X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Как нам прославить святого Павла? (ч. 2)

Как нам прославить святого Павла часть 2

О праздничном каноне святых Петра и Павла

В начале службы праздника первоверховных апостолов есть такие слова: «Ки́ими похва́льными венцы́ увязе́м Петра́ и Па́вла?..» Наши «похвальные венцы» — это плод наших уст, прославляющих Бога, дивного во святых Своих.

 

Авторство праздничного канона в честь апостола Павла, так же как и в честь Петра, принадлежит величайшему поэту и богослову Церкви, автору Октоиха и многих праздничных служб, включая канон Пасхи, подвижнику VII века преподобному Иоанну Дамаскину.

Песнь 1

Я́коже су́щая нарица́я не су́щая Христо́с Боже́ственным ра́зумом, Па́вле всеблаже́нне,/ Той из ма́терня чре́ва тя избра́/ понести́ пред язы́ки Боже́ственное Его́ И́мя, е́же па́че вся́каго и́мене:/ сла́вно бо просла́вися.

Святой Павел не был в числе 12-ти апостолов, не ходил вслед Господа даже в числе 70-ти учеников Христа, хотя и был современником всех евангельских событий. Как же он стал первоверховным апостолом наряду с величайшим среди остальных — Петром? Вообще, почему Господу понадобилось возводить в чин апостола человека, который не только не принимал учения Христова, но и был… его врагом? Очевидно, для полноты апостольской проповеди необходим был человек «из другого лагеря», не похожий на остальных учеников Христовых, не простец и не рыбак, а один из самых образованных людей своего времени, имевший привилегированное, греко-римское, гражданство от рождения. «Называя не существующее существующим (то есть творя из ничего), Христос Божественным разумом избрал тебя от чрева матери, Павел всеблаженный, чтобы пронести перед языческими народами Божественное имя Его, которое выше всякого имени…»

Песнь 3

Ты ка́мень основа́ния ве́рным душа́м положи́лся еси́ многоце́нен,/ краеуго́лен Спа́са и Го́спода.

Мы привыкли под именем «камня веры» подразумевать апостола Петра, ведь в Евангелии именно ему сказал Господь: Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1: 42). Но преподобный Иоанн Дамаскин дерзает наречь «камнем веры» еще одного апостола — Павла. Согласно событиям, изложенным в Деяниях святых апостолов, Петр стал «камнем веры» в основном для иудеев, единоплеменников Самого Господа, обратившихся ко Христу. Но, в отличие от Ветхого Завета, Новозаветная Церковь не ограничивается только «богоизбранным народом». Спасение, которое принес на землю Господь, принадлежит всему человечеству, а не одним только иудеям. «Камнем основания верным душам» из язычников стал апостол Павел. Но что самое главное, будучи «камнем веры», как Петр, так и Павел положили в основание Церкви не «камень» своей личности или деятельности, а один и тот же, единый камень — «многоценный и краеугольный Камень Спасителя и Господа»!

Песнь 4

Все́де, я́коже лев, ярови́дно погубля́я Христо́ву Це́рковь, Савл иногда́,/ ят же быв Боже́ственным гла́сом А́гнца Бо́жия, Его́же гоня́ше,/ ста́до я́ко па́стырю вруча́ет.

Многое в жизни святого Павла было парадоксально. Ни один из апостолов не был изначально гонителем Церкви, а он лично предавал на муки последователей Христа! Он был «подобен льву, воссевшему на престоле власти, яростно погубляя Христову Церковь». Но что сильнее ярости и ненависти? Любовь и кротость. Сын Божий пришел на землю, не будучи всесильным властителем, царем, способным преобразовать мир силой законов и армии, а в образе Агнца Божия, кроткого и смиренного, преданного до конца воле Отца Небесного.

 

Так и Павел был побежден любовью и кротостью Спасителя, «был взят (в лоно Церкви) Божественным гласом Агнца Божия, которого гнал», и, более того, «бывшему льву» Господь как всесильный Бог вскоре, преобразовав его душу в сосуд святости, «стадо как пастырю вручает».

Песнь 5

Ты и́стинную избра́л еси́, Па́вле, похвалу́,/ Крест Царя́ Христа́ при́сно нося́,/ я́коже побе́ду, апо́столе.

Он мог бы стать лидером фарисеев, может быть, великим государственным деятелем, почему бы и не вождем борьбы против римских завоевателей, но Павел «избрал истинную похвалу — Крест Царя Христа всегда нося, как победу».

С первых же дней своего апостольского служения Павел понес крест страданий и гонений, неприятия и опасностей. Этим крестом, который по сути есть вера Христова и жизнь во Христе, он заслужил истинную похвалу, с лихвой искупив грехи юности: гордость, самомнение, ненависть к последователям Церкви Христовой. Это самый убедительный и вдохновляющий пример тем, кто «в ведении или неведении» согрешил против Церкви неверием и богохульством. Любой человек, независимо от тяжести личных грехов, может покаянием и благодатью Божией переродиться из «льва» в «агнца», обретая истинную силу и высший смысл в своей жизни.

Песнь 6

Вся пренебре́г кра́сная ми́ра,/ уя́звлен Влады́чнею любо́вию и о́бщаго спасе́ния жела́нием,/ свиде́тельствовати тому́ изво́лив, о Па́вле блаже́нне,/ и ны́не о вселе́нней моли́ся.

Как много в мире зла, ненависти, «звериной ярости», как много «о вселенной и ныне» нужно молиться, не осуждать, не ненавидеть в ответ, а побеждать зло добром, ненависть любовью! Мы просим святого Павла об этом. Кто как не он, который «пренебрег все преимущества мира и, будучи поражен любовью к нему Владыки и желанием спасения всех людей, решил свидетельствовать тому (миру)» о Христе. В Нем изменение всех бед на благоденствие, превращение безысходности в радость вечной жизни, свет, светящий во тьме! Ведь если посмотреть в разрезе времени, мир не меняется — как были беды, войны и страдания людей, так всё и остается без изменения по сей день. Поэтому и говорят: «Где ваш Бог, почему Он ничего не изменит?» А Он уже всё изменил. Просто Его Царство, Царство Небесное, не от мира сего. В него входят путем страдания и веры, не важно, благоденствуешь ты или терпишь бедствие, главное — преображаешься ли ты сам, подобно Павлу, уподобляешься ли в жизни своей Христу, живешь ли в Нем, наследуя спасение.

Песнь 7

Бысть, Христе́, печа́ть и вене́ц апо́столов Твои́х,/ и́же напосле́док зва́нный време́н, тща́нием же всех превозше́д,/ с ни́мже лю́дие церко́внии пою́т Тебе́:/ оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Печатью обычно завершают письмо, запечатывают готовое послание, утверждают и придают законную силу делу. Так и апостол Павел стал «печатью и венцом апостолов Твоих, Христе». И пусть он был «призван напоследок времен призвания апостолов», но своим «усердием всех превзошел» и действительно, будучи последним, стал первым по слову Господа: Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30).

 

Как жизнь апостола Петра, его слова и поступки являются примером веры, любви, покаяния, исполнения воли Божией, точно так и пример жизни апостола Павла призван вдохновлять все поколения христиан, независимо от того, как, когда, с каким прошлым, в каком звании кто-либо из нас призван в лоно Церкви. Всегда есть возможность покаяния и исправления жизни, всегда и везде есть поприще для творения добрых дел веры.

Песнь 8

Сраствори́ся любо́вию Твое́ю Па́вел, до́брым же измене́нием изступи́:/ не себе́ бо живя́ше сла́вный,/ имя́ше же, Ще́дре, живу́ща Тя в себе́ во вся ве́ки.

Снова и снова убеждаемся, что Бог живет в душах святых и действует в них. Но как это происходит? Это удел избранных, это дается «от чрева матери», а не нам, простым и грешным людям? К святости, к достижению ее в той или иной мере призван каждый христианин, не только апостолы, не только иерархи и священнослужители. Все — монахи и миряне, люди высокого достатка и бедняки, образованные и простые — призваны через веру во Христа уподобиться Богу и обрести спасение путем таинств и стяжания Божией благодати. Этот путь изображают апостолы и все святые как пример, как раскрытую книгу, читая которую и мы можем сделать шаги ко спасению. И этот путь один и тот же для всех: «Растворился с Тобою (Господи) Твоею же любовью Павел и изменением в сторону добра стал иным человеком, более уже не сам и не ради себя живя, славный, но имел уже Тебя, Щедрый, живущего в себе во веки».

Песнь 9

Твои́м покланя́емся вери́гам, я́же за Христа́, я́ко злоде́й, носи́л еси́,/ я́звы же, Па́вле, облобыза́ем,/ я́же на сла́внем твое́м и победоно́снем но́сиши телеси́.

Память святых апостолов Петра и Павла празднуется в один день, потому что они фактически прошли одинаковый путь. И тот, и другой пламенели любовью к Богу, жертвенной любовью к ближним, трудились не покладая рук на ниве устройства Церкви; в жизни каждого был период отступления от Бога и период покаяния; и тот, и другой, как два крыла у птицы, как два весла у лодки, влекут души верующих в Царство Небесное своим примером, примером смиренной и отважной жизни во Христе. По церковному преданию, они даже почили в один и тот же день. Известно почитание вериг (цепей) апостола Петра, которые он носил в заключении, но и «твоим веригам, Павел, мы покланяемся, которые ты носил за Христа, как злодей, и язвы твои облобызаем, которые ты носишь на славном твоем и победоносном теле…»

Прекрасно сказано — «победоносное тело». Душа живет в теле от рождения, пользуется его возможностями для совершения различных дел и завершает жизненный путь, оставляя его. Но, по учению Церкви, — лишь на время, до всеобщего воскресения, когда душа соединится с телом вновь. Это будет духовное тело, сотканное из «молекул и атомов» духа, который был свойственен телу при жизни в нем души. Каким был этот дух? Дух уныния, лености, праздности, суеты, греха или дух победы над всем этим? «Победоносные тела» святых, продолжающие источать благодать и через мощи, тела реальных, материальных, живших не так уж давно в исторической перспективе людей как будто оживают перед нами, когда мы прославляем их в церковной молитве и песнопениях. И это не просто фантазия. На богослужении и в домашней молитве они присутствуют рядом с нами, ведь их любовь не оставляет нас и теперь, когда нам нужна их помощь, их любовь, их молитва пред Престолом Всевышнего.

Как нам прославить святого Павла? (ч. 1)>>

12.07.2023

Просмотров: 204
Рейтинг: 5
Голосов: 8
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать