X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Кресту, верных спасению, поклонимся

Святыни Православия Крест

«Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве,
Крест — наша держава, Крест — верных утверждение,
 Крест — ангелов слава и демонов язва».
(Светилен)

Крест Господень — это святыня. После обретения Креста в 326 году царицей Еленой перекрестие — сердцевина Креста — хранилось в храме Гроба Господня. Другие его части были переданы в Константинополь и Рим. Существовал целый чин поклонения Кресту: два диакона держали Крест, чтобы его никто не похитил, и христиане подходили поклониться святыне с великим благоговением. Прикладывались челом, глазами, но руками никто не смел дотронуться. После ХII века судьба иерусалимской части Креста покрыта тайной, следы ее теряются.

 

часть Животворящего Креста в специальном реликварии

Самая большая из известных частей Животворящего Креста сегодня хранится в сокровищнице Храма Гроба Господня в Иерусалиме в специальном реликварии

Начиная с IX века в Константинополе возникла традиция ежегодно износить часть Древа Животворящего Креста, хранившегося в Константинополе в домовой церкви Богоматери Фаросской во дворце византийских императоров, к источнику Спаса, расположенному за городской стеной Константинополя, и далее в храм Святой Софии. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на Святой Трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

 

Ковчег для Древа Животворящего Креста Господня

Ковчег для Древа Животворящего Креста Господня, созданный императором Константином VII Багрянородным, Х в., Лимбург

В XII–XIII веках эта традиция вошла в обряды всех православных церквей, и праздник получил название «Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, — «предъисхождение», т.е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Празднование совершается в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу он относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднства.

 

Икона Спас Нерукотворный

Икона «Спас Нерукотворный», ХII в., Государственная Третьяковская галерея, Москва

14 августа в Русской Православной Церкви вместе с празднованием Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня совершается также празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной великим князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году, а в Греции — победа в тот же день греческого императора Мануила над - магометанами арабами или сарацинами.

Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и «Поклонение Кресту» — на другой. В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.

 

Прославление Креста

«Прославление Креста» — оборот иконы «Спас Нерукотворный»

Князь и всё войско причастились Святых Христовых Таин и со слезами молились пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи. И великое чудо было явлено от святых икон в день решающей победы над болгарами 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска братья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав) вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе ей». И тогда все увидели, что от икон Спасителя, Богоматери и Креста исходили огненные лучи, свет озарил всю местность, и распространилось благоухание. Одновременно в 1164 году византийскому императору Мануилу († 1180) было явлено такое же знамение от иконы Спасителя во время его победного сражения с сарацинами. Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде на Руси. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, с благословения священноначалия решили установить 1 августа празднество Господу и Пречистой Его Матери. В народном обиходе этот день называют Первым Спасом.

В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 14 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». И согласно этому по сложившейся традиции в этот день во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мед, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. После обедни и водоосвящения священник освящал мед нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного меда («попова доля») оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Поэтому именовался Первый Спас и «медовым».

 

Распятие

Распятие, Россия, 1725 г.

Празднование 1 августа на Руси в XVI‒XVII вв. отличалось особой торжественностью. Вот как праздновали Происхождение Честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, «с Евдокимова дня на Происхожденьев», государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому митрополиту — святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

 

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 1510–1520-е годы, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир

После чина водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская «праздницкая» — народное гулянье, происходившее на островке около крепостных «Происхожденских», или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника — Спас на воде, или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: «На Спаса купаться — незамоленные грехи простятся».

 

Крест-мощевик напрестольный

Крест-мощевик напрестольный, конец XIX начало XX вв., Россия

Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней. В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Празднование в Русской Церкви дня Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет особый, уникальный характер, так как в русской традиции оно объединило несколько разновременных традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

«Кресту, верных спасению, покланяюся, и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: Древо всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся».

(Тропарь 1 песни канона Изнесению Честных Древ Животворящего Креста Господня)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (pravzhizn.com)
  2. 1/14 августа — праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса: rublev_museum — LiveJournal
  3. Происхождение Креста Господня — Русская вера (ruvera.ru)
  4. 14 августа. Изнесение Креста. — Храм Преображения Господня в селе Остров (cerkov.ru)
  5. «Премудрости Божия столпи седмочисленнии» / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
  6. Молитвы Происхожд. Честных Древ Креста Господня (Леонид Крупатин) / Стихи.ру (stihi.ru)

14.08.2023

Просмотров: 136
Рейтинг: 5
Голосов: 5
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать