X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,

и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради:

радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

 (Мф. 5: 11, 12).

Образованнейший греческий интеллектуал, публицист-обличитель, русский писатель, чьи тексты волновали умы грамотных русичей в XVI и XVII веках, государственный преступник, отбывший 20-летнее заключение, и русский святой, почивающий мощами в Троице-Сергиевой лавре. Всё это об одном человеке — борце за истину, столпе Православия, молитвеннике и просветителе — преподобном Максиме Греке.

 

Будущий святой родился в греческом городе Арте в 1470 году и в Крещении был наречен Михаилом. Он происходил из старинного и знатного византийского рода Триволисов. Его отец Мануил, состоятельный греческий сановник, и мать Ирина отличались благочестием и преданностью православной вере, которую воспитали и в сыне.

Родители были людьми образованными, и преподобный получил прекрасное образование. Около 1480 года Михаил проходил обучение классическим наукам на острове Корфу у Иоанна Мосхоса. В 1492 году юный Михаил отправился для продолжения обучения в Италию, которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности. Михаил Триволис много путешествовал, изучал языки и науки в европейских странах, побывал в Париже, Флоренции, Венеции, где учился в существовавшей здесь издавна греческой школе, в Падуе, славившейся своим университетом, и других городах. Позднее об этом времени своей жизни преподобный Максим писал: «Если бы Господь, пекущийся о спасении всех, не помиловал меня и… не озарил светом Своим мысль мою, то давно погиб бы и я с находящимися там проповедниками нечестия».

От одного из своих учителей, Иоанна Ласкариса, который вывез с Афона во Флоренцию до 200 древних книг, Михаил услышал об изобилии книжных сокровищ, хранящихся в монастырских библиотеках Святой Горы. Самой богатой была библиотека Ватопедского монастыря: ей завещали свои рукописные кодексы два спасавшихся в Ватопеде императора — Андроник Палеолог и Иоанн Кантакузин. Знал Михаил и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. В 1504 году он покинул Италию и по возвращении на родину устремился на Афон. В 1505 году Михаил принял постриг с именем Максим, в честь Максима Исповедника, в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре.

 

Монастырь Ватопед

На Афоне инок Максим предался чтению сочинений святых отцов. Любимой книгой для него стало «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, о которой преподобный Максим писал впоследствии, что он «достиг высшего познания философии и богословия».

Святой Максим пользовался на Святой Горе высоким духовным авторитетом. В эти годы он написал свои первые труды и составил канон святому Иоанну Крестителю. Основным трудом святого было переписывание книг на заказ. Другим послушанием был сбор пожертвований в пользу афонских монастырей, которые он собирал в поездках по городам и селениям Греции.

Неожиданно в жизни преподобного произошел поворот. Великий князь Московский Василий Иоаннович (1505–1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог. В 1515 году великий князь и Московский митрополит Варлаам обратились к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать им переводчика с греческого языка. Из Ватопедского монастыря на Русь отправились 47-летний инок Максим (Триволис) вместе с двумя монахами, Неофитом и Лаврентием. Преподобный Максим по-русски не говорил, не знал он и книжного церковнославянского языка. Тем не менее одаренный инок выучил русский язык по дороге, которая затянулась на три года. В Москву они прибыли только 4 марта 1518 года и были определены на жительство в Чудов монастырь. Церковнославянский преподобный учил уже в богатой древними латинскими и греческими рукописями библиотеке великого князя.

 

Митрополит Григорий, преподобный Максим Грек приезжает в Москву к вел. кн. Московскому Василию III. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Первым трудом Максима Грека был перевод Толковой Псалтири — одной из самых популярных на Руси книг. Переводил он, еще не знавший церковнославянского языка, с греческого на латынь, стараясь при этом сохранить верность подлиннику. С латыни на славянский переводили тексты данные ему в помощь переводчики Димитрий Герасимов и Власий. Через полтора года текст перевода был передан великому князю и одобрен митрополитом Варлаамом, ставшим покровителем преподобного при московском дворе.

Труд Максима Грека был оценен великим князем, и, несмотря на просьбы преподобного отпустить его на Афон, святого оставили в Москве. Вслед за Псалтирью последовали Толковый Апостол, сочинения свв. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского. Затем последовало и другое поручение — заняться редактированием и исправлением книг богослужебных, которые пестрели ошибками из-за неграмотности, неаккуратности или элементарной небрежности переписчиков.

Эти исправления стали первым камнем преткновения в отношениях Максима Грека со священноначалием. Все неверные слова, предложения и определения за много лет вошли в обиход, менять который многие иерархи не хотели и всячески этому противились. В XVII веке подобные разногласия привели к церковному расколу. В XVI веке Максима Грека обвинили в ереси. С этого момента и начались его скорби. Пока на Московской кафедре оставался митрополит Варлаам, а великий князь покровительствовал афонскому монаху, его недоброжелателям приходилось сдерживаться. Но когда кафедру занял инок Волоколамского монастыря Даниил, положение ученого монаха стало весьма затруднительным.

Поворотным для Максима Грека стал 1524 год. Когда великий князь Василий III решил расторгнуть брак со своей бесплодной супругой Соломонией и заточить ее в монастырь, преподобный, и до того не молчавший при попытках власть предержащих нарушить закон Божественный, возвысил свой голос и в этот раз. В своем послании государю он убеждал его не покоряться страстям плотским. Преподобный Максим Грек писал, что самодержец — это тот, кто умеет держать самого себя в руках, охраняя от трех греховных страстей — «сластолюбия, славолюбия и сребролюбия».

Этим посланием воспользовались недруги преподобного. Святого Максима схватили и бросили в кандалах в темницу Симонова монастыря, да так тайно, что в Москве даже не знали, жив ли он и где заключен. Так начался его путь на Голгофу. На суде ему вменили в вину неправильный перевод греческих книг, якобы искажавший их подлинный смысл, и сношения с опальными боярами и турецким послом, и обвинили его в измене и ереси. В свое оправдание Максим Грек привел два аргумента: в первую очередь незнание русского языка, ведь первые свои переводы он делал с греческого на латынь, стремясь сохранить верность греческому подлиннику, и тот факт, что за годы работ поколений переписчиков и переводчиков многие греческие тексты были искажены, и, таким образом, он лишь восстанавливал их прежнее звучание. Доводы эти, однако, не были услышаны. Преподобный, отлученный от принятия Святых Таин, был осужден и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь.

 

Иосифо-Волоцкий монастырь, где преподобный Максим Грек провел первые 6 лет ссылки

В 1525 году условия заключения 55-летнего монаха в Иосифо-Волоцком монастыре были суровыми: «В молчании сидети… и во отлучении и необщении быти ему совершене». От дыма и смрада, от уз и побоев впадал по временам он как бы в омертвение. В один из таких моментов изнемогающему узнику явился Ангел Божий со словами: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполнившись духовной радости, узник воспел Святому Духу Утешителю канон, который затем записал на стенах своей темничной келлии. Впоследствии об этом времени Максим Грек скажет: «Меня морили дымом, морозом и голодом за грехи мои премногие».

 

Тверской Отроч монастырь

На этом страдания святого не закончились. В 1531 году его снова призвали к суду. К прежним обвинениям в ереси и неправедном переводе книг добавились и новые: в волшебстве, чернокнижии, а также нестяжательстве и непочитании русских монахов-чудотворцев, чьи обители владели землями. К счастью, на этот раз местом заключения преподобного стал Тверской Отроч монастырь. «Надзирать» за святым было поручено епископу Акакию, очень уважавшему ученого грека. Жизнь узника там была вполне сносной: настоятель сажал его за свой стол обедать, предоставлял возможность читать и писать. Но Святых Таин преподобный смог причаститься лишь спустя 10 лет.

 

Максим Грек. Миниатюра и начало догматического сочинения «Исповедание православной веры» в сборнике сочинений Максима Грека. XVIII в.

Не раз Максим Грек пытался воззвать к справедливости и обращался к Собору и митрополитам Московским с «Исповеданием веры». В 1534 году после кончины великого князя Василия III Максим Грек пишет еще одно обращение, в котором оправдывает себя и сделанные им переводы книг. В заключении своего письма он обращается с просьбой отпустить его на Афон. Но на мольбы святого митрополит Макарий ответил: «Узы твои целуем, яко единого от святых, а помочь мы тебе ничем не можем».

Только после многочисленных просьб Константинопольского, Иерусалимского и Александрийского патриархов и митрополита Макария 81-летнего Максима Грека после 26 лет заточения отпустили на покой в Троице-Сергиев монастырь. Здесь он занялся близким душе его делом — переводом Псалтири на русский язык. В обители его посещал царь Иоанн IV, который через год пригласил его в Москву для борьбы с новой ересью Матвея Башкина. Еще через год (1556) преподобный скончался. На его гробнице, которая находитсяв Свято-Троице-Сергиевой лавре, выбиты строчки:

Блаженный здесь Максим телом почивает,

И с Богом в небеси душою пребывает.

И что Божественно он в книгах написал,

То жизнию своею и делом показал.

Оставил образ нам и святости примеры,

Смирения, любви спасения и веры!

 

Открытие святых мощей преподобного Максима Грека в Троице-Сергиевой лавре в 1996 году

Преподобный Максим оставил около 365 текстов: богословских, апологетических, духовно-нравственных, трактаты по грамматике и структуре языка, послания частным лицам. В них он громил латинян и протестантов, осуждал увлечение астрологией, обличал возраставшее на Руси обрядоверие без подлинной жизни во Христе и бояр-временщиков при малолетнем Иоанне IV, для которого оставил «Главы поучительны к начальствующим правоверно». Также наследием святого является канон Святому Духу, написанный углем на стене тесной сырой тюремной кельи Иосифо-Волоцкого монастыря. Сегодня он звучит во многих храмах Русской Церкви. Каждый день в темнице преподобный начинал словами сочиненной в утешение самому себе проповеди:

«Не тужи, не скорби, не тоскуй, любезная душа моя, о том, что страдаешь без вины от тех, от которых следовало бы тебе принять все блага, так как ты питала их духовною трапезою, исполненною дарований Святого Духа, то есть святоотеческими толкованиями боговдохновенных песнопений Давыда, переведенными тобою с греческого на славный русский язык! Также и другие многие душеполезные книги, из которых одни переведены тобою, а другие, в которые вкралось много неправильных чужих слов, надлежащим образом исправлены. Напротив, благодари Владыку твоего, хвали и славь Его сознательно, что Он сподобил тебя в настоящей жизни временными скорбями воздать с избытком весь долг свой и те значительные таланты, какие ты была Ему должна. Смотри же, не считай это время — временем сетования, а напротив — временем божественной радости, чтобы тебе, окаянной, не потерпеть двойного лишения, страдая от неблагодарности. Напротив, веселись и радуйся благоразумно, стараясь проводить всегда жизнь смиренную, с благодарением, с благою надеждою и честностью, чем удобно восхищается Царство Небесное, с которым не может сравниться ничто из существующего».

 

Рака с мощами преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра. Архитектор В.А. Звездкин

С XVI века труды Максима Грека стали расходиться в многочисленных списках. И хотя канонизирован он был только в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, его издревле почитали как одного из Радонежских святых. Еще в середине XVII века «Сказание о Максиме Греке» как житие святого было включено в Минею, и появились иконы с его изображением. А в 1591 году были открыты его мощи — они оказались нетленными, даже часть мантии сохранилась. В 1996 году после археологических раскопок мощи преподобного были вновь обретены и с тех пор находятся в Свято-Духовской церкви лавры.

 «Зарею Духа облистаем, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас ходатай буди непреложен, чтущих любовию святую памятъ твою».

(Тропарь преподобному Максиму Греку, глас 8)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Максим Грек. Духовно-нравственные слова. — Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006. 
  2. Максим Грек. Слова и поучения / Предисл., сост. и коммент. Проф. А. Ф. Замалеева. (Русская наука о душе). — СПб., Тропа Троянова, 2007. 
  3. Преподобный Максим Грек — Русская вера (ruvera.ru)
  4. Преподобный Максим Грек: Он не боялся обличать самого царя | Правмир (pravmir.ru)

04.07.2023

Просмотров: 279
Рейтинг: 5
Голосов: 11
Оценка:
Комментировать