X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Моя первая исповедь (часть 2)

отец Сергий Нежборт о исповеди

У многих людей есть представление о том, что в храме им обязательно сделают замечание, отругают или вообще выгонят вон. Мы собрали несколько историй о первой исповеди, которые, надеемся, помогут кому-то решиться на первый шаг к Богу, и попросили священника нашего монастыря отца Сергия Нежборта дать комментарий.

Вера: К первой исповеди подошла ответственно: выписала все грехи на листик, прочитала правила, отстояла вечернюю службу. А вот после... После первой исповеди я шла домой и вспоминала рассказ мамы, как она с 12 лет начала носить воду с реки коромыслом: я шла так же, боясь расплескать Благодать. Говорить не хотелось ни с кем сутки. Берегла и хранила то, что внезапно появилось внутри.

Но была еще одна исповедь, где внезапно из меня вылилось всё: проявленное, тайное, мысленное... Исповедник отправил меня ежедневно читать Псалтирь. После этой исповеди и Соборования почти сутки проспала. Была тихая-тихая, как океан. И совершенно пустая, словно старое вынесли, а нового еще нет…

Настя: Есть вероятность, что в храме вас встретят недружелюбно, с наставлениями, косыми взглядами или чем-то подобным. И это часть пути. Если вам нужно купить хлеб в магазине, вас не остановит шипящая бабушка или плохое настроение кассира. То же самое с хлебом духовным. Должна быть внутренняя решимость и готовность пройти препоны. Я не сразу смогла зайти. Жалею, что не знала о препонах раньше. А когда были «неудачные попытки», расстраивалась и обижалась, так как шла-то с определенным настроем, а встретили меня по-другому. Важно научиться различать, к кому идешь — к людям или к Нему.

 

девушка в храме

Алена: Я с детства верила и чувствовала присутствие Бога, но только в 19 лет у меня вдруг появилось сильное желание причаститься в Великий Четверг. Сама не знаю, почему.

У меня была одна-единственная длинная юбка ярко-розового цвета. Я вообще тогда ничего не знала, смотрела в храме, что люди делают, и повторяла. Стала в огромную очередь на исповедь. Саму исповедь не помню, кроме того, что меня отругали, что надела такую яркую юбку. А после Причастия радость…

Ирина: Я долго не могла заставить себя ходить не то что исповедоваться, а просто в церковь. На своей первой исповеди призналась батюшке в своих грехах, а он мне сказал: «Таким людям вообще жить нельзя...» А призналась я в том, что, ухаживая за парализованным папой, порой срываюсь, нервы сдают. Стыдно было до обморока, страшно и больно, я сама себя ругала последними словами, а тут такое услышать... Долго не могла даже просто в церковь зайти, пока не нашла своего священника.

Комментарий отца Сергия Нежборта:

— Наверное, любой травматический опыт, который человек получает в храме, может вывести его за порог. Но этот опыт должен помочь нам понять, насколько всё в жизни хрупко — даже одно неосторожное слово может причинить много боли. Это повод всмотреться в себя: может быть, и мы в своей жизни не всегда были чуткими и, не замечая этого, травмировали наших близких. Этот опыт может помочь нам быть внимательнее к себе, к своим словам, отношениям с людьми.

Еще надо понимать, что священник поставлен в очень непростую обстановку. По своему долгу он должен быть святым, но, конечно, святым он не всегда является, у него есть свои промахи. Очень сильно его за это осуждать, казнить тоже не стоит.

Если человек столкнулся с негативным опытом, можно попробовать обратиться в другой храм, к другому священнику. А может, пройдет какое-то время, и мы увидим, что слова, сказанные нам священником, не исчерпывают всю полноту его жизненного опыта, может, он откроется нам по-другому, и наш негативный опыт таким образом преодолеется.

Важно не терять понимания, что в церкви действует Господь и Дух Святой, и действует Он не только через святых, благочестивых людей, но иногда и даже через людей, по человеческим качествам нам не очень близких, понятных. Я не оправдываю хамство и грубость, но иногда, когда проходит время, ты начинаешь понимать особое действие Божие. Может, какое-то слово было не очень приятным в моменте, как шок, но, если смотреть по плодам, — полезным для души. Нам стоит не торопиться с выводами, а пытаться искать встречи с Богом и просить, чтобы Господь направлял нас.

Я стал воцерковляться в 16 лет. В храме, куда я начинал ходить, были в основном бабушки, и мне было очень трудно. Я понимал, что нахожусь в некоем вакууме, но чувствовал, что не могу забыть опыт благодати. И я осознанно молился, чтобы Господь помог, направил меня. Сейчас я понимаю, что всё, что есть в моей жизни, — это то, что я искал, хотел. Но это произошло не сразу, не на следующий день после моей молитвы. На это ушли годы. И в эти годы были разные периоды, иногда казалось, что всё безнадежно, но потом всё менялось. Господь действует, но порой действует не так, как мы ожидали.

 

отец Сергий Нежборт причащает людей

Оксана: Очень стремительно воцерковлялась. Да и медлить уже было нельзя рак, 4 стадия.

Когда поставили диагноз, земля ушла из-под ног. И врач сказала мне такие слова: «Мы не лечим, лечит Бог». А я была неверующая, хотя за десять лет до этого крестилась. И вот пришла домой уже труп ходячий: руки повисли, ноги не ходят. Вспомнила, что где-то на шкафу лежат иконы. Нашла их, достала, протерла от пыли и поставила перед собой. И стала говорить с Богом вслух. У меня сильно заболело в груди, но это была не физическая боль, а, как говорят, «душа болит». Я понимала, что у меня нет таблетки, чтобы эту боль заглушить. И в этот момент началось мое покаяние. В памяти с самого детства стали всплывать ситуации, когда я неправильно себя вела. Я почувствовала ту неприятную черноту в груди, когда впервые согрешила. Выла во весь голос, меня всю выкручивало наизнанку. Рыдая, каялась и просила, чтобы Бог дал хотя бы тоненькую ниточку Своего света, чтобы мне ухватиться за неё. Потом я стала читать Евангелие. И в голове появился ответ: «Ничего не бойся». Было чувство, что Кто-то живой рядом со мной, просто я Его не вижу. Как будто я в Его объятиях. Мне стало очень радостно.

После этого я решила пойти на исповедь. Зашла в храм на территории онкоцентра в Краснодаре, подошла к батюшке. Он мне посоветовал приобрести в лавке брошюру свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся» и подготовиться к генеральной исповеди. Я подготовилась, муж меня привез к храму. Захожу и вижу, что священник уже другой. Я обратно в машину рванула. Говорю, мол, другой батюшка, я буду ждать того, которого уже знаю. Муж мне говорит: «Какая разница, какой батюшка? Иди и исповедуйся». Я вернулась, было очень страшно. Но была решимость и чувство, что мне это НАДО. Подала свою исповедь, батюшка прочитал, очень строго, как мне показалось, прокомментировал (к 50 годам грехов накопила много). И тут у меня от стыда хлынули слезы. Стою и плачу, как ребенок. Мне казалось, что прошла целая вечность.

К Причастию меня допустили только через месяц. И если бы перед походом на исповедь у меня не произошла живая беседа с Живым Богом, меня бы это отвернуло от храма. Но я всеми клеточками Его слышала, чувствовала, осязала, и уже ничто не могло меня остановить.

 

Распятие

Комментарий отца Сергия Нежборта:

— Не всегда покаяние совпадает с исповедью. Иногда исповедь является завершением нашего покаяния, иногда началом. Думаю, исповедь — это верхушка айсберга, а покаяние охватывает всю человеческую жизнь. И в этом плане даже трудно зафиксировать, каюсь я сейчас или нет. Человек живет, что-то переживает в своем сердце, о чем-то скорбит, его что-то тревожит, он о чем-то думает, и это всё может быть включено в покаяние, особенно при учете светлой благодатной направленности. А может, это перейдет в самобичевание, самоистязание, уныние, отчаяние, депрессию. Тонкая грань… В таком случае это будет не преображение, а помрачение, и в таком помрачении человек может зайти в тупик и наделать страшных дел.

Иногда человек, который прожил минуты благодатной помощи, на исповеди уже может говорить сухо, формально. И в этом нет ничего неправильного. Это не совсем наша рукотворная манипуляция, что вот сейчас мы напряглись, сосредоточились, и всё произошло.

Думаю, есть в истории такие случаи, когда человек не попал под епитрахиль, но в его душе произошло такое покаяние, которое изменило его жизнь и даже посмертную участь. Но это всегда особые случаи. Например, когда человек в такой ситуации, когда у него нет возможности прийти на исповедь: допустим, сидит в лагере. И, конечно, совсем другое дело, когда храм находится на соседней улице. Тогда можно завершить покаяние на исповеди. Это ничему не противоречит.

Марина: Первый раз исповедовалась три года назад. Было непонятно и стыдно. Плакала. Батюшка сказал: «Бог Вас любит». И это было так важно мне услышать, так нужно в тот момент... А ещё сказал: «Грех ваш тяжелый, но Бог никого не наказывает, но может посылать испытания в искупление...» И эти слова тоже вошли мне в сердце.

Евгения: Это было 17 лет назад. Мне был 21 год. Мама попросила приехать (я жила в другом городке) и помочь отвести мою сестру в церковь (она болела, и ее нужно было держать под обе руки). Мы все не были воцерковлены, но кто-то посоветовал сходить в храм. Помню, как сразу же хотела «слиться», мол, не могу. Меня вдруг такой стыд взял — как это я в церковь пойду, там, наверное, все святые, и тут я «со своим свиным рылом в калашный ряд». А образ жизни я тогда вела «мама не горюй». Но всё-таки решилась ради сестры.

Это был осенний вечер. Темно. Одета была в драные джинсы, кеды, пайта с разрезом до пупа, но с капюшоном, потому что помнила, что голову надо прикрыть. И вот сижу на стуле, жду. Вокруг тихо, только свечи горят, люди стоят в очереди на исповедь. Я, разумеется, и в мыслях не имела исповедоваться. И вдруг как разревусь! Так мне стыдно перед Богом стало. И всегда было стыдно, но здесь я прям перед Ним очутилась, и Он всё видит. Потом туман. Меня берут под руки, подводят к батюшке, он ласково задает вопросы, и я всё как на духу ему рассказываю. Помню смутно, что он даже меня в сторонку отвел, видимо, я не отдавала отчет, что стала громко говорить, точнее, реветь, как медведь, занозивший лапу. И вот вместо праведного суда над собой, укоров, нравоучений, которые я была готова выслушать и принять, я увидела взгляд, полный любви, сочувствия и... радости! Я совсем не ожидала такой реакции. Я даже не подозревала, что это возможно. После исповеди я шла, как будто гравитации не существует. Я понимала, что сейчас произошел переломный момент в моей жизни…

 

на исповеди

Комментарий отца Сергия Нежборта:

— Парадоксально, что все люди очень схожи, и в то же время у каждого человека есть своя особенная предыстория жизни. В нее входит и детство человека, и жизненный уклад его семьи, и, может, даже обстановка, которую он не совсем помнит. Это такая печать, которая на всю жизнь создает ему определенный фон. Человек говорит «вот я пришел в храм», а на самом деле за его приходом в храм стоят такие вещи, о которых он не догадывается. Или человек говорит: «Трудно сделать шаг». Ему кажется, что это ему трудно, а на самом деле он преодолевает барьер, который не только им был создан.

Нам не надо бояться, оттягивать первый шаг. Но эти слова (я прекрасно отдаю себе отчет) будут услышаны в том случае, когда в человеке что-то внутри созреет.

Около дома, где я живу, растет небольшой кустик сирени. Я стал обращать на него внимание где-то в ноябре, когда было холодно. Висело серое свинцовое небо, и этот кустик представлял из себя жалкое зрелище: палочки торчат из земли, на них еле-еле видно подобие почек. Я ходил мимо него с дочкой и говорил ей: «Видишь, какие почки? Им предстоит пережить целую зиму». Пришел декабрь, потом январь, начался февраль. Смотрим, а почечки начинают увеличиваться. Потом мы как-то забыли про «наш» кустик. И когда я, наконец, подвел дочь к сирени, она увидела, как куст уже цветет. Для нее это был шок, она никак не могла понять, как сирень могла так измениться. Всё это время куст никак не менялся внешне, но на самом деле внутри него пульсировала жизнь, просто она была сокрыта от посторонних глаз.

Что-то подобное происходит с нашей душой. В ней постепенно что-то зреет. И ожидать «цветов» в декабре, даже если солнышко посветило час-другой, наивно. Нужно время. У Бога для каждой души есть свои сезоны, свои времена. Нам в силу нашей малой меры, неопытности трудно понять, какой сейчас сезон души. Мы можем думать, что это весна, а на самом деле только поздняя осень. Человеку нужно пережить зимы, морозы, темноту, это не напрасно, в это время что-то незримое происходит внутри него. Но будет и весна. Когда? Может быть, завтра, может, в конце нашей жизни. Но если это произойдет, то оправдает всё — все наши ожидания, неудачи, страдания. Всё будет оправдано самым главным событием нашей жизни.

 

сирень

Подготовила Ольга Демидюк

Моя первая исповедь (часть 1)>>

29.06.2023

Просмотров: 163
Рейтинг: 5
Голосов: 22
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать