Три истории о том, как пережить горе
29 сентября — перенесение мощей праведного Алексия Московского (Мечёва) (2001)
«Вера утверждается не доказательствами, а испытаниями», — говорил московский священник Алексий Мечёв. И эти слова не были голословными: он пережил смерть любимой жены, но не только не потерял веру, но и смог зажечь ее в сердцах других.
В день памяти святого праведного Алексия Мечёва на примере его жизни и жизни людей нашего времени говорим о том, как пережить личную трагедию, остаться с Богом и найти в себе силы жить.
Доплыть до берега моря
Недавно слушала разговор с историком и методологом Натальей Давыдовой, где она делилась тем, как проживала потерю любимого мужа. Прошло время, боль не исчезла совсем, но теперь Наталья, по крайней мере, стоит на ногах и помогает другим пройти, как она говорит, «свою дорогу горя».
Наталья рассказывает о том, как важно уважать боль другого человека, давать ему возможность выговориться. Быть рядом, как друзья Иова, которые молча сидели рядом с ним и этим показывали, что его боль реальна и важна, что они готовы ее разделить.
Когда я смотрела на нее, то понимала, что ее взгляд, жесты, голос, интонации не такие, как у других людей. В них есть какая-то тайная сила и спокойствие. Как будто ее собственная живая трепещущая рана открыла в душе специальную дверь, через которую она пошла к состраданию, сочувствию, свету — ко Христу.
Сайт Натальи Давыдовой о помощи тем, кто пережил потерю, называется «Морегоряморе».
«Сколько бы ни было рядом с вами людей, вам всё равно кажется, что вы — одна. Или один. Один на один со своим горем. И этого горя — море. Морегоряморе. Это море надо переплыть, это горе надо прожить», — пишет Наталья.
«Когда ты в море, тебе не видно берега, но тем не менее он есть. Пусть иногда до него нужно очень долго плыть».
В сложные моменты жизни мы как будто лежим в лодке. Сил, чтобы держать весла, нет, поэтому мы плывем по течению, полностью доверяя ему. Не видно направления, не видно смысла. Видно только небо. И по тому, как плывут облака, понятно, что жизнь не остановилась, небо не бросило нас, оно всегда за нас, и однажды мы доплывем до своего берега.
Голос в эфире
Радиоведущая Анна Леонтьева, у которой погиб в автокатастрофе муж, в своей книге «Голос в эфире» пишет: «Как человек верующий, я могла бы сказать, что мне помогали молитва и вера в то, что у Бога все живы и что Он хочет нам только добра. Но это, к сожалению, была бы неправда: мои вопросы-вопли к Богу в тот момент звучали с душераздирающим укором и недоумением: "Как Ты мог?"»
И еще: «Я вовсе не справлялась со своим крестом, мне вовсе не казалось, что Бог дает крест по силам, наоборот — для меня было совершенно очевидно, что сил на всё это у меня вовсе нет, и меня оставляла на поверхности жизни лишь обязанность поддержать детей и перевести их через эту пропасть».
В дороге горя практически невозможно пройти мимо «остановки» — вопросов к Богу «за что? почему? как так?» Но ответить на них не может никто. Нет какого-то универсального разъяснения. И, если эти вопросы нам задают близкие, переживающие горе, самое подлое, что мы можем сделать, — это занять место Бога. Решить, что именно нам поручено разгадать эту тайну и, более того, передать ее: сказать им что-то вроде «это такое наказание», «это сделает тебя сильнее». Эти ответы могут «правильно» звучать. Но мы не имеем права вмешиваться в диалог двоих — человека, переживающего горе, и Господа. И только в свое время Бог даст в сердце человека если не полное объяснение того, что случилось, то хотя бы направление и понимание, как жить дальше. Мы же можем только быть рядом, когда человек ищет ответы. Не мешать ему, не давать подсказки, а обнимать, делать чай и молчать.
Анна Леонтьева работала для многих известных журналов, но популярность к ней пришла после смерти мужа, когда ее пригласили ведущей на радио «ВЕРА».
«Что-то Бог дал мне такое после моего горя: мои тексты зазвенели от внутреннего напряжения — и их сразу услышали. Меня благодарили люди из разных сословий и профессий — ученые, режиссеры, таксисты».
Да, в ее сердце боль осталась навсегда. Но, возможно, именно она стала дорогой к ее настоящему призванию — утешать историями тех, кому тоже больно.
Сострадательное сердце
Год назад меня пригласили в Москву в школу «Доброблогеров». Занятия проходили в центре Москвы на Маросейке. Нам сказали, что совсем рядом находится храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках, где лежат мощи святого праведного Алексия Мечёва. Об этом святом я ничего не знала, но так как храм действительно оказался в двух шагах от наших занятий, решила зайти.
Центр Москвы, узкие пешеходные улицы, толпы людей, доставка еды на самокатах, клаксоны машин — и вот ты открываешь дверь и попадаешь в иной мир, мир тишины и спокойствия.
Храм святителя Николая Чудотворца в Кленниках, Москва
Я приложилась к мощам и поднялась в храм по лестнице. Это было утро буднего дня, заканчивалась Божественная литургия. Людей было немного. И от контраста шумной Москвы и густой тишины небольшого храма, которая укутывала и нежила, стало легко и хорошо. Уходить не хотелось.
После этого я прочту историю праведного Алексия и проникнусь ей, почувствую в этом святом близкого и родного человека. И тогда уже приду к его мощам с просьбой: «Научи меня любить людей так, как любишь ты. Дай сострадательное сердце».
Святой праведный Алексий Мечёв
Праведный Алексий Мечёв потерял любимую жену, с которой они жили душа в душу. У них было четверо детей, жена страдала сердечной болезнью. Когда болезнь совсем истощила ее, в одном из писем, обращенных к ней, он писал, что готов, если потребуется, душу свою отдать за нее и детей, только бы все они были в добром здравии, счастливы и веселы. Но, вопреки его надеждам на чудо, жена умерла.
Отец Алексий был неутешен. Друзья и прихожане пригласили в Москву священника Иоанна Кронштадтского. Отец Алексий, в надежде получить духовную помощь, спросил его: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» А отец Иоанн ответил: «Не горе я пришел разделить, а радость. Тебя посещает Господь, оставь свою келью и выйди к людям. Только отныне и начнешь ты жить».
Отец Алексий послушался и взял на свои плечи горе других. Открылся беде и страданию ближних. Его дом и церковь святителя Николая в Кленниках всегда были полны людей. Батюшка служил и на Хитровом рынке — месте с дурной славой. Там он устраивал встречи и лекции.
Прихожане вспоминали его способность к сострадательной любви: «Вся духовная жизнь отца Алексия пронизана светом Евангелия от Иоанна. Его дух и личность несут отпечаток светоносной атмосферы Евангелия Любви. Отец Алексий "был весь Любовь"».
Исследователь истории Русской Церкви Полин де ля Виллежегю в книге «Вечность повседневности» пишет: «Истинным богатством отца Алексия, как он сам считал, была "твердая, детская вера", но еще больше он ценил то, что Бог дал ему "жалостливое сердце". Этот дар Божий позволял отцу Алексию с особой деликатностью приближаться к людям, испытывающим как физические, так и душевные, как материальные, так и духовные страдания. Обладать жалостливым сердцем — значит, прежде всего, предаться милосердной прощающей любви Христа, пламенной и щедрой Божьей любви, находясь рядом с теми, кто страдает».
Отец Алексий не обличал, не призывал к покаянию, а утешал всех приходящих к нему любовью, иногда молчаливой, но, может, поэтому такой сильной и животворящей. И этим показывал, что Бог любит их: «Бывало, придешь к нему чем-нибудь расстроенная, и как войдешь в комнату, так и разрыдаешься. Тогда батюшка подойдет к тебе, обнимет, прижмет к груди и начнет целовать твою голову, лоб и щеки, чтобы лаской заглушить горечь переживания».
«Как станет тяжело или скорбь какая будет, ты вспомни, что есть в Москве Маросейка», — наставлял батюшка одну из своих прихожанок.
Смог бы он так понять боль других людей, если бы не пережил ее сам?
«Плачьте с плачущими»
Наша собственная боль делает нас чуткими к боли другого человека. Если ты сам знаешь, что такое, когда нет сил, чтобы встать, сделать шаг или даже вздох, ты можешь понять горе другого человека, вслушаться в него, не пытаясь срочно его «починить». Как говорил апостол Павел, радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12: 15).
По себе знаю, что бережливой к сердцу другого становишься, когда кто-то был небережлив к твоему. Поэтому я прошу Бога: «Не дай мне забыть мою боль». Человек, который носит в сердце боль, не может причинить зла другим. Эта боль, как волна моря, смывает гордость, высокомерие, эгоизм, и поэтому в такие моменты человек ближе к Богу, чем в благополучные дни.
Конечно, никто не желает ни себе, ни близким тяжелого креста. Но пройти жизнь без потерь не получается ни у кого. Почему так выходит, что только проживаемая боль способна поменять нас, ответить трудно. И как продолжать верить Богу, когда в твоей жизни случаются трагедии? Как продолжать идти?
Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства мужа открыла Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Отец Алексий Мечёв создал уникальную общину в центре Москвы. Пережившая смерть мужа Наталья Давыдова создала проекты, которые помогают другим пережить потерю близких. Ведущая Анна Леонтьева написала несколько книг.
Все они смогли переплыть свое море горя и стать ногами на берег. Но сделать это возможно только, если смотреть на Бога.
Иногда всё, что мы можем, это сказать: «Я не понимаю, но принимаю». Потому что жить — значит не знать, что будет дальше и для чего. Увидеть и понять какой-то смысл можно, только когда пройдет время и мы обернемся назад.
Что-то такое важное Господь хочет показать нам, когда разрушается привычное. Возможно, всё, что у нас есть — это Его подарок, который, к сожалению, мы можем потерять.
Мы можем потерять всё, кроме Него.
И это понимание дает надежду, чтобы жить.
Фотографии из интернета
Источники:
- Голос в эфире. Истории, которые были услышаны, с. 13
- Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечёва, с. 17
- Иулиания (Соколова). Жизнеописание Московского старца отца Алексия Мечёва, с. 52
- Московский батюшка: Воспоминания об о. Алексее Мечёве, с. 87, с. 14
29.09.2023