Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Писаная икона работы сестер Свято-Елисаветинского монастыря
Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедью, надлежало предварить и добровольные Его страдания. Он прежде Господа сошел во ад, чтобы проповедовать содержимым там душам праотцев Евангелие о явлении в мир ожидаемого Мессии и о скорой Его победе над силами ада…
Икона «Иоанн Предтеча, с праздниками» (первая треть XVI в.)
Наступил день рождения царя Ирода. Иудеи не имели обыкновения устраивать особых праздников в подобном случае. Но Ирод следовал обычаям восточных властителей, которые издавна пышно праздновали дни своего рождения. По обычаю Востока, женщины не смели не только садиться за один пиршественный стол с мужчинами, но даже и показываться там, где они пировали. Но Саломия, достойная дочь своей развратной матери Иродиады, с которой незаконно сожительствовал Ирод, обличаемый за это Иоанном Крестителем, пренебрегая обычаями, вошла к пирующим и начала плясать, возбудив восторг в Ироде и его сотрапезниках, так что опьяненный деспот с клятвою обещал исполнить всё, что она у него ни попросит, — хотя бы даже половину его царства! Саломия тотчас вышла из залы пирующих к своей матери и обратилась к ней с вопросом: «Чего просить мне?»
Иродиада давно просила супруга убить ненавистного ей пророка, обличителя ее преступной связи. Но Ирод отказывался, поскольку боялся народа и, с другой стороны, сам уважал Иоанна как мужа праведного и святого (Ср.: Мк. 6: 20). И вот теперь ей представился удобный случай утолить мучившую ее жажду крови праведника! Иродиада дает дочери поднос, на котором раскладывались разнообразные кушанья, и отсылает к царю, чтобы та просила его сейчас же, здесь, на пиру, дать ей на этом блюде голову Иоанна Крестителя!
Ироду была очень неприятна просьба Саломии, но он не захотел нарушить свою клятву и повелел одному из телохранителей принести голову Предтечи. Посланный отправился в темницу, где святой Иоанн испытал уже столько лишений, уничижения, страданий, и объявил тому царскую волю. Праведник, человек с могучею волею и закаленным характером, покорился воле Божией, свершаемой над ним палачом Ирода, — опустился на колени и с молитвою к Богу мужественно принял удар исполнителя казни... Крестителю было тогда не более тридцати двух лет. Честную главу Предтечи отдали Саломии. По преданию, глава продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала главу в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли и погребли его ученики.
А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного злодеяния. Ирод, мучимый совестью, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Вскоре, оклеветанный племянником пред римским императором, он был сослан в Испанию, потеряв при этом всё свое царство, а не только обещанную танцовщице половину его. Иродиада с дочерью разделяли с ним его изгнание, в котором бедственно окончили свою жизнь.
Предание гласит, что однажды зимой Саломия переходила по льду небольшую реку Сикорис. Среди реки лед под нею подломился, и она погрузилась в воду так, что лед стиснул ее шею, и она повисла, не доставая ногами речного дна. Тело ее колебалось из стороны в сторону, исполняя страшный танец, до тех пор, пока лед не перерезал шею. Труп погрузился на дно реки, а Ироду и Иродиаде принесена была голова погибшей.
Сами они, по преданию, были поглощены живыми землею. Разверзлась земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день.
***
Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь, как бы святыня не была поругана иноверцами, снова скрыл ее в том же месте.
Три Обретения честной главы св. Иоанна Предтечи (икона XIV в., Великая Лавра на Афоне), фрагмент. Икона Иоанна Предтечи
Прошло много лет. Церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей.
В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.
В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля по ст. ст.).
Около 850 года, когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая по ст. ст.).
***
Пример жизни святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас жаждать явления Господа и Спасителя в нашей личной жизни всегда. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.
Пророк Иоанн Предтеча, икона с клеймами. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма
Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути к нашей встрече с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния!
В память святого Пророка Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Также Церковь положила отмечать этот день строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого подвижника, постившегося всю жизнь.
Эмеса и Константинополь. Второе и третье Обретение главы Иоанна Предтечи. Фреска
Митрополит Антоний Сурожский: «…Пророки в своем порой величайшем подвиге каким-то образом могут опереться на Господа. Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелевает ему быть Предтечей и ради этого явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых. И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему каждый раз, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и вознеслись чудесно благодатью, он из всех — самый великий».
Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав, радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. Да рыдает убо Иродия, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея главы усекновение.
11.09.2023