X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Умная молитва

Старец Иосиф Ватопедский об умная молитве

У многих возникает вопрос: могут ли христиане, живущие в миру, заниматься умной молитвой? Мы отвечаем утвердительно: да!

Вообще, молитва — это единственное обязательное и необходимое делание и добродетель для всего разумного существа, чувственного и умного (человеческого и ангельского), и поэтому нам велено непрестанно трудиться. Цель сего вседобродетельного делания состоит в том, чтобы обратить к Богу человеческий ум и удержать его в Нем. Для этой цели наши отцы изобрели легчайшие способы молитвы и упростили ее так, что ум легко вращается и твердо пребывает в Боге.

Отцы называют ее «умной», потому что творится она умом. Ее называют еще и «трезвенной», что означает то же самое. Наши отцы выбрали простейшую молитву Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, поскольку не требуется большое усилие ума удерживать непродолжительную молитву и для обращения ума внутрь, в центр нашего разумного существа.

Но так как любая добродетель, в которой мы хотим добиться успеха, нуждается в удобных средствах, то и сие священное делание требует необходимых элементов. Благим началом будет совершение молитвы в каком-то промежутке дневного времени, всегда приблизительно в одном и том же. Мы также ставим акцент на усердии как на самом необходимом элементе в молитве. Вначале, при столкновении с принуждением или внутренним противодействием, необходимо, чтобы молитва произносилась шепотом или громче. После утверждения этого доброго навыка, когда молитва будет задерживаться и произноситься с легкостью, тогда мы сможем обратить ее внутрь через совершенное внешнее молчание.

Отцы говорят: «Человек должен искать и прилагать усилие вступить ему на путь, ведущий в город; и если случится ему не достичь конца потому, что по многим причинам не успел он, то Бог сопричтет его с теми, кто достиг».

Когда присутствует молитва, человек не предается подстерегающему его искушению, ибо ее присутствие — это трезвение, и, следовательно, бдящий и молящийся не впадет в искушение.

Не существует опасной прелести, как распространяют слухи некоторые невежды. Достаточно лишь произносить молитву простым и смиренным образом. Крайне необходимо во время произношения молитвы не допускать в уме никаких образов, даже нашего Владыки Христа, в какой бы то ни было форме, ни Госпожи Богородицы или какого-нибудь иного лица или представления. Образ — это способ рассеивания ума. Через образ вновь открывается вход помыслам и прелести.

Я думаю, что любая крещеная душа православного с верой может осуществить эти настолько простые вещи и находиться в духовной радости и веселии, одновременно имея Божий покров и помощь во всех ее поступках и действиях.

И вновь повторяю мое увещание для любящих Бога и стремящихся к спасению: не медлите испробовать сие доброе делание. Современные старцы, которых мы знали, имели в миру много учеников, мужчин и женщин, состоящих в браке и безбрачных, достигших не только вводного состояния, но и еще более восшедших по благодати и милосердию нашего Христа. Думаю, что нет более легкого, простого и почти всеми осуществимого духовного занятия, чем эта маленькая молитва, приносящая столькую пользу и преуспеяние в сегодняшней неразберихе смятения, забвения и безверия. Необходимо, когда кто-либо сидит, трудится, находится в движении или даже еще в кровати, и вообще, где бы он ни находился, говорить эту молитовку. Она содержит в себе и веру, и исповедание, и призывание, и упование, и таким малым трудом и незначительным усилием выполняет главную заповедь — непрестанно молитесь (1 Фес. 5: 17) — со всей огромной значительностью ее результатов.

Как эпилог написанного, мы повторяем наше увещание или, скорее всего, ободрение всем верующим, что это им необходимо и что они могут заниматься Иисусовой молитвой с твердой верой, что на любой стадии они получают большую пользу.

Источники:

  1. Иосиф Ватопедский, старец. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. — Богородице-Сергиева пустынь, 2005.
  2. Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

27.06.2023

Просмотров: 218
Рейтинг: 4.6
Голосов: 7
Оценка:
Комментировать