Кресту, верных спасению, поклонимся
«Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве,
Крест — наша держава, Крест — верных утверждение,
Крест — ангелов слава и демонов язва».
(Светилен)
Крест Господень — это святыня. После обретения Креста в 326 году царицей Еленой перекрестие — сердцевина Креста — хранилось в храме Гроба Господня. Другие его части были переданы в Константинополь и Рим. Существовал целый чин поклонения Кресту: два диакона держали Крест, чтобы его никто не похитил, и христиане подходили поклониться святыне с великим благоговением. Прикладывались челом, глазами, но руками никто не смел дотронуться. После ХII века судьба иерусалимской части Креста покрыта тайной, следы ее теряются.
Самая большая из известных частей Животворящего Креста сегодня хранится в сокровищнице Храма Гроба Господня в Иерусалиме в специальном реликварии
Начиная с IX века в Константинополе возникла традиция ежегодно износить часть Древа Животворящего Креста, хранившегося в Константинополе в домовой церкви Богоматери Фаросской во дворце византийских императоров, к источнику Спаса, расположенному за городской стеной Константинополя, и далее в храм Святой Софии. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на Святой Трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Ковчег для Древа Животворящего Креста Господня, созданный императором Константином VII Багрянородным, Х в., Лимбург
В XII–XIII веках эта традиция вошла в обряды всех православных церквей, и праздник получил название «Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, — «предъисхождение», т.е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Празднование совершается в первый день Успенского поста — 1 августа по юлианскому календарю. По Уставу он относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднства.
Икона «Спас Нерукотворный», ХII в., Государственная Третьяковская галерея, Москва
14 августа в Русской Православной Церкви вместе с празднованием Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня совершается также празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной великим князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году, а в Греции — победа в тот же день греческого императора Мануила над - магометанами арабами или сарацинами.
Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двустороннюю икону, на которой были изображены Спас Нерукотворный на одной стороне и «Поклонение Кресту» — на другой. В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.
«Прославление Креста» — оборот иконы «Спас Нерукотворный»
Князь и всё войско причастились Святых Христовых Таин и со слезами молились пред иконой Божией Матери, прося Ее помощи. И великое чудо было явлено от святых икон в день решающей победы над болгарами 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска братья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав) вернулись к пехоте, стоявшей под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе ей». И тогда все увидели, что от икон Спасителя, Богоматери и Креста исходили огненные лучи, свет озарил всю местность, и распространилось благоухание. Одновременно в 1164 году византийскому императору Мануилу († 1180) было явлено такое же знамение от иконы Спасителя во время его победного сражения с сарацинами. Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде на Руси. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, с благословения священноначалия решили установить 1 августа празднество Господу и Пречистой Его Матери. В народном обиходе этот день называют Первым Спасом.
В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 14 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». И согласно этому по сложившейся традиции в этот день во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мед, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. После обедни и водоосвящения священник освящал мед нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного меда («попова доля») оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: «На Первый Спас и нищий медку попробует!» Поэтому именовался Первый Спас и «медовым».
Распятие, Россия, 1725 г.
Празднование 1 августа на Руси в XVI‒XVII вв. отличалось особой торжественностью. Вот как праздновали Происхождение Честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, «с Евдокимова дня на Происхожденьев», государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее — апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места — для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, — которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.
После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами — золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому митрополиту — святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под «сенью» в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной «иорданской» водой кропило войска и знамена, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.
Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 1510–1520-е годы, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир
После чина водоосвящения устраивались народные гулянья. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская «праздницкая» — народное гулянье, происходившее на островке около крепостных «Происхожденских», или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.
Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника — Спас на воде, или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: «На Спаса купаться — незамоленные грехи простятся».
Крест-мощевик напрестольный, конец XIX — начало XX вв., Россия
Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней. В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.
Празднование в Русской Церкви дня Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня имеет особый, уникальный характер, так как в русской традиции оно объединило несколько разновременных традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.
«Кресту, верных спасению, покланяюся, и тепле облобызаю, и, объемля, вопию: Древо всеблаженное Христово, душу мою и ум просвети, молюся».
(Тропарь 1 песни канона Изнесению Честных Древ Животворящего Креста Господня)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Происхождение (Изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (pravzhizn.com)
- 1/14 августа — праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса: rublev_museum — LiveJournal
- Происхождение Креста Господня — Русская вера (ruvera.ru)
- 14 августа. Изнесение Креста. — Храм Преображения Господня в селе Остров (cerkov.ru)
- «Премудрости Божия столпи седмочисленнии» / Православие.Ru (pravoslavie.ru)
- Молитвы Происхожд. Честных Древ Креста Господня (Леонид Крупатин) / Стихи.ру (stihi.ru)
14.08.2023