X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

О молитве перед Богом

Митр. Антоний Сурожский о молитве перед Богом

Бог нас умеет любить хорошими и плохими. Любить по-разному. Плохими Он нас любит крестной смертью Своей. Хороших Он нас любит всей радостью и светом Воскресения. Вот этого надо искать в духовной жизни. Не обязательно искать тех или иных обрядов, тех или других отдельных молитв, а встречи с Богом через них.

Если вы возьмете молитву и начнете ее читать, то ставьте перед собой вопрос: «Я могу эти слова честно сказать Богу?» Если нет, то надо тут же остановиться и сказать: «Господи! Этих слов я сказать не могу, я могу их повторить от имени святого и надеяться, что когда-нибудь они до меня дойдут, но это не моя молитва пока».

Можно я дам вам пример вот какой. Когда мне было лет 14, 15 или 16, я насмерть рассорился со своим одним товарищем. И когда в молитве Господней дошел до места «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…», то я остановился и сказал: «Нет! Кириллу никогда не прощу!». А потом подумал: «А какова же тогда будет моя судьба?»

Я пришел к своему духовнику отцу Афанасию и говорю: «Вот какое положение». Он же мне: «А в чем проблема?» Я ему объяснил, думая, будто он не понимает. Тогда он говорит: «Никакой проблемы нет, как дойдешь до этого места, скажи: «…не прощай мне моих грехов так же, как я не прощаю Кириллу…» — «Но я же не могу этого сделать, я не могу на свою голову угольки собирать!» — «Ничего другого сделать не можешь… Иди!»

И я пошел. Пришло время читать молитву — и не могу, язык не поворачивается. Я пришел к нему обратно. Говорю:

— Что мне делать? Я не могу этого сказать!

— Ну что ж… Не можешь сказать — перескочи.

Я опять ушел…

Домолился до этого места и собирался перескочить… Но беда в том, что я-то хотел быть прощенным! И перескочить просто не мог, потому что я не мог сказать Богу: «Забудь про меня!». Я раз, другой попробовал — не вышло, и пошел опять к отцу Афанасию. Он говорит:

— Ну что же, тогда попробуй так сделать. Ты хотел бы, чтобы Бог тебя простил?

— Да- да, очень!

— Тогда ты Ему так скажи: «Я простить Кирилла не могу. Но мне хотелось бы быть в состоянии его простить. А за это Ты меня, может, хоть немножко можешь простить?»

Я пошел, прочел молитву, сказал: «Господи! Я ему простить не могу, но мне хотелось бы быть в состоянии его простить, потому что без этого я сам погибну». Получилась такая лазейка, трещинка. Через некоторое время, читая молитву в таком виде, я обнаружил, что мне делается легче вспоминать о Кирилле без злобы. И однажды я вдруг сказал: «Господи! Прости меня, я его прощаю!»

А потом еще проблема пришла. Потому что «я его прощаю» — это значит, что я с высоты своей праведности его прощаю. А каково иначе? Я Богу объяснил, что я его прощаю не в том смысле, что я снова его по-прежнему люблю, а прощаю его так: дескать, то, что ты мне сделал, я уже не поставлю тебе в упрек на Страшном Суде.

Так я делал раз, другой, и мне показалось, что этого недостаточно. И я подошел к тому моменту, когда мог спокойно сказать: «Прощаю, Господи, и потому Ты меня можешь простить».

И с тех пор сколько раз мне пришлось таким же образом перестраиваться! Случалось, подымался гнев, а порой злоба. И вот приходилось иногда годами бороться с тем, что на душе, для того чтобы иметь возможность и силу сказать Господу: «Да, Господи, когда мы встанем на Страшном Суде, я против этого человека не восстану. Ты его прими, и я его принимаю как брата или как сестру».

Но для такого результата надо обращаться через Церковь, через молитвы, через людей к самому Богу. Мы это не всегда делаем, а часто останавливаемся на уставе, на вычитывании молитв, на тех или иных правилах и думаем, что, вот, когда всё я это выполню, то всё станет хорошо. Нет… Не обязательно. Это вовсе не обязательно значит, что у меня с Богом отношения будут ласковые, открытые… И вот этого надо искать…

Источник: Беседа митрополита Антония Сурожского с паломниками из Германии, Лондонский приход, 20 февраля 2000 г.

 

31.07.2023

Просмотров: 44
Рейтинг: 4.9
Голосов: 19
Оценка:
Комментировать