Почему мы боимся чудес?
Какого великого молитвенника мы приобрели в лице святителя Иоанна Шанхайского! Ведь именно он содействовал тому, чтобы здесь возник монастырь. Одна из первых наших сестер трудилась санитаркой в центре психического здоровья. Она-то и привела меня сюда — причащать и исповедовать больных людей. А потом ей стало здесь плохо, и она захотела уйти, поменять работу. По всем обстоятельствам это должно было произойти. Но святитель Иоанн — она как раз читала про него книгу — не дал ей этого сделать, подсказал, что надо остаться… Думаю, это сыграло свою роль в создании нашего монастыря. И, конечно же, вспомним, как к нам приезжал архиепископ Михаил (Донсков). Это человек, жизнь которого напрямую связана со святителем Иоанном Шанхайским: он в детстве прислуживал владыке Иоанну и исповедовался у него. И сам он тоже живой пример жизни во Христе.
Знаете, мы боимся чудес. Был такой западный фильм — о паломничестве в Лурд, где когда-то явилась Божия Матерь. Туда приезжает очень много людей. И однажды там исцелилась парализованная девушка — встала и пошла. И все были в шоке. Священники не знали, как к этому относиться. Потому что никто, в общем-то, по-настоящему в исцеление и в чудеса не верил. Это удивительно.
А то, что делал владыка Иоанн, выходило за рамки каких-то рациональных человеческих отношений. Вот как важно идти к Богу… Мы уповаем на лекарства, на здоровый образ жизни, на всё что угодно. Столько сейчас в интернете советов: как оздоровиться, как не болеть, как уберечься от очередного вируса… Но у нас есть Христос! А Он как бы в стороне. «Бог — это Бог, а мы сами должны устроить себе счастье!» Ведь что такое Вавилонская башня? Это люди захотели в рай, но как? «А давайте построим вот такую башню и залезем в рай!» И стали строить. Но рай-то начинается внутри человека, понимаете?
И по сей день пытаются построить рай на земле — этот западный образ жизни… Озлобил Господь фараона, чтобы он начал бить евреев. Чтобы ушли они из Египта — от обжорства и развращенной жизни. Чтобы пошли они в пустыню. Там, в пустыне, человек как-то встрепенется… Что-то заболит у него — и человек поднимется на молитву, по-настоящему станет молиться. Какие-то испытания — и мы начинаем отрезвляться.
Нам надо решить: мы верующие люди или неверующие? Может, Бог оставил нас? Может, нам нужно уповать только на людей, только на медицину и науку, на каких-то философов и мудрецов? Или, может быть, у Христа совсем другой план? Может, Он думает не о нашем теле, а о наших душах? Может, Он хочет нас сделать святыми? А мы говорим: «Нет, я хочу долго жить!» А может, тебе долго жить и не надо? Какая, в сущности, разница для вечности — 10 или 20 лет? Никакой. А мы цепляемся…
А что такое жизнь? Есть существование и есть жизнь. В чем отличие? Можно существовать тихо, спокойно: никто тебя не кусает, чистый воздух, экологически чистые продукты. А Господь говорит: если что и смертное испиете, не повредит вам (ср.: Мк. 16: 18). Разве Он что-то не то сказал? С точки зрения этого мира всё, что говорит Христос, — это безумие, это невозможно. На самом деле так и есть, это безумно по земным меркам, потому что это уже другая жизнь, другие отношения между людьми, совершенно другое понимание цели и смысла этой жизни. Мир говорит: «Живи и радуйся! Добивайся успеха, добивайся положения, звездочек на погонах, машин… Строй свою жизнь!» Конечно, это всё неплохо… Но это не цель! А людям внушили, что это цель. И людей пытаются разделить сейчас.
Но я не буду говорить о плохом. Христос победил смерть! Христос победит этот мир, как бы мир ни пытался нас увести в сторону. Мы люди, которые пришли в такую полноту жизни! Знаете, как Бог прост?.. Попробуй эту простоту приими. Я вот сейчас стоял, болтал языком, кого-то осуждал… А сейчас я принял Христа, Он вошел в меня. Какая близость, какая полнота!.. «Вот Мое Тело, вот Моя Кровь, приимите их. Это вся Моя Жизнь, это вся Моя Любовь. Я ее даю тебе. Я ее тебе доверяю. Как ты будешь жить после этого?» А после этого и жить уже нельзя… Как мы будем жить после того, как причастились? Как? Поэтому нужно готовиться к Причастию. Не просто прибежал, открыл рот и убежал. Это процесс внутренней подготовки.
Я говорю не для того, чтобы людей пугать. Да, надо читать каноны, молитвы. Надо регулярно, ежедневно читать Евангелие. Надо делать поклоны. Надо нудить свою плоть. А как вы думали? Что в наше время это уже необязательно? Обязательно! Нужно! Но мы слабенькие. Когда человек ослаблен, ему не дают больших нагрузок. Он еле пришел в этот храм, еле стоит на ногах. На него чуть-чуть надави — он рассыплется на части. Поэтому надо очень осторожно, бережно. Но все-таки человек должен возрастать в меру Христову. Будет какой-то рубеж, за которым мы все войдем в вечность. И где мы окажемся в вечности, зависит от нашей сегодняшней жизни.
Нам очень важны помощь и пример таких святых, как владыка Иоанн Шанхайский. Многие его не принимали и не понимали. Но он служил Богу, служил людям, не думая, что о нем скажут, что о нем подумают и куда на него напишут. А писали много… Он отдал свою жизнь в руки Божии.
Хотите стать такими, как святитель Иоанн? Вот, пожалуйста: он спал не на кровати, а в кресле. И всю ночь молился у постели болящих. Кто запрещает вам стать такими же, как святитель Иоанн? Но мы этого пока не очень хотим. Мы боимся, говорим: «Мы немощные, грешные люди… Нам тут хотя бы чуть-чуть…» Но ничего. По чуть-чуть, по чуть-чуть — что-нибудь да и наберется. Спаси, Господи, всех!
Проповедь после Божественной литургии 2.07.2020 г., в день памяти свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского
03.07.2023