X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Под кровом Барколабовской Заступницы

Под кровом Барколабовской Заступницы

«Радуйся, правоверия Победо непобедимая:

радуйся, Церкве Христовы Стено Нерушимая.

Радуйся, Богородице Дево,

Барколабовскою иконою нас утешающая!»

(Икос 7 акафиста Пресвятой Богородице

 перед иконой Ее Барколабовской)

Непостижимы пути Господни. Знал ли царь Иван Грозный, когда жертвовал за верную службу православному дворянину татарского происхождения Баркулабу Корсаку земли неподалеку от Быхова, что они станут оплотом Православия?

В 1564 году Корсак построил здесь замок, со временем возникло поселение, которое по имени основателя, боевого ротмистра Баркулаба, стали называть непривычным для славянского уха звукосочетанием — Барколабово. Владелец возвел в своем сельце две православные церкви. К чести Баркулаба Корсака и его наследников, они не изменили православной вере и, несмотря на тяжелейшее давление, стойко защищали духовные традиции, настойчиво боролись за свою веру и взгляды. В 1626 и 1641 гг. потомки Баркулаба основали в окрестностях Быхова мужской и женский монастыри. Женская обитель, названная Барколабовской, вскоре прославилась ввиду исключительного события, описанного в монастырской хронике:

«Тайну цареву подобает хранити, а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: "Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати". Тогда игумения с сестрами пришедши, взяше с подобающею честию икону Пресвятыя Богородицы, поставила ю посреде церкве, и оставиша до утрия, где бы поставиша оную; егда же приидоша на утрие в церковь, обретоша икону саму о себе ставшу при стене, идеже ныне стоит».

 

Барколабовский Свято-Вознесенский монастырь и князь Симеон Пожарский

История появления в Барколабово великой святыни напоминает предание о Владимирской иконе Божией Матери, которую князь Андрей Боголюбский вез из Киева во Владимиро-Суздальские земли. За несколько верст от Владимира лошади тоже встали, и князь Андрей повелел строить здесь храм для иконы и основать поселение под названием Боголюбово. А образ Пречистой Девы прославился впоследствии как Владимирская икона Божией Матери.

Князь Семен Романович Пожарский осенью 1655 года возвращался из Литовского похода. Когда его обоз подошел к стенам Барколабовского монастыря, движение остановилось. Благочестивый князь увидел в этом Промысл Божий и оставил выдающееся произведение слуцкой иконописи в обители. Празднование иконе было установлено 24 июля 1659 года.

Накануне 9 июля 1659 года князь Симеон Пожарский попал в плен в битве при Конотопе, и крымский хан, видя непреклонное мужество и храбрость князя, велел его немедленно казнить. В XVII веке была сложена народная песнь «Гибель Семена Пожарского»:

Отвечает Пожарской-князь

Самому хану Крымскому:

«А и гой еси, Крымской хан,

Деревенской шишиморы!

Я бы рад тебе служить,

Самому хану Крымскому,

Кабы не скованы мои резвы ноги,

Не связаны белы руки

Во чембуры шелковые,

Кабы мне сабелька вострая,

Послужил бы тебе верою

На твоей буйной голове,

Я срубил тебе буйну голову!*»

Возможно, весть о гибели князя привлекла особое внимание к привезенной им иконе, которая с 1659 года стала именоваться Барколабовской. Одигитрия написана темперными красками на хвойной доске с вызолоченным резным фоном. Размер иконы 125 на 88,5 сантиметра. Она является одним из шедевров белорусской школы иконописи и вместе с тем сохраняет выразительные черты древневизантийского прообраза. По стилистическим признакам образ можно соотнести с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) — главного центра Православия в Беларуси в середине XVII века. К сожалению, не сохранился древний серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей преподобной Евфросинии Полоцкой и мученика Лонгина-сотника.

 

Барколабовская икона Божией Матери находится в Предтеченском храме Спасо-Вознесенского монастыря

Весть о чудесном явлении иконы быстро распространилась, и с разных концов стали стекаться богомольцы, чтобы поклониться чудотворному образу. Каждый, кто с искренней верой молился перед Барколабовской иконой Божией Матери, прося заступничества Царицы Небесной, получал утешение. Предание сохранило многократные свидетельства о случаях чудесного заступничества, явленного Божией Матерью через Свой Барколабовский образ.

Так, во время Северной войны в начале XVIII века один шведский военачальник остановился со своим обозом в Барколабовском монастыре и потребовал фуража для лошадей. Инокини выдали, что имели. На другой день, когда насельницы монастыря вознесли усердные молитвы перед чудотворным образом об избавлении от непрошеных гостей, все шведские лошади издохли. Это поразило шведского военачальника, и он принял Святое Крещение в обители.

Совершила чудо Божия Матерь и в 1812 году. Французы, заняв монастырь, захотели поджечь церковь и уже со всех сторон обложили ее хворостом. В это время несколько солдат были внутри церкви и начали ее грабить. Один из воинов подошел к чудотворному образу и протянул руку, чтобы сорвать драгоценную повязку, но невидимой Божественной силой был отброшен в сторону. В страхе французы покинули церковь и все войска вывели из монастыря.

В 1900 году после крестного хода с Барколабовской иконой прекратился падеж скота в окрестных селах.

На поклонение образу в Барколабовский монастырь стекались не только православные, но и паломники других вероисповеданий — униаты, католики. Чудотворная икона пережила все войны XVII–XX столетий, гонения на Православие, включая советские времена. После 1920 года Барколабовский монастырь был закрыт, и икону сохраняли верующие. В 1953 году перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в Свято-Троицкую церковь в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. Когда архиепископ Могилевский и Мстиславский благословил перенести Барколабовскую икону в Могилев, транспорт с иконой, как некогда обоз князя Пожарского, не смог двинуться с места. Пресвятая Богородица не пожелала покидать Быховскую землю, которую почти четыре столетия назад избрала для Своего пребывания. После этого началось обновление образа. В 2010 году чудотворная икона была торжественно перенесена в храм Иоанна Предтечи возрождаемого Барколабовского монастыря, где пребывает и поныне.

 

Марка и монета, выпущенная в 2009 г. к 350-летию явления Барколабовской иконы Божией Матери

Икона Пресвятой Богородицы «Барколабовская» — одна из самых чтимых в Беларуси. Существовало несколько списков Барколабовской иконы в самом монастыре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Барколабовского монастыря (не сохранился) имел живописные клейма с изображением чудес иконы. В приходской Михайловской церкви села Барколабово особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и архангела Михаила — на другой (не сохранилась). Список, выполненный в начале ХХ века художником Ореховым, находился в часовне на вокзале города Могилева.

 

Пресвятая Богородица Барколабовская (список), частное собрание

Сохранившиеся списки Барколабовской иконы можно увидеть в иконостасе церкви Святой Троицы города Быхова, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе Могилевского Свято-Никольского женского монастыря. Этот образ, написанный во второй половине XVIII века, имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком. В церкви Свято-Онуфриятого же монастыря находится еще один список Барколабовской иконы, обретенный в 1992 году.

 

Современный список Барколабовской иконы в Туровской епархии, иконописец Алла Мельниченко

Икона Пресвятой Богородицы «Барколабовская» почиталась с древности, почитается она и сегодня. Каждый год 24 июля при большом стечении народа торжественно празднуется день ее обретения. Накануне в Спасо-Преображенскую Барколабовскую обитель прибывают богомольцы из разных уголков Беларуси, многие идут традиционным крестным ходом из Могилева и Быхова. Путь крестного хода во многих селениях устилают цветами, в особо чтимых православными верующими местах делаются остановки и служатся молебны.

Множество людей прибегает к Барколабовскому образу за помощью и утешением в скорбях и сложных жизненных ситуациях. Пресвятая Богородица не перестает источать чудеса. Особенно благодарят Божию Матерь родители, которым при неплодстве по молитвам к иконе Господь даровал деток. С благодарным сердцем приходят люди, исцелившиеся от онкологических, психических и иных трудноизлечимых заболеваний.

Всеблагая Заступница народа белорусского, сохрани нас под кровом Твоим!

 

Традиционный крестный ход ко дню обретения Барколабовской иконы

Молитва перед иконой Божией Матери «Барколабовская»

О Пресвятая Владычице Богородице, пред Богом Заступнице, Молитвеннице и Ходатаице рода христианскаго! Благодарим Тя, дивный образ Барколабовский в годину скорбей краю Приднепровскому даровавшая и до конца нас его не лишившая. Во обители святей пребывати пожелавшая Непорочная Голубице, настави и нас на пути чистоты и целомудрия, да уготовим души и телеса во обители Духа Божия. Милости и щедроты Твоя от чудотворныя иконы изливающая, помози и нам творити добрая дела непрестанно и всякому ближнему без рассуждения благодеяти. Лик Свой кроткий и смиренный нам, недостойным, омраченным грехом, присно являющая, просвети тьму нашу душевную, освяти пути жизни нашея и приведи к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованныя Господем, любящим Его и Тя, Пречистую Матерь почитающим, во веки веков. Аминь.

----------------------------

* Отрывок из народной песни «Гибель Семена Пожарского».

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Поселянин Е. Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Санкт-Петербург, начало XX века. Книгоиздательство П.П. Сойкина.
  2. Барколабово Свято-Вознесенский женский монастырь официальный сайт (barkolabovo-mon.by)
  3. Уникальная история Барколабовской чудотворной иконы Божией Матери (sb.by)
  4. Барколабовская Одигитрия — святыня восточной Беларуси (xn--c1anggbdpdf.xn--p1ai)
  5. Паломническая поездка по Беларуси «Святыня на Днепре» (bogomolec.by)

24.07.2023

Просмотров: 42
Рейтинг: 4.7
Голосов: 9
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать