X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

«Испытай меня, Господи, и выйду как золото» (часть 2)

Вторая часть интервью с блогером Анастасией Лазуревич

— После болезни Насти на вашу семью обрушилась еще и болезнь Николая. Биполярное расстройство — серьезное психическое заболевание, о котором мало говорится, и близким крайне тяжело понять состояние больного: кажется, что «не могу» — это просто лень…

Николай: Тут важно сказать, что панические атаки у меня начались еще в лет 5–6 и периодически случались лет до 14. Уже тогда проявлялось мое психическое расстройство, но, естественно, на тот момент я этого не понимал, и мама тоже не знала, что с этим делать.

В подростковом возрасте меня мучили суицидальные мысли. Было тяжелое состояние, я постоянно ходил грустный, потерянный. Опять-таки сейчас, походив по специалистам, я понимаю, что у меня с детства была хроническая депрессия, но как-то я с болезнью справлялся, она не мешала мне ни работать, ни создать семью.

Эта болезнь передается генетически. Но тут всегда есть вопрос обстоятельств, будет ли болезнь ухудшаться или протекать спокойно. У меня было тяжелое детство. Рос без отца, в семье было много проблем, я пережил насилие. Всё это сильно повлияло.

В протестантской церкви у меня появилась надежда. Начались здоровые отношения с людьми более духовно зрелыми. Потом я поступил в библейский колледж. Потихоньку жизнь налаживалась. Хотя, по сути, мы до сих пор эти детские травмы разгребаем… И до конца жизни в той или иной степени придется их решать.  А потом я заболел ковидом.

Настя: После химии я потеряла волосы, и мне всегда было холодно, даже спала в шапочках. Я стала думать про остальных женщин: мало того, что ты испытываешь стресс от потери волос, приходится учиться себя принимать, так еще и холодно. И мы решили поздравить других женщин в больнице с 8 Марта. Я купила красивые шапочки, меня поддержали ребята из храма, которые организовали благотворительную ярмарку и к моим шапочкам в подарки положили еще молитвословы, иконки, духовную литературу. А девочка Катя, флорист, собрала букетики. И вот таким большим составом мы походили по больнице и поздравили девчонок. Вы не представляете, сколько было эмоций! Столько благодарности, что о тебе помнят, о тебе позаботились…

 

болезнь Анастасии Лазуревич

Настя: Но спустя неделю я заболела «короной». Я-то переболела и пришла в норму. А вот у Коли ковид дал осложнения и обострил болезнь.

Николай: У меня снова начались сильные панические атаки. По четыре раза за ночь вызывали скорую, давление зашкаливало. Мне было очень плохо. Казалось, что умираю.

Настя: Давление было 160/100 и сердце просто колотилось. Скорая меряла давление, делала кардиограмму и уезжала. А мы не могли понять, что с Колей происходит.

Николай: Только через недели две-три, когда мы в очередной раз вызвали скорую, врач предположила, что это, скорее всего, постковид и нужно идти к психиатру. У меня не было никаких предрассудков на этот счет, и мы пошли. Диагноз выясняли долго, но в конце концов поставили биполярное расстройство. Еще дольше подбирали лекарство, и я совсем выпал из жизни. Около полугода не мог встать с постели, минимально что-то делал. Потом был просвет, потом снова полгода пролежал. Затем две недели просвет, а три месяца в ауте. Сейчас пока непонятно.

Психиатр делилась, что ковид очень бьет по психике и нервной системе, и все проблемы, даже незначительные, обостряются. В разы увеличилась статистика суицидов, потому что больные не могут выдержать такого тяжелого состояния.

Настя: Особенно когда ты сам не понимаешь, что с тобой происходит…

— А если близкие не понимают…

Николай: Это вообще отдельный вопрос. Кроме Насти меня действительно никто не понимает. Не понимает и не воспринимает. Болезнь со стороны совсем иначе выглядит. «Соберись», «чего ты валяешься, ленишься», «чего ты депрессуешь, у тебя же всё есть — и дети, и семья, и дом». Но эта болезнь абсолютно не зависит от внешних обстоятельств. Внешне всё может быть хорошо, а тебе невыносимо плохо, и наоборот: вокруг могут быть сплошные проблемы, а тебе хорошо.

Самое тяжелое для меня как для главы семьи, что я потерял работу. И сейчас совсем непонятно, как балансировать с болезнью. Нужно найти какое-то занятие, которое я могу делать в моменты прилива энергии. Это может быть час-два в день, а на следующий день не быть, а еще через день снова может прийти подъем. Когда есть этот импульс, я могу что-то делать. Сейчас вот думаем и ищем, что это может быть. Я раньше занимался видеосъемкой и видеомонтажом, но из-за болезни такая работа давалась крайне тяжело: монитор ухудшает состояние.

Настя: Вот вчера была волна, и мы шторы повесили. А до этого день Коле было плохо. Причем это не просто «отстань, мне плохо», а как предынфарктное состояние, когда давит в груди, тяжело дышать, человек испытывает сильную физическую боль.

Николай: Сложно лекарство подбирать. Есть еще такое понятие, как резистентность. Я пил большую дозу лекарств, и теперь многое перестало работать.

Настя:  В онкологии тоже такое есть. И это мой небольшой страх: я колю свои уколы дорогущие, которые мне блокируют гормоны, а раковые клетки могут привыкнуть к лекарству, и придется искать что-то другое.

— Сначала болезнь Насти, сложное лечение, последствия, а после тоже очень тяжелая болезнь Николая. Вера не пошатнулась?

Николай: Был вопрос «почему», но не было вопроса «за что». У меня все-таки был какой-то духовный стержень и понимание, что Бог не наказывает, и как Господь дал болезнь, так Он может взять ее и назад. Для меня главное сейчас не просто не потерять веру, но даже укрепить ее.

Когда мне становится чуть легче физически, я стараюсь Библию почитать, помолиться. Душа тоже в исцелении нуждается, особенно после всех болезней, переживаний и понимания того, что сейчас происходит. Когда тело способно как-то функционировать, когда я могу хоть как-то мыслить, прежде всего я стараюсь сделать что-то для своей души.

Настя: Бог никогда не дает усомниться в Его любви. Он всегда укрепляет: где-то какое-то место из Писания прочтешь, где-то какой-то человек появится вовремя. Разочарования в вере точно нет. Наоборот, мы как-то стали сильнее, продолжили расти через эти испытания. Раньше зависели от чужого мнения, а сейчас понимаем, что у нас свои проблемы, свои испытания и отношения с Богом тоже свои.

И это мой опыт, который реально не переспорить. Можно поспорить над догматическими вопросами, но то, что я с Богом пережила, через что Он меня ведет каждый день, это сложно переспорить. И это очень важно, чтобы такой опыт был у каждого человека.

Николай: Болезнь не вопросы задала, а на «колени поставила»: мы стали больше уповать на Бога, понимая, что, по сути, в жизни практически ничего нельзя контролировать: ни физическое здоровье, ни материальное положение — вообще ничего. И получается, что всё, что ты можешь сделать, — только верить и надеяться.

Настя: Господь забрал у праведного Иова всё: и имущество, и благополучие, и здоровье, и даже детей. И дал сложную болезнь. Многие говорили ему: откажись от Бога, посмотри, до чего Он тебя довел. Но Иов отвечал: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1: 21).

Иногда можно услышать, что наши болезни даются за грехи, мол, ты был таким плохим и вот Господь послал тебе болезнь. Я этому не верю. Да, мы сами знаем, где плохо поступили, но Бог дает болезнь или испытание, чтобы мы становились лучше, а не потому, что ты заслужил наказание. Мне очень близки строки из Псалтири: «… ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его»  (Пс. 29: 6).

Николай: Ни в начале болезни, ни сейчас мы не были одни. С нами рядом прекрасные люди, которые поддерживают и морально, и материально. И когда ты все-таки не один в своем горе и страдании, когда ты видишь эти ежедневные Божии благословения, переживать трудности намного легче. Даже если кто-то не понимает твоего состояния, но всё равно старается помочь, поддержать — это бесценно.

Настя: Такое отношение смиряет и вызывает только благодарность и желание как-то послужить другим.

 

— Вы говорили про большие и маленькие чудеса. А можете поделиться чем-то особенно памятным для вас?

Настя: Мне сразу вспоминается притча про лепту вдовы, которая отдала последнее, и то, с какой радостью Господь принял этот дар.

Больше всего удивляют большие и добрые сердца людей. Еще вначале, когда мы ждали результата биопсии, один врач посоветовал начать собирать деньги на химию. Сумма была колоссальная — 12 000 долларов.

Мы были в полном шоке, нам неоткуда было взять такие деньги. В машине стояла тяжелая тишина, я видела, как папа думает, что продать или на какую пятую работу еще устроиться. И я решила делать сбор.

У меня не было на руках никаких документов, мне не дали даже карточку сфотографировать. Всё строилось только на доверии между мной и подписчиками. Вдруг появляется семья, которая жертвует нам 1000 долларов. Это был шок. Мы были безгранично благодарны. А спустя какое-то время к нам приходит еще одна семья и дает еще 1000 долларов. И тут мы понимаем, что эта семья реально отдала последнее. У них был счёт, на котором долгое время копились деньги, и они сняли с этого счета деньги и отдали нам… Я сейчас заплачу опять… Сколько они их собирали… Это был восторг невероятный: «Господи, что Ты делаешь, через кого Ты действуешь!..»

Вот так Господь поддержал в тот период и многому научил. Мы просто учимся принимать и стараемся отдавать. Если можешь помочь — помоги. Ведь на самом деле, если так честно себе признаться, сколько денег вокруг пропадает, сколько всего не очень нужного каждый из нас себе покупает! А если мы не пройдем мимо чужого горя и скинемся по рублю-два, какое большое дело можно сделать.

— Ваше желание послужить вылилось в итоге в проект «Розовое облачко»?

Настя: Да, постепенно пришла мысль послужить людям и через свое творчество. Тем более, что мы существуем за счет пожертвований. А в «Розовом облачке» я за жертву делюсь с людьми своими работами, которые тоже говорят о Боге.

Я делаю тематические плакаты со стихами из Писания, с молитвами, заповедями. Дети очень любят деревья хороших и плохих дел со стикерами. Идею увидела у девочки-блогера из Рязани: они перед Великим постом делают такие деревья из картона и наклеивают туда бумажные цветочки, чтобы в течение поста совершать побольше добрых дел и хороших поступков. Мне эта идея так понравилась, что я решила сделать макет дерева. Это ведь так здорово: замечать не только свои промахи и ошибки, но и добрые намерения. Такой подход формирует нормальную самооценку, когда ты стараешься найти баланс и каждый день сделать что-то для Бога.

Есть у меня исповедные тетрадки, покаянный дневник, помяннички, закладки-пасхалочки с посланиями из Библии. Моя любимая закладка со стихами Иова: Господи, испытай меня, выйду как золото (ср.: Иов. 23: 10). Она у меня всегда в книжках лежит как напоминание, что испытаниями Господь очищает, делает лучше.

К слову, в исповедном дневнике есть место для записей, чтобы при чтении Библии записывать фрагменты, которые тронули или остались непонятными. Это приучает к регулярному чтению Писания. Есть странички, куда можно записать впечатления и душевные переживания после исповеди, или, например, важные советы от священника. Это может стать хорошим помощником для духовной дисциплины.

 

семья Лазуревич в Свято-Елисаветинском монастыре

— А расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с нашим монастырем?

— Коля лежал в больнице в Новинках и был впечатлен обилием храмов рядом: «Тут так много храмов, так хорошо! К нам приходят и сестры, и батюшки, разговаривают, напоминают про Причастие. Спрашивают, за кого помолиться». Сначала мне просто стало интересно, что это за место. И когда в очередной раз мы поехали на укол в Боровляны, решили заехать в монастырь. С тех пор мы очень любим это место, оно особенное. Сразу почувствовались благоговение и благодать. Мы завели традицию: приезжая на укол, обязательно заезжать в монастырь и в «Ковчег», где встречаемся с нашими минскими друзьями. Для нас Свято-Елисаветинский монастырь стал много значить.

А перед Великим постом мне подарили книгу отца Андрея Лемешонка. Я очень вдохновлялась и утешалась его словом. Стала смотреть проповеди батюшки, подключаться к трансляциям богослужений. Отец Андрей расположил со всех сторон к себе. Всё, что он говорит, — говорит с любовью.

Монастырь — действительно особенное место, близкое по духу. Это сложно объяснить, просто душа туда тянется, и всё.

Подготовила Мария Котова

Фотографии из личного архива героев

«Испытай меня, Господи, и выйду как золото» (часть 1)>>

28.07.2023

Просмотров: 113
Рейтинг: 5
Голосов: 25
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать