X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Послушание — это моя жизнь» (часть 2)

Послушание — это моя жизнь часть 2

— Всё пройденное в жизни теперь помогает на послушании лучше понимать людей, жалеть их, — продолжает сестра милосердия Елена Мартинович. — Вот родители жалуются: дети в храм не ходят. Но, если говорить честно, глядя на нас, разве кто-то захочет идти в церковь? Только своей жизнью, своим поведением мы можем показать пример. Даже за интонацию нужно отвечать — сказать слово красиво, мягко, с любовью, стараться пожалеть людей.

Или если муж пьет, я всегда предлагаю не только за мужа подавать записки, но и за себя. «А я тут при чем?» — спрашивают. Но ведь одной вины никогда не бывает, семья — единый организм, состоящий из двух половинок, мужа и жены. Где-то мы недодали, что-то не сказали, нет в нас любви, ласки. Очень важно начать менять себя, увидеть свои промахи и ошибки.

Одна женщина проходила мимо меня всегда с насмешкой, но однажды вдруг остановилась и стала рассказывать, что муж пьет. Я ей предложила подать записки за него и за себя. «Вы попробуйте, а там посмотрите». А потом она постоянно приходила, тон изменился, она совсем иначе себя вела: не «почему?» и руки в боки, а с вниманием слушала. А я ведь всё так говорю, потому что сама пережила эту трагедию. Столько боли пережито, жизнь и молодость положены… Поэтому сопереживаешь людям, стараешься их направить, где-то поделиться своим опытом.

Пожилые обвиняют своих детей, а на себя не хотят посмотреть. Дети винят родителей, всю жизнь несут обиду. У меня эта обида тоже сидела с детства, хотелось, чтобы была полная семья. А теперь сожалею, что была недостаточно ласковой со своей мамой. Я хотя и была верующей, вела себя гордо. Однажды она даже сняла крестик, мною подаренный. Я тогда обиделась, а сейчас понимаю, насколько она была права. Ходим в церковь, причащаемся, а с самыми близкими порой ведем себя некрасиво и дерзко. Когда я это осознала, стала на колени перед мамой и попросила прощения. И отношения стали налаживаться. Вот как важно себя менять и идти навстречу друг другу, стараться самим проявить внимание, заботу.

Сейчас мама стала молиться, в том числе и за своего усопшего сына, моего брата, а раньше плакала всё время и не слышала меня, когда я про молитву говорила. Но опять-таки, видимо, я говорила таким тоном, что меня услышать было невозможно. Теперь может даже разговор раньше закончить: «Всё, Лена, до свидания, мне нужно молиться». Мама исповедуется, причащается. И это большая радость.

Каждый день, каждую минуту нужно за собой следить, за своими словами, ущемлять свою гордыню, своеволие. Я вчера пришла и плачу: «Господи, как же я не хочу никого осуждать, не хочу болтать! Прости и помоги». Изо дня в день одно и то же делаю — и осуждаю, и болтаю. Я уже шучу, может, мне камушек в рот положить, чтобы меньше болтать. Так я же его не удержу, этот камушек (смеется). Вот поэтому я и говорю, что нужно всю жизнь положить на борьбу с собой.

 

— На днях женщина пришла в лавочку, подает на Псалтирь имена родных, которые в отпуск уезжают. «Я так переживаю, как же они в Турцию поедут!» Я говорю: «Вы не переживайте, а молитесь». А подход у людей другой: вы там в монастыре молитесь, а я буду переживать. Стараешься объяснить, что переживаниями делу не поможешь, зато молитва всегда помогает. Надо вести работу, чтобы люди не записками отписывались, а сами что-то делали.

Молитва — это труд всей твоей жизни. Монахи день и ночь наши души вымаливают, а мы продолжаем грешить. Идем в ту же жизнь и делаем то, что не нужно делать. Если бы мы им еще помогали… Очень хочется, чтобы люди не только записки писали, но и сами обращались к Богу. В том числе и за усопших. Бывает, продукты отдают: «Занесите в храм». Мы-то занесем, а где ваш труд? Я об этом всегда стараюсь сказать. Надо как-то пытаться достучаться.

Мне кажется, что к личному общению с Богом можно прийти только через боль и страдания. Когда ты сам переживешь трудности, ты можешь понять и почувствовать боль другого человека.

Всю жизнь нужно положить на общение с Богом. К молитве надо себя понуждать. Телевизор посмотреть силы находятся, с подругой проговорить весь вечер, а помолиться — сил нет. Ну ты же умываешься утром и вечером, зубы чистишь минимум два раза в день, а как же ты не будешь чистить свою душу? Я иногда тоже прихожу уставшая с послушания, думаю: «Сегодня кратенько помолюсь». А потом начинаешь и просишь: «Господи, помоги». И получается прочесть всё вечернее правило. Идет борьба, и нам нужно прикладывать силы, самим бороться и просить помощи у Господа. Молитва — это постоянный труд, в котором не нужно себя жалеть.

В этом смысле очень помогает наше послушание. Мы каждый день соприкасаемся с человеческой болью, а когда у тебя душа болит, будешь молиться. Послушание учит смиряться и любить каждого к тебе приходящего. Любовь, сострадание и милосердие — вот в чем мы нуждаемся на самом деле, чтобы каждого человека суметь обнять и сказать: «Радость моя». Но этой меры мы, наверное, только к концу жизни сможем достичь. А для этого нужно искать связь с Богом. Господь тебе и друг, и брат, и сестра, но, опять-таки, это понимание приходит через боль. Только через боль мы можем достигать добродетелей, становиться милосердными. Человек сопереживающий скажет простые слова с таким участием, с таким пониманием, что они коснутся души. Иногда хватает просто взгляда.

А когда тебе хорошо, всего в достатке, сложно сочувствовать. И это в том числе борьба с миром. Ведь мир призывает к совершенно другому: достигай, обогащайся, будь успешным. Поэтому порой от людей, приходящих к вере, все отрекаются, даже родные. В любом случае каждому нужно пройти свой путь и спокойно принять все обстоятельства.

 

— Послушание — это моя жизнь. В монастыре я обрела семью. Особенно когда тяжело на душе, чувствуешь поддержку, что за тебя молятся.

Каждый день иду на послушание со словами: «Слава Тебе, Боже». Здесь я ожила, успокоилась душой. Старшая сестра Лариса Иванычева — человек от Бога, светлая, чистая. Начнешь себя жалеть, а она так спокойно, с юмором напомнит о главном, поддержит. Кажется, так просто, а действительно успокаиваешься. С сестрами в нашей церковной лавочке сложились доверительные отношения, они действительно родные люди.

Раньше я на послушание постоянно опаздывала и ничего не могла с собой поделать. Грех этот меня мучил. А сейчас я даже раньше прихожу, вот что значит любовь (смеется). Но если серьезно, я действительно почувствовала здесь любовь и теперь стараюсь дарить ее другим.

 

Беседовала Мария Котова

Фотографии Игоря Клевко

«Послушание — это моя жизнь» (часть 1)>>

13.07.2023

Просмотров: 79
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать