«Мне мог помочь только Бог» (часть 2)
Начать хотеть
— Началом перемен для меня лично было — начать хотеть, — продолжает Женя. — Я начала молиться: «Господи, я не хочу менять свою жизнь. Помоги мне начать хотеть».
Мне казалось, прошло гигантское количество времени, но прошло меньше чем полгода.
У меня было много друзей, знакомых. Это очень интересные люди, но они вели меня в бездну. И я отрезала абсолютно всё свое окружение. Я не могла объяснить им причины, они бы меня не поняли.
Джазовый фестиваль, Коктебель-2022, Крым
— Я перестала ездить на джазовые фестивали, на рок-концерты. У нас в Крыму проходят очень классные фестивали: музыка, вино льется из бочек, южный берег Крыма, все веселые. Вроде бы ничего плохого, но Бога там ведь нет.
Я не страдала, что у меня вдруг не стало друзей, Христос всех их заменил. Как сейчас понимаю, мне нужна была дружба с кем-то Иным.
«Я боролась с грехом, терпела поражения»
— С 21 года до 25 лет у меня были попытки закончить свою лихую жизнь, разобраться с грехами. Амплитуда колебаний была колоссальной: то я собиралась в монастырь, то падала так, как не падала раньше.
Я боролась с грехом, терпела поражения. Мне было сложно, меня трепало и выкручивало. Ходила в церковь наскоками. Тот священник, который принимал мою первую исповедь, стал моим духовником. Второй раз я пришла к нему только через полгода с теми же самыми грехами. Идти было страшно и стыдно.
Мой самый большой страх был в том, что он меня сейчас вышвырнет. Скажет: "Сколько можно? Что с тобой делать?".
И вот я так прихожу к нему и понимаю, что после исповеди буду так же грешить. И я сказала, что, наверное, сейчас не буду причащаться. А он сказал: «Нет. Причащайся. А что ты хотела? Такого беса просто так не отгонишь».
Мне всё стало понятно. Тогда он мне сказал причащаться раз в две недели. И мы с ним вот так потихонечку — шаг назад, два вперед, прыжок в сторону, кувырок — шли к Богу.
Этот период длился до 25 лет, пока я не вышла первый раз замуж.
— Мне понадобилось очень много времени, чтобы понять, что Бог не дополнение, Он должен быть на первом месте. Сначала Он, потом муж, если он будет, потом дети, если они будут, и друзья — только вот такая иерархия. Если Бога убрать, это будут пятнашки, которые никогда не соберутся.
Я думала, что должна стать правильной, найти хорошего мужа, варить ему борщи. Я искренне думала, что Бог от меня этого хочет. Я так и сделала: выбрала хорошего мальчика, вышла за него замуж, мы повенчались, но ничего не получилось, через год мы развелись. Меня раздавило чувство вины, я поняла, что сделала огромную ошибку. Я убедила себя, что, если изменю обстоятельства, изменится моя жизнь. Конечно, это был поиск легких путей. А мне надо было менять себя, ходить в храм, бороться с пороками, молиться, поститься, плакать, какое-то время терпеть одиночество и даже вакуум, не пытаясь заполнить его кем-то, кто под руку попадется. Но это было трудно.
Мне мог помочь только Бог.
«В Евангелии я нашла правду»
— Дьявол нагоняет на человека такое состояние, как будто все его усилия бесполезны. Ты видишь, сколько Бог для тебя сделал, а ты Ему в ответ ничего. И у тебя нет сил держаться даже за соломинки.
Я тогда работала в Симферополе, жила по съемным квартирам и много лет возила с собой Евангелие. Но я его не читала. Боялась, что там будет что-то такое, что я не смогу выполнить.
Я уже знала, что развожусь, ничего не получилось, всё стало еще хуже, из-за меня страдают люди. Мне было очень плохо: чувство вины, безысходности, отчаяния. И тогда я взяла в руки Евангелие и прочитала за сутки. После исповеди это был второй переломный момент моей жизни. Со мной случилось полное насыщение. Я нашла правду, которую искала в других книгах, учениях, в общении с людьми.
— После развода я поняла, что теперь буду надеяться не на себя, свои мозги, опыт, интуицию, а только на Бога. До этого мне казалось, что Он ждет, чтобы я надеялась на себя и всё делала правильно. Я жила так, как будто Он судья и смотрит, хорошо я сейчас сдам экзамен или плохо. А я, конечно, сдавала его плохо, потому что без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5).
Нужно отдаться Ему абсолютно, только тогда ты выйдешь из дебрей и пойдешь по тому пути, которым Он ведет тебя в Жизнь.
Господь все эти годы ждал, чтобы я созрела, чтобы окончательно решила для себя, что больше не хочу никакого греха.
«Землетрясение»
— Я уже очень устала от себя, своей бестолковости, неблагодарности Богу. Я думала: сколько Он будет со мной возиться? И после очередного падения я искренне и от души помолилась преподобной Марии Египетской своими словами.
Преподобная Мария Египетская, икона XVIII в.
— А на следующий день начался кошмар. Во всех сферах моей жизни наступил разлад: в моей личной жизни, в семье, на работе, со здоровьем. Это было «землетрясение». Мне казалось, что я сойду с ума от эмоционального напряжения. Со дна меня поднимала мысль, что Господь сказал: «В чем застану, в том и сужу». Вдруг меня Господь возьмет в эту секунду? Тогда пусть в этот момент я буду делать хотя бы усилие в Его сторону.
Ровно через год после той молитвы «землетрясение» закончилось.
Господу надо было меня пропустить через этот огонь, потому что иначе золото от примесей не отковыряешь.
Он мне послал такие события, что переживания и страдания за близких, боль выжгли грех. И когда испытания закончились, я поняла, что страсти, с которой я боролась много лет, во мне больше нет.
Так ты на себе чувствуешь, что безгранично Его человеколюбие, оно неисчерпаемо.
«Ты у меня горячая, тебе надо замуж»
— Я стала жить тихо и спокойно — церковь, дом, работа, редкие встречи с друзьями. Помню, как-то пришла к батюшке и говорю, что замуж не хочу, греховную жизнь вести не хочу, может, мне в монастырь? А он говорит: «Куда тебе в монастырь? Тебя на второй день выгонят. Ты у меня горячая, тебе надо замуж».
Я уже была настолько перепахана — как земля, в которой ничего не растет. Если бы я была без Христа, то не удержала бы рядом даже самого прекрасного мужчину.
>Господь очистил меня трудностями, омыл мое сердце, душу удобрил, воскресил, я потерпела, подождала и встретила хорошего человека.
Он русский, тоже из Евпатории, но жил тогда в Италии. Мы познакомились на политическом форуме в интернете. Он не видел моего лица, а я видела фото, где он стоит вдалеке. Потом мы часами разговаривали по скайпу.
Через пару месяцев он приехал в Крым к родным, и мы встретились. Ему было 40, мне 29. Мы уже прожили свои жизни. У него за спиной тоже брак, жена ушла, есть сын. Наша встреча была такой, как обнюхиваются собаки — «А, ну всё. Свой».
— А еще когда мы встретились, внутри меня прозвучали слова, как будто не мои: «Это твой муж. Ты будешь ему верна. Теперь у тебя всё будет хорошо. Успокойся». Я внутренне выдохнула и успокоилась, как будто ключ попал в замок. Не было эйфории. Ты просто как бы отвечаешь этому голосу: «Да, я верю».
Через неделю Сергей сделал мне предложение. Ему нужно было уезжать в Италию, и он хотел обозначить серьезность своих намерений.
Сергей в церковь не ходил. Но он из тех людей, кто не против Бога. А если ты не против Бога, то ты только ждешь, когда тебе скажут: «Пойдем». Когда мы с ним встретились, я сказала: «Христос для меня ориентир, и если тебе по пути, то давай идти дальше вместе, потому что ты мне тоже очень нравишься. Но если нет, то давай сразу закончим, потому что это для меня основа». Он сказал: «Мне по пути, только я не знаю, с какой стороны к этому подойти».
Он улетел, и мы стали готовить документы, чтобы я полетела в Италию на три месяца к нему в гости. Я решила, что, если всё пройдет хорошо, потом вместе полетим в Крым и я его познакомлю с родными. У меня с собой было три платья и двое сандалий. И так вышло, что он как-то взял меня в оборот, что я даже глазом не моргнула и вышла за него замуж.
— Всё получилось с документами, нас поженили без проблем, хотя Крым под санкциями, а Италия — очень бюрократическая страна. Всё складывалось легко, и в этом чувствовалось Провидение.
Когда делаешь документы, ты год невыездной. Я приехала домой после этого отпуска только через год и три месяца. Уже с мужем.
Всё чужое
— В Турине мы с мужем сразу стали ходить в церковь Московского патриархата.
Сережа дал мне обещание в любой момент поехать в Крым, у него там дом от бабушки. Но тут его сын от первого брака захотел учиться. Я никогда в жизни не собиралась жить за границей, но понимала, что если я возьму слово, которое он мне дал, то его сын останется без учебы. В Крыму у Сергея всё начнется с нуля, и помочь сыну он не сможет. Мы поговорили. Я сказала, что потерплю три года.
Но кишка оказалась тонка… Я не была готова к эмиграции, вокруг всё было чужое. Я три года не могла учить итальянский, бесконечно ревела, ужасно хотела домой. Для меня было слишком много перемен. И самое главное, что должно было мне давать чувство родного, понятного — церковь, — его не давало. В храме священник — итальянец, хороший, но не мой. Служба на румынском, старославянском и итальянском. Я ничего не понимала. В церкви мне было неуютно, казалось, что всё не так. Умом я понимала, что это Тело и Кровь Христа, что не важно, на каком языке молитва, но меня просто заклинило. И я сделала большую ошибку: почти год не ходила регулярно в храм, то есть год не причащалась.
Игумен прихода во имя Максима, епископа Туринского, Амвросий (Кассинаско)
— Причастилась я только через год и три месяца, когда приехала домой. А когда вернулась в Италию, у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Я понимала, что это от «радостей» эмиграции.
Господь меня поселил в такие елейные условия, что я не нуждалась ни в бытовом, ни в материальном. И вот на фоне абсолютного благополучия, личного счастья — того, что я никогда в жизни не имела, — у меня начались сильнейшие панические атаки. Никто не мог понять, что это. Я совсем перестала есть. Мне назначили транквилизаторы, начались провалы в памяти. Я отказалась их пить. Я знала, что мне надо, — мне надо в церковь.
Приход во имя святителя Максима, епископа Туринского, г. Турин
— Как раз было начало поста, я прибежала в церковь, упала на колени перед Богом. Разревелась. Просила у Него прощения.
У румын есть такая традиция — после панихиды они приносят в храм горячую еду. Мне принесли тарелку помянуть, и я наконец немного поела. С тех пор я начала есть. Сначала один раз в день, а затем аппетит вернулся. Я вспомнила, как мой батюшка давно сказал, что мне надо причащаться хотя бы раз в две недели и собороваться. И стала причащаться каждую неделю, а еще лучше два раза в неделю. И, конечно, очень быстро меня Господь излечил. Больше у меня не было ни одной панической атаки.
Жизнь с избытком
— Когда я стала ходить в храм каждое воскресенье, чувство чуждости ушло. Стало хорошо, спокойно. Теперь я думаю так: я буду жить там, куда меня приведет Господь. Но, если бы Он меня спросил, я бы ответила, что хотела бы жить в России, я очень люблю свою страну.
Мы с мужем живем уже восемь лет. Он тоже пришел в храм.
Приход во имя святителя Максима, епископа Туринского, г. Турин
— В Италии великолепная природа, есть возможность путешествовать. Христос говорит: «Я хочу, чтоб вы имели жизнь, и имели с избытком». И мне Господь дал такой избыток, что ты иногда захлебываешься в нем. Господь очень добр и щедр. У Него всего много.
Я не могу поверить, что это моя жизнь — здоровая жизнь, о которой я мечтала и не понимала, как ею можно жить.
Я тот человек, который не имел никаких шансов, а тут я не только не умерла, но получила жизнь, да еще с избытком, на которую никогда не могла претендовать. Как блудный сын, который после возвращения домой получил от отца дорогие одежды и перстень.
Если вдруг мою историю будет читать человек, который считает себя безнадежным, пусть он знает и помнит, что для Бога нет препятствий. Он любит, Он выведет, если ты этого хочешь.
Я не верила, что это возможно со мной. Только доверяла Ему. Я говорила: «Господи, прости, но я не верю, что это возможно. Помоги моему неверию». В Евангелии прокаженный протягивал Ему руку со словами: «Если хочешь, очисть меня». А Христос говорит: «Хочу».
Я была именно такой прокаженной, и мне было даже странно, что Он может хотеть меня очистить, потому что я сама виновата в своих проказах. Но Он говорит: "Хочу" и очищает тебя.
Вот как Благ наш Господь, главное — от Него не отходить. И не идти на компромисс с грехом. Бодрствовать. Не надо себя жалеть, оправдывать.
Господь не оставляет, Он творит чудеса не когда-то там, а здесь и сейчас с каждым из нас.
Подготовила Ольга Демидюк
Фотографии из личного архива героини и из интернета
«Мне мог помочь только Бог» (часть 1)>>
14.07.2023