сделала?» — «У меня зубы болят…» Представляете, какое у нас воображение, что мы сразу рисуем картины, будто нас уже ненавидят! А у человека просто зубы болят.
Всегда во всем нужно рассуждение. Думайте хорошо обо всех. Смотрите на всех и ищите хорошее, как пчелка ищет мед. И этот мед вы принесите в свой улей — всё это в небесную копилочку. А если во всех искать плохое, так знаете, сколько мы плохого найдем в каждом из нас? А нужно ли нам это, полезно ли нам это? Я думаю, абсолютно не полезно и не нужно.
Сегодня вы святые. Вы всё уже знаете. Потому что «святая святым» … Слава Богу, у нас на литургии причащаются люди. И это очень важно. Грех людей разъединяет, и мы говорим: «Моя твоя не понимает…» А у нас понимание совсем другое, и понятие, принятие человека — другое. Мы одной крови. Христос, словно самым прочным цементом, нас всех соединяет, чтобы мы все вместе составляли Его Тело. Чашу Христову приимите, Источника Бессмертнаго вкусите.
Спаси всех, Господи!
Проповедь после Божественной литургии 17.09.2023 г., память блгвв. кн. Петра и кнг. Февронии, Муромских чудотворцев
25.09.2023