«Испытай меня, Господи, и выйду как золото» (часть 1)
«Блогер о Боге. Здесь про чтение Библии, молитвы, церковь, жизнь со своей онкологией и биполярным расстройством мужа» — так написано в профиле у Насти Лазуревич, которая говорит о Боге в популярной соцсети Instagram вот уже шесть лет. За это время в семье случилось немало потрясений. Практически сразу, как Настя и Коля Лазуревич пришли в Православие из баптистской церкви, у Насти диагностировали онкологию. Больницы, обследования, капельницы, уколы… Неизвестность и надежда на Бога. Затем случился новый удар: заболел Николай. Несмотря на всё это, Настя не только продолжает каждый день вместе с супругом бороться за семью, за его и свою жизнь, но и вести блог, вдохновляя силой духа других людей.
— Блогер о Боге… Настя, расскажите, пожалуйста, что побудило Вас начать вести такой блог в то время, когда все борются за продажи?
Настя: Блог появился, наверное, лет 6 назад. Господь говорит с нами через Библию, обстоятельства, но и через людей. «Почему бы и мне не послужить другим?» — подумала я.
Люди постоянно сталкиваются с проблемами, трудностями, а такой блог, как мне показалось, мог бы стать ободрением и поддержкой. И я начала размещать маленькие посты-истории: просто делилась своими мыслями, впечатлениями от прочитанного Евангелия. Вот так потихонечку в блоге стали собираться единомышленники.
— Больше всего меня тронуло Ваше живое, такое открытое и искреннее общение с Богом…
Настя: Мне кажется важным сказать, что мы с супругом пришли в Православие из баптистской среды…
Николай: …А в баптистской церкви хорошо прививают дисциплину и навык постоянно читать Библию, молиться, искать Бога.
Настя: Изначально я пришла к Богу благодаря людям. И произошло это так. Когда-то я долго встречалась с молодым человеком, и отношения эти были неправильные. Известно, что Господь говорит с нами через совесть. Так вот моя совесть меня обличала. Тем временем в окружении стали появляться верующие люди. Я увидела, что можно жить по-другому и относиться друг к другу уважительно.
А потом, когда с Богом всё стало серьезно и я поняла, что отступать не хочу, пришлось эти отношения порвать. Разрыв произошел травматично, с рукоприкладством.
На самом деле я просто пыталась усидеть на двух стульях: и быть с Богом, и оставаться в неправильных, греховных отношениях. И Господь выбил ненадежную опору.
В тот непростой период мне очень помогли мои верующие друзья. Так сложилось, что изначально меня Господь свел с протестантами. Я шла за Богом и сначала пришла в баптистскую церковь. Но главное, что для меня центром стал Господь: хотелось читать, молиться, переосмыслять свою жизнь. Я приняла Крещение. И поняла, что со своим опытом, ранами, переживаниями мне нужно прилепиться к Богу, а Он пусть Сам решит, когда и с кем мне лучше быть.
— Мы все проходили через новоначальный период, когда хочется молиться, поститься и всё время посвящать Богу, а потом понемногу затухаем, и каждое действие дается через сопротивление. А у Вас как будто осталось это горение…
Настя: Потому что у меня не осталось никакой надежды на свою жизнь. Ощущение собственной беспомощности и понимание, что только Господь может что-то порешать и наладить. Меня тогда очень поддержали домашние группы по изучению и разбору Библии: мы выбирали некоторые отрывки из Писания, которые особенно коснулись души, и размышляли, как услышанное слово Божие можем применить в нашей жизни. Не просто прочел и «улетел» опять в свои дела, а остановился и подумал, как жить по слову Божьему.
— А как произошел переход в Православие?
— Когда я заболела онкологией, у меня очень развилось критическое мышление. Я поняла, что кто бы мне что ни посоветовал, хорошее или плохое, решение принимать мне. Поэтому очень важно думать своей головой. Именно думать, именно своей, именно головой. Только ты ответственен за свою жизнь. У меня это было в прямом смысле.
А в духовном смысле происходило следующее. Моя сестра вышла замуж за православного священника, хотя изначально тоже была крещена в баптистской церкви. На мой баптистский мозг это был удар ниже пояса. Но в то же время я боялась потерять отношения с сестрой, хотя внутри всё сопротивлялось. И вдруг в Instagram мне стали попадаться блоги православных батюшек, матушек. Слушая их мысли о вере, о Христе, я понимала, что во многих моментах с ними согласна.
Вот так я слушала, присматривалась, приглядывалась, и оказалось, что православные не такие страшные люди, как было нарисовано в моей голове. Я поняла, что в этой конфессии есть хорошие и действительно искренне верующие люди. Постепенно вокруг меня стал образовываться уже другой круг, из православных верующих. И я видела, что они действительно любят Христа.
Николай: Про людей нужно сказать отдельно. Мы были 10 лет в протестантской церкви, но по сути ни с кем не были близки. Вроде бы все вокруг говорят, что мы «семья», а в итоге каждый остается со своей проблемой один на один.
Настя: Я стала чувствовать, что, приходя в воскресенье в церковь, я ничем не напитываюсь. Проповедь идет, но не про Христа, а про то, как распоряжаться финансами, как строить отношения мужа с женой и т.д. Вроде бы проповедь и сводится к Богу, но Бога там нет. И меня коробило, что от воскресенья к воскресенью я ухожу пустая.
Как-то мы увидели объявление о наборе на курсы по подготовке к школе в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бобруйске. Мы начали водить туда нашего старшего сына Рому, а я — периодически захаживать в храм. Бывало, попадала и на службы.
Меня искренне поражал батюшка, настоятель храма отец Алексий Поляков. Он ведь знал, что мы «чужие», но всегда встречал с улыбкой: «Настенька, как хорошо, что вы пришли! Коле низкий поклон передавай». Такое отношение меня очень цепляло.
По мере узнавания православных людей по-другому стало открываться и само Православие. Мы раньше были как лошади, у которых на глазах шоры: смотрели в одну точку и были уверены, что протестантская церковь — это все верующие на планете Земля. Но мы заблуждались.
Постепенно все догматические моменты про иконы, святых — всё, что критикуется баптистами у православных, оказалось не просто приемлемым, но логичным.
— То есть вы стали иначе смотреть на Православие, видя отношение людей к себе?
Настя: Скорее, так: мы стали интересоваться Православием, впечатлившись людьми. По мере развития всех событий фокус менялся. Богословские вопросы в принципе стали понятны и приемлемы. Например, Причастие. В протестантской церкви у нас было причастие раз в месяц по традиции. А в православном храме Причастие — это благоговейное таинство, не просто символ, а реальная Жертва. Даже по ощущениям совсем всё по-другому. Я вдруг поняла, что за 10 лет ни разу так и не причащалась…
— Настя, я знаю, что это очень непросто, но давайте вернемся в тот момент, когда Вы узнали про онкологию. Что Вам помогло не отчаяться?
Настя: Летом мы начали ходить в храм, а в октябре я заболела. Первой я написала сообщение матушке Надежде из Покровского храма: «Все-таки рак».
Первые несколько дней мы с Колей ходили как оглушенные. И если днем какие-то дела еще отвлекали, то к вечеру накрывало обоих. Было невозможно успокоить мысли. Я пошла к врачу спустя полгода, как обнаружила опухоль. Как обычно, то одно, то другое: сначала дедушку лечили, потом хоронили, затем Рому в школу собирали. Было очень страшно, что так долго тянула, ведь от рака можно сгореть буквально за месяц.
Две недели мы были в полуотключенном состоянии и в неведении. Оба рыдали. Я засыпала с мыслями: «Прости, Господи. Если я вдруг умру, то прими мою душу, каюсь перед Тобой во всем, что сделала». А просыпалась со словами: «Спасибо, Господи, что даешь мне еще один день, в который я могу быть со своими близкими».
Когда ждали результат биопсии — главного анализа, который показывает, что за опухоль и как ее можно лечить, — был такой трепетный момент близости с Богом. Я его хорошо помню.
Оказалось, что рак не агрессивный, который быстро съедает человека, а поддающийся лечению. Сначала мне поставили 2 стадию, но во время операции обнаружили метастазы. Операция затянулась на 8 часов. Мама всё это время находилась под кабинетом, не представляю, как она выдержала. После операции в карточке стояла уже 3 стадия.
После Нового года началась «химия», потом «лучи». От «химии» было очень плохо: сильные панические атаки, не открывались глаза, я не понимала, где я и кто я. Это стало такой сильной психологической травмой, что я потом боялась идти в больницу. Коля вез меня на коляске в онкологию (я не могла ходить тогда), чтобы меня прокапали и стало легче, а я плакала и отказывалась ехать. Не спасало даже осознание, что это нужно для моей жизни. Тяжело было. Не знаю, как это все пережили. Только с Богом и пережили…
Настя: На первой «химии» меня положили в больницу, и я увидела, как по-разному люди переживают свою болезнь. Одна женщина много молилась, всё время говорила про Бога. Еще одна девушка, Таня, с длинной косой, тихонько лежала и читала Новый Завет, такую маленькую синенькую книжечку с тонкими страницами. А еще одна женщинка лежала рядом и такой мат-перемат выдавала!.. Болезнь некоторых смиряет, а некоторых озлобляет…
Мне на днях позвонила моя подписчица, у которой через семь месяцев ремиссии снова случился рецидив. Она рассказывала, что женщина в палате такие слова говорила: «Вот мы с тобой вместе умираем, только я гуляла, пила, ругалась, а ты что?» А моя подписчица ей ответила: «Вот тебе сейчас дадут здесь таблетку, обезболят, а в Вечности что? Ты будешь страдать вечно… И никакой таблетки от этих страданий не будет. Есть разница?»
В любой момент каждый из нас может предстать перед Господом, и болезнь никакая не нужна. Мы вот однажды ехали на мой укол в Боровляны, а чуть не попали в аварию, отделались легкими ушибами. У Бога свои времена и сроки. Все мы под Богом ходим.
— Когда было совсем тяжело, в чем Вы черпали надежду?
Настя: Жить одним днем. Было невозможно что-либо предугадать, а если что-то планировали, то всё непременно рушилось. Но при этом каждый день было за что благодарить Бога. Каждый день маленькие чудеса всё равно происходили: где-то лекарство нашлось, где-то без очереди пустили, кто-то посылочку прислал. Кажется, мелочи, но они становились настоящим чудом, которые помогали прожить этот день. А завтра… Завтра будет завтра.
Продолжение следует…
Подготовила Мария Котова
Фотографии из личного архива героев
«Испытай меня, Господи, и выйду как золото» (часть 2)>>
27.07.2023