X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский

Святитель Иоанн митрополит Тобольский

Святитель Иоанн (Максимович) занимал Тобольскую кафедру всего четыре года: с 1711 по 1715 гг. Однако он стал одним из самых почитаемых сибирских святых. Празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти — 23 июня. Святитель Иоанн истово и искренне служил Богу, был неутомимым миссионером. Вся его жизнь была посвящена прославлению имени Божия.

Семья, учение, пострижение

Будущий святитель родился в декабре 1651 года в Нежине (Украина). Род благочестивых малороссийских дворян Максимовичей оставил в истории России добрую память. Максимовичи ревностно служили Отчизне и своему государю. Этот благочестивый род дал Русской Православной Церкви двух святителей: Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, а также еще одного Иоанна, епископа Шанхайского и Сан-Францисского, получившего имя в честь своего знаменитого предка.

Родители будущего митрополита Тобольского славились щедрыми пожертвованиями на возведение и благоукрашение храмов. Сыну они постарались по силам своим дать хорошее образование. Основы благочестивого воспитания и добротного образования были заложены дома, в семье. Обучение отрока продолжилось в Киевской коллегии (позднее она стала академией).

Иоанн отличался редкими способностями, легко усваивал учение. Окончив коллегию, он получил предложение преподавать в ней латинский язык. Но в душе юноши проснулось стремление служить Богу, питаемое с детства домашним укладом, общением с монахами и учебой в коллегии. В 1676 году в Киево-Печерской лавре он был пострижен в иноки.

 

Свято-Николаевский собор в городе Нежине

Свято-Николаевский собор в городе Нежине

Братство обители доверило будущему святителю ответственное послушание проповедника. В молодом иноке раскрылся удивительный талант красноречия. Он говорил о важности религиозного самопознания человека. Главной темой проповедей, да и всей его жизни стал вопрос: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Мысли и выводы, изложенные в проповедях и миссионерских беседах, легли в основу произведения «Илиотропион (Подсолнечник), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданного в конце его подвижнической жизни. Как цветок подсолнечника всегда поворачивается к солнцу и следует за ним, так и человек призван к следованию Солнцу правды — нашему Богу.

Очень быстро молодого, блестяще образованного инока рукоположили в иеродиакона и в иеромонаха. Вскоре Иоанн покинул лавру, выходя на новые стези, уготованные ему Господом.

От хиротонии до епископства

1870-е годы. Русско-турецкая война. Войска неприятеля близки к победе. Малороссия — в огне войны. Часть южных земель уже под властью турок, занят крупный город Чигирин… Гетман понимает: опасность нападения турецких войск на Киев велика. Он направляет посольство к русскому царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. Среди посланников — молодой иеромонах Иоанн.

Ему всего 25 лет, но в лавре он человек заметный и уважаемый. Лаврские монахи бьют челом царю с прошением о военной помощи. Они просят также дать им возможность укрыться в другом монастыре, если турки нападут на Киев. Царь посылает в Малороссию свое войско и выделяет монахам Брянский Свенский Успенский монастырь. Его высочайшее повеление — быть в том монастыре отцу Иоанну наместником.

Мы не знаем подробностей жизни отца Иоанна до 1695 года. В середине 1695 года он был переведен Черниговским архиепископом Феодосием в Елецкий Успенский монастырь города Чернигова. Владыка Феодосий видел в нем своего будущего преемника и ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита. Поставление в этот сан состоялось в 1696 году в Москве, после чего архимандрит Иоанн становится настоятелем Елецкого монастыря.

 

Святитель Феодосий Черниговский

Святитель Феодосий Черниговский, икона XIX века

Когда святитель Феодосий отошел ко Господу, в архиерейских покоях монастыря собралась Рада. Преемника усопшему выбирали люди из разных слоев общества. Были там посланники Киевского митрополита и представители малороссийского гетмана, делегаты от войска и представители мещанства. По всеобщему согласию выбор пал на архимандрита Иоанна (Максимовича).

Хиротония архимандрита Иоанна во епископа Черниговского состоялась 10 января 1697 года в Большом Успенском соборе Московского Кремля. Совершил ее Патриарх Московский и всея Руси Адриан (1690–1700) с собором епископов.

Молодой епископ начал управление епархией с улучшения образования духовенства. При Черниговской архиерейской кафедре он создает коллегиум. Учились в коллегиуме дети не только священства, но и казаков, мещан, дворян. По замыслу епископа Иоанна, коллегиум был создан по образцу Киевской академии и должен был украсить «Черниговские Афины», став школой просвещенного благочестия.

Школа святителя Иоанна получила широкую известность. В ней гармонично сочетались благочестивое воспитание и богословское образование, которое давалось на высоком уровне. Исторически это была первая семинария в России. По ее образцу стали открываться духовные семинарии в других русских епархиях.

В те же годы святителем была открыта типография. В ней печатались богослужебные сборники, а также богословские труды как отечественных, так и зарубежных авторов, включая произведения самого епископа.

 

Черниговский коллегиум

Черниговский коллегиум

Исцеление владыки Иоанна по молитвам к свт. Феодосию Черниговскому

Управляя епархией, как уже говорилось, огромное значение владыка Иоанн придавал образованию. Ученый-богослов, он написал около двенадцати книг, главной идеей которых было устремить умы и сердца читателей к богопознанию. Много внимания уделял он и созданному им в Чернигове учебному заведению, которое стало называться Славяно-латинской школой. Владыка повелел во всех храмах Черниговской епархии завести синодики и вписывать в них имена жертвователей и благодетелей для молитвенного поминовения.

Нелегка была ноша архипастырских трудов. Владыка Иоанн возносил молитвы к своему духовному отцу и предшественнику — святому Феодосию Черниговскому. И однажды даже был исцелен благодаря заступничеству святого.

Тяжело заболев, он призывал святого на помощь. Святитель Феодосий явился ему со словами: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои, и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию».

После видения святитель незамедлительно сообщил наместнику, что завтра будет служить. Окружающие сочли эти слова бредом больного человека. Но, вопреки всему, ранним утром следующего дня архиепископ в полном здравии вошел в алтарь, чтобы совершить литургию.

Получив исцеление, владыка Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились останки святого Феодосия. В пещере он повесил большой портрет Феодосия, а к нему приложил стихи — «похвалу», в которой рассказывалось о чуде. После этого удивительного события исцеления от мощей святителя Феодосия продолжались. А имена двух святых, которые при жизни были соединены узами дружбы, теперь связаны и в вечности.

Через некоторое время с великой скорбью черниговцы встретили весть о том, что их добрый пастырь архиепископ Иоанн назначен Митрополитом Тобольским и всея Сибири. Святитель отправился из теплой солнечной Малороссии в суровый сибирский край.

 

Тобольский кремль

Тобольский кремль

Митрополит Тобольский и всея Сибири

Что явилось причиной этого неожиданного назначения? По одной из версий, оно произошло не без участия любимца царя Петра I князя Меншикова.

В одном из своих имений в Черниговской епархии Меншиков собирался освятить церковь и пригласил для этого святителя Иоанна. Меншиков собирался сам выбрать для этого день, но архиепископ ответил, что назначать время — это его дело, а не князя. Кроме того, он отказался от праздничного угощения.

«Светлейший» посчитал себя оскорбленным и содействовал переводу владыки Иоанна в Сибирь. «Да, далеко мне ехать, но князь будет еще далее меня», — сказал владыка, прозрев судьбу Меншикова, который через 16 лет после этого был сослан в захолустный сибирский городок Березов.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл в столицу Сибирского края Тобольск. Город встретил владыку с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах. На следующий день он сошел на берег под звон колоколов Знаменского монастыря, находящегося рядом. На набережной митрополита встретили городское духовенство, светские власти и местные жители.

 

Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь

Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь в Тобольске

Помощник и благотворитель

К этому периоду относятся свидетельства о жизни и укладе будней владыки. Горожане стали говорить о нем как о великом постнике, замечать, что он тих, скромен, сострадателен. Святитель не знал отдыха. А если и случалось у него свободное время, он много молился, читал и размышлял.

Тайно или через доверенных лиц владыка помогал нуждающимся, одаривал сирот, посылал вещи и продукты в богадельни, которых в его бытность в Тобольске было более двадцати. Переодетый, подходил он к окнам бедных домов, постучав в дверь, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — оставлял помощь и быстро уходил, стараясь оставаться неузнанным. Посещал узников в тюрьмах. Утешал, наставлял, приносил гостинцы.

«Когда делаешь пир, не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных» (см.: Лк. 14: 12, 13) — эти слова Евангелия стали руководством к благотворительности митрополита Иоанна. Он никогда не ездил в гости, за всё время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора. Однако сам владыка был гостеприимным, а в праздничные дни после литургии завел обычай приглашать к себе почетных горожан. Люди приходили к нему с радостью не ради угощения, которое всегда было довольно скромным, а для того, чтобы послушать. Слово митрополита Иоанна никого не оставляло безучастным, а его проповеди запоминались и пересказывались слушателями.

Просветитель и миссионер

Важнейшей своей миссией владыка считал духовное просвещение. Под его патронажем сразу оказалась славяно-латинская школа, созданная в Тобольске его предшественником, знаменитым миссионером митрополитом Филофеем (Лещинским). По благословению владыки и на его личные средства в город прибывали лучшие наставники из Киева и Чернигова.

 

Митрополит Филофей

Митрополит Филофей (Лещинский)

Владыка продолжил апостольскую проповедь среди коренных народов Сибири, обратив ко Христу огромное количество язычников. В 1714 году святитель Иоанн отправил миссию в Пекин. Возглавил ее архимандрит Иларион (Лежайский).

В Тобольске владыка Иоанн возобновил свою издательскую деятельность. Из-под его пера выходили не только богословские труды, но и духовные стихи, а также назидательные сочинения.

Святитель Иоанн имел молитвенную связь с Афоном, принимал участие в судьбах русских насельников Святой Горы, а в тяжелые годы снабжал их деньгами. В Русском Пантелеимоновом монастыре хранится написанная его рукой архиерейская грамота.

Святитель, понимая, что для миссионерской деятельности в Сибири нужны свежие и молодые силы, ездил по краю и отбирал способных к этому священников. Его трудами и заботами было открыто немало новых храмов.

Блаженная кончина

Велика была любовь жителей Сибирского края к доброму пастырю. Многие видели в нем уже при жизни угодника Божия и дерзновенного за всех молитвенника.

Его кончина была поистине блаженной. Митрополит почувствовал близость смерти и заранее подготовился к ней: исповедовался и причастился.

В предпоследний день своей жизни, 9 (22 по н. ст.) июня 1715 года, он служил литургию и дал обед для городского духовенства и нищих в своих покоях, причем сам прислуживал гостям за столом. По окончании трапезы владыка попрощался со всеми и заперся у себя.

На рассвете 10 (23 по н. ст.) июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним архиерейским покоям подошел очередной и осторожно постучался в дверь. Владыка не ответил на стук. Перед дверьми собралось духовенство и даже приехал сам губернатор Тобольска. Он и приказал взломать двери. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти великого молитвенника. Митрополит почил в Бозе, стоя на коленях, во время молитвы…

Преемником владыки стал его же предшественник митрополит Филофей. Он чудесным образом провидел смерть владыки Иоанна, хоть и находился в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае. «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда», — сказал он своим спутникам в тот момент и тут же отправился на погребение владыки.

Тело митрополита Иоанна не предавали земле до возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея. Ждать пришлось долго, но тело святого владыки оставалось нетленным.

 

Портрет-парсуна святителя Иоанна Тобольского

Портрет-парсуна свт. Иоанна Тобольского конца XVII — начала XVIII вв.

Почитание святителя началось сразу после кончины. По молитвам к нему люди получали исцеления и духовную помощь. Как и при жизни, особенно помогал святитель Иоанн душевнобольным и страждущим от нечистых духов.

Погребение и перезахоронение мощей владыки

Тело владыки первоначально находилось в Успенском соборе Тобольска, в приделе преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через 26 лет собор перестраивался, после чего могила оказалась под открытым небом.

Существует предание о явлении самого святителя митрополитам Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Гловацкому). «Могила моя в пренебрежении, и псы бегают над гробом моим. Успокойте меня и возобновите придел», — сокрушался в видении святитель. И в 1753 году придел был восстановлен и освящен во имя свт. Иоанна Златоуста, небесного покровителя Иоанна, митрополита Тобольского. Средства на строительство собрали благодарные почитатели митрополита.

Но в 1826 году мощи святителя были вновь перезахоронены. Причиной стала трещина в стене и необходимость разобрать фундамент собора. Архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев), спустившись с духовенством в склеп, обнаружил останки святителя в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались не тронуты тлением.

10 июня 1891 года преосвященный Иустин сделал распоряжение тобольскому духовенству, в котором звучит глубокое почитание угодника Божия: «В Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме Великих постов, на всё будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии с поминовением святителя Иоанна за упокой и панихидами по нем, да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих и молитвами его помилует и спасет нас, грешных, почитателей святой памяти его!» Также он повелел всем записать святое имя усопшего в свои синодики. Распоряжение это он написал собственноручно и назвал «Завещанием». Оно находилось в рамке под стеклом рядом с изображением святителя.

В Тобольской епархии было немало прижизненных портретов святителя. На стене собора над местом прежнего погребения находилось изображение митрополита Иоанна, где он стоит в белом клобуке и голубой мантии, с крестом в правой руке и жезлом в левой.

По этому портрету можно представить, как выглядел владыка. Это был человек высокого роста, с мужественным, глубокомысленным и кротким выражением лица, седовласый, с длинной и окладистой белой бородой.

Жители Тобольска с надеждой и упованием ожидали официального прославления святителя. И в 1900 году епископ Антоний (Каржавин) распорядился о создании серебряной раки с позолоченной сенью. 16 (29) октября 1914 года в нее были помещены честные останки любимого народом архипастыря.

Было это сделано с благоговейной верой в скорое прославление угодника Божия. Так же, как и при первом обретении мощей святителя, при втором — честные останки были освидетельствованы комиссией, которая подтвердила их нетление.

 

Рака с мощами святителя Иоанна

Рака с мощами свт. Иоанна (Максимовича), Митрополита Тобольского и всея Сибири, в Покровском соборе г. Тобольска

Прославление святителя Иоанна Тобольского

Доклад комиссии прозвучал в Священном Синоде Русской Православной Церкви в январе 1915 года. Подготовил и зачитал его епископ Варнава (Накропин). Были в докладе и свидетельства о сорока случаях благодатной помощи, зафиксированных очевидцами. Но прославление тогда не состоялось в связи с началом Первой мировой войны.

Однако в декабре 1915 года в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. По высочайшему повелению его миссией было собрать сведения о местном почитании архиепископа Иоанна. Он осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью, а также записал свидетельства о недавних исцелениях. «Тщательная проверка дает полное основание для всероссийского прославления, приспел час для совершения сего светлого праздника», — сообщал он в своем донесении Синоду.

Святитель Иоанн был прославлен 10 (23) июня 1916 года, в 201-ю годовщину своего упокоения. Митрополит Московский Макарий (Невский) возглавил торжества. Прибыл обер-прокурор Святейшего Синода А.Н. Волжин. Архиереи, священники и миряне стеклись в Тобольск со всей страны. Многие из присутствовавших там архипастырей спустя несколько лет пострадали за веру и ныне прославлены в лике новомучеников и исповедников Российских.

 

Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором

Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором г. Тобольска в честь открытия мощей свт. Иоанна Тобольского. Фотография. 10/23 июня 1916 г.

Число паломников составило более 30 тысяч, что превосходило количество жителей города. Аналои с крестами и Евангелиями стояли на Соборной площади, и более 30 епархиальных и городских священников ежедневно исповедовали, служили молебны, панихиды, произносили проповеди прямо под открытым небом. Соборным тобольским духовенством было записано множество случаев благодатной помощи святителя Иоанна.

В наши дни мощи митрополита Иоанна покоятся в Тобольском соборе в приделе, освященном в его честь. Не только со всей Сибири — из всех уголков православной России едут люди к святителю со своими нуждами и печалями, молятся с верой о помощи и получают исцеление и благодатное утешение.

 

Рака с мощами святителя Иоанна Тобольского

Рака с мощами святителя Иоанна Тобольского

Жизнь святителя Иоанна — подтверждение того, как много может сделать человек во имя Божие и как много может дать Господь талантов одному человеку. Но наивысший из талантов — святость. Как солнце, она распространяется на всех, кто с верою взирает на угодников Божиих и не перестает молиться и благодарить Бога.

«Господи! что повелишь мне делать? (Деян. 9, 4, 6). Этот вопрос да будет ежедневно повторяем каждым из нас при всяком нашем недоумении о том, как поступить нам в постигшем нас событии или сомнении. Господи, что повелишь мне делать? Какая об этом воля Твоя, всеблагой Иисусе? Открой ее мне, каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял ее добрым словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушенному мне Тобой».

(«Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею»)

Если вы желаете подать записку в нашу обитель о здравии вас и ваших близких, перейдите по ссылке>>

 Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

21.06.2023

Просмотров: 314
Рейтинг: 5
Голосов: 18
Оценка:
Комментировать