X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Наставления

Наставления

О надежде

Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, — то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого царствия Божия и уверена, что всё земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. «Надежда» есть смелость истинная к Богу, данная в сердце человека от Божия вдохновения и просвещения. Или: «надежда» есть добродетель, свыше влиянная, чрез которую с точным вероятием ожидаются блага вечные жизни. Сия добродетель, основанная в благодати, которая дается нам чрез Иисуса Христа в соблюдении заповедей Божиих, и бывает известна общением тела и крови Христовой с непрестанной молитвой.

О мире душевном

Ничто так не содействует к стяжанию внутреннего мира, как молчание, и сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими. Когда человек придет в мир и устроение, тотчас может и от себя изливать свет просвещения разума. Прежде человеку надобно повторять сии слова пророчицы: да не изыдет велеречие из уст ваших (ср.: 1 Цар. 2: 3), и слова Господни: Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7: 5). Мы должны все мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить мир Божий, и с Церковью взывать: Господи Боже мой, мир даждь нам (ср.: Ис. 26: 12).

О хранении мира душевного

Оскорбления от других должно переносить равнодушно и приобучаться к таковому расположению духа, как бы они не до нас касались. Образ такового незлобия мы видим в жизни св. Григория чудотворца, от которого некая жена блудница всенародно требовала мзды, якобы за грех с нею сделанный; а он, нимало не разгневавшись на нее, кротко сказал некоему своему другу: «даждь скоро ей цену, колику требует». Жена только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса, святитель же изгнал из нее беса молитвою. Чтобы сохранить душевный мир, должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, по слову премудрого Сираха: многи печаль уби, и несть пользы в ней (ср.: Сир. 30: 25). Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Снисхождением к брату и молчанием сохраняется мир душевный. Когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Чтобы не впадать в осуждения ближних, должно внимать себе; ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертвым. Когда кто на тебя лжет и клевещет, терпи с радостью. А когда кто особенно тебя обидит, не возмущайся и не противоречь, прощения проси. Отрекись сам себя и жизни своей. «Умри всем вещам прежде смерти твоей, как будто не живешь на сем свете, когда хочешь начать делать дела Божия», — сказал св. Златоуст.

О подвигах

Надобно идти средним путем, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе (ср.: Притч. 4: 27), духу давать духовное, а телу — телесное, потребное для поддержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, что она законно требует от нас по словам Писания: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови (ср.: Мф. 22: 21). Тело, изможденное трудом и болезненное, должно подкреплять умеренным сном, пищею и питием, не соблюдая даже и времени. Иисус Христос тотчас по воскресении дочери Иаировой повеле дати ей ясти (Лк. 8: 55).

Всякий успех в чем-либо должно относить ко Господу и говорить с пророком: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу. «Сподобился ли назваться в чин монахов, тщись добродетель обещания показать, да не отвержен будешь, не жесток, не любосластен, не гневлив, не яростен, не любострастен, не невоздержан, не бесстыден; но паче кроток, благоговеин, воздержлив, целомудр, тих, мирен, разумен, храня чистоту телесную, яко же сочетался еси Христу». (Ефрем Сирин, лист 408).

О должностях и любви к ближним

Брату грешащу, покрой его, как советует св. Исаак Сирин (сл. 89): «Простри руку над согрешающим и покрой его». Мы, в отношении к ближним, должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною. Мы должны любить ближнего не менее, как самого себя, по заповеди Господней: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (ср.: Лк. 10: 27). Но не так, чтобы любовь к ближним выходила из границ умеренности, отвлекала нас от исполнения первой и главной заповеди, т.е. любви Божией, как о сем поучает Господь наш Иисус Христос: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф. 10: 37). Любовь состоит в отвержении своей воли и в совершенном послушании слову Божию.

О неосуждении ближнего и о прощении обид

За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчикам от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших (ср.: Мф. 6: 15). …Молитеся за творящих вам напасти (ср.: Мф. 5: 44). Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему — враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро, следуя учению Господа нашего Иисуса Христа: любите враги ваши… добро творите ненавидящим вас (ср.: Мф. 5: 44). Самих себя должно считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему, а ненавидеть только диавола, который прельстил его. Случается же, что нам кажется: другой делает худо, а в самом деле по благому намерению делающего — это хорошо. Притом дверь покаяния всем отверста, и неизвестно, кто прежде войдет в нее — ты ли осуждающий, или осуждаемый тобою. Св. Исаак Сирин говорит: нам не осуждать других, а себя почаще испытывать, живем ли мы по учению Христову, чтобы войти в Царствие Небесное.

Против излишней попечительности

Лучше для нас презирать то, что не наше, т.е. временное и преходящее, и желать нашего, т.е. нетления и бессмертия, тогда удостоимся Богосозерцания, подобно апостолам при Божественнейшем преображении, и приобщимся превыше умного единения с Богом, подобно небесным умам. Ибо будем подобны Ангелам и сынам Божиим, воскресения сынове суще (ср.: Лк. 20: 36). «Возверзи на Господа твоего печаль твою, и Той о тебе промыслит». «Той бо, глаголется, печется о вас». Если бы потребно было яствий или одежд, не устрамися от других ти приносимая прияти: сие бо есть гордости вид. Аще же и сам в сих избыточествуеши, даждь лишающемуся; тако Бог чадом своим удомостроятися хощет. Имея убо подобающая для настоящего времени, да не печемся о будущем времени, подает Он подобающая, и ищите Царствия Небеснаго и правды его. «Ищите бо, глаголет Господь, Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам», — сказал Евагрий монах.

Источник: Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника / [ред. М. Д. Молотников]. Изд. 3-е, испр. и доп. Клин: Христианская жизнь, 2011. 511 с. (Дивен Бог во святых своих). / Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам. 401‒459 с. ISBN 978-5-93313-127-4

01.08.2023

Просмотров: 247
Рейтинг: 4.1
Голосов: 20
Оценка:
Комментировать