X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Моя первая исповедь (часть 1)

отец Сергий Нежборт о первой исповеди

«Тянет в храм. Душа просит. Но страшно, стыдно идти на исповедь…» У многих людей есть представление о том, что в храме им обязательно сделают замечание, отругают или вообще выгонят вон.

Мы собрали несколько историй о первой исповеди, которые, надеемся, помогут кому-то решиться на первый шаг к Богу, и попросили священника нашего монастыря отца Сергия Нежборта дать комментарий.

Светлана: Моя первая сознательная исповедь состоялась буквально три недели назад. Шла я к этому больше 20 лет, то отдаляясь от храма, то приближаясь к нему. Идти было страшно, но не пойти — еще страшнее. Всё время думала, что грешить не так страшно, как страшно осознавать и исповедовать грехи. Тянуло грузом, что если вдруг завтра предстану перед Господом, как я на Него посмотрю? Никакого ада не надо, страх и горе сделают свое дело.

Никогда не думала, что буду ТАК плакать. И непонятно, от чего больше: от раскаяния, страха, боли, стыда или обиды за себя, что так долго ждала и так много нагрешила…  В общем, вышла я из храма c чувством, что по мне проехали катком. Чувство очищения и освобождения пришло уже поздно вечером, когда начала впервые читать вечернее молитвенное правило. И в воскресенье утром я уже бежала с легким сердцем к Причастию.

 

женщины идут ко Причастию

Юлия: На первую исповедь попала внезапно. Меня пригласили быть крестной мамой племянника и попросили съездить к священнику, чтобы договориться о дате и времени Крещения. По совету знакомых я обратилась к настоятелю одного храма в нашей области. С первых минут знакомства с ним почувствовала такое спокойствие, тепло — словами не описать. Не хотелось уходить из храма, хотелось просто быть там, тихонечко сидеть. А когда через несколько дней совершалось таинство, я думала только о том, что мне нужно исповедоваться. Это было такое сильное чувство, как будто тебе очень хочется пить, и ты больше ни о чем не можешь думать.

После Крещения я попросила священника рассказать мне, что нужно сделать для исповеди. Он сказал, какие молитвы читать, и пригласил на литургию.

Я что-то написала на листочек и поехала. Ужасно волновалась, как будто нужно было сдавать экзамен. На исповеди с первых слов рыдала взахлеб. Исповедь была довольно долгой, благо в деревенской церкви желающих исповедоваться в тот день было немного, батюшка меня не торопил. Я то говорила, то плакала, то снова говорила, рыдала, сморкалась, икала от слез… В конце исповеди неожиданно для себя сказала, что не могу смириться с тем, что моя дочь больна с рождения. Дочери на тот момент было уже 16 лет. Наверное, это было главное, зачем я тогда пришла…  Священник допустил меня к Причастию, хотя я не готовилась. А когда я уходила, сказал: «Ангела Хранителя Вам, матушка, молитесь, и я буду молиться, чтобы Вы могли принять волю Божию». Спустя какое-то время я вдруг поняла, что хотя мне по-прежнему бывает больно, я смирилась с тем, что дочь никогда не станет такой, как ее сверстники, или такой, как я хочу. Она всегда будет собой. Мне стало легче жить.

Татьяна: Ни ступить, ни молвить не умела. Так и сказала: «Я первый раз». А батюшка: «Как хорошо, что Вы пришли!» И… как потекли слезы! Стало так ЯСНО — только приди, больше ничего не надо. Тебя всегда ждут, всегда примут. Любовь.

 

женщина молится

Комментарий отца Сергия Нежборта:

— Исповедь — это таинство. Оно нерукотворно, в нем есть элемент чуда. Исповедующийся, священник, обстановка в храме — это некая подготовительная база, но должно произойти нечто превосходящее наши человеческие возможности. Иногда на исповеди ощутимо переживаешь, что сейчас происходит чудо. И каждый раз задаешь себе вопрос: почему оно происходит? Может, потому, что священник постарался? Может, исповедующий «сильно» покаялся? Это не всегда понятно. И не всегда наше человеческое переживание объективно. Иногда это просто наши сегодняшние чувства, которые не имеют отношения к духовному возрождению человеческой души. Но Господь время от времени дает человеку пережить что-то особенное. Это происходит не автоматически, и если не случилось сегодня, не надо смущаться.

Ольга: У меня было немножко карикатурное воцерковление. Было это больше 20 лет назад. Воцерковлялась в Покровском монастыре города Москвы. По совету «опытной» прихожанки я переписала все грехи, в которых рекомендуют каяться, мол, когда-нибудь точно согрешила. И вот я приходила каждую неделю Великого поста на исповедь и постоянно каялась «по списку». Надо сказать, что пост я проводила в храме каждый день с утра до вечера.

Однажды батюшка не выдержал и спросил: «Матушка, да когда же Вы грешить успеваете?! Вы же каждый день в храме!..» Он мне и объяснил, как надо исповедоваться.

Дарья: Первая исповедь состоялась чуть больше семи месяцев назад. Перед ней я была воодушевлена, шла как на праздник. Я давно знала, в чем мне каяться, только долгие годы не решалась. Подготовилась, на лист А4 выписала из книжки все грехи, которые совершила за всю жизнь. Священник был рад моей первой исповеди, ободрил меня. Дал наставляющие советы, обличил меня сильнее, чем я сама… Вот в тот момент я осознала всю свою грязь, и меня «накрыло». Я дня два находилась в духовной брани. Мне было тяжело осознать всю степень серьезности своих грехов. Жалела, что рассказала всё, злилась на священника, на себя. Одним словом, меня всеми способами старались отлучить от выбранного пути. Но, слава Богу, Он не дал свернуть, и надеюсь, что никогда этого не произойдет.

Комментарий отца Сергия Нежборта:

— Кому-то лучше прочитать подготовительную литературу и выписать грехи на листик. Для начального этапа это будет большой помощью, потому что иногда на исповеди человек может просто растеряться. Иногда человек пишет список, держит его в кармане, но не достает, при этом наличие его придает ему уверенности.

Кому-то лучше накануне исповеди в спокойной обстановке попытаться вспомнить свою жизнь и то, что его сейчас тревожит, оставляет осадок в душе. Эти события, поступки, мысли он может записать. Может, это не будет огромный список, но это будет то, что на сегодняшний день человек видит в себе, и тоже поможет не растеряться. А кому-то список не нужен, нужно просто проговорить то, что на сегодняшний день беспокоит. Я думаю, что все эти варианты хороши. Главное — не превратить таинство во внешний ритуал. Иногда люди пишут очень длинные списки и порой уже сами с трудом их читают, путаются. И ощущение, что они читают не про себя, а про кого-то. Это вызывает недоумение.

Умилительно, когда дети приходят на исповедь и читают с листика, где написано детским почерком. Видно, что накануне они готовились, может, под руководством родителей, но всё равно это хорошо.

Было бы хорошо сказать священнику, что это ваша первая исповедь. В большинстве своем это чувствуется, но, я думаю, если человек начнет с этого, будет лучше.

 

отец Сергий Нежборт иконописец

Анна: Тянуло, душа чувствовала, что надо. Прочитала книгу отца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди» и по ней выписала мои личные грехи. Получилось два листа. Сказала всё и даже самое стыдное. Батюшка сочувственно оглядывал очередь из бывалых, но не прерывал меня, понимал, что у меня первая генеральная исповедь за всю жизнь.

Мне стало очень легко, как будто камень с души упал. Все, кто не может решиться, идите, не бойтесь никого и ничего. Он давно Вас ждет и верит в Вас.

Лилия: Я первый раз исповедовалась в Великий пост 20 лет назад. Я ничего не знала, кроме того, что мне надо исповедаться и причаститься. Говорила, что лежало на душе. А батюшка стал задавать вопросы и назначил епитимью. К Причастию я попала только через 40 дней, в Великий Четверг, когда выполнила всё, что сказал батюшка. А это ежедневно 70 земных поклонов и 40 раз «Богородице Дево, радуйся». Мое желание причаститься было таким огромным, что я всё выполнила. Не читала ни канонов, ни последований (просто не знала, что надо читать), но горела сердцем.

Комментарий иерея Сергия Нежборта:

— Я думаю, что нет универсального рецепта, как прийти на первую исповедь. Люди очень разные, обстановка в храме, его уклад разные в конкретном приходе. Бывают храмы более консервативные, где всё устоялось, и порой в таких храмах новому человеку сложно, потому что он себя чувствует не совсем своим. Перепрыгнуть через этот первый этап, наверное, не получится. Другое дело, что это не должно нас останавливать. Не надо бояться, что произойдет что-то непоправимое. И не надо бояться совершить ошибку.

Исповедь — это действительно волнительно. Ведь нужно подойти к человеку, которого ты не знаешь, и открыть перед ним свою жизнь. Есть люди по природе открытые, им проще. А бывают люди внутренне сдержанные, замкнутые, и исповедь для них может стать определенным барьером. Но бояться не стоит, нужно сделать шаг в неизвестность. Это как прыгнуть с парашютом. А дальше будем надеяться на Бога.

Иногда, если человек прочитает или услышит чужой опыт исповеди, это ему может помешать: он настолько воспримет его, что будет ожидать, что с ним должно произойти что-то подобное или даже позначительнее, и разочаруется, если это не произойдет. Действие Бога очень разное. Всё может пойти не так, как мы ожидаем, человек может не почувствовать, что с его плеч свалился груз, который на него давил. И это тоже не страшно, всё равно нужно делать этот шаг.

 

исповедь

Перед первой исповедью можно попробовать походить в разные храмы, произвести такую первоначальную «разведку». Для начала прийти в тот храм, который ближе. Можно даже не в богослужебное время, просто чтобы почувствовать атмосферу. Можно поинтересоваться в свечном киоске, как у них проходит исповедь (там обычно опытные люди, они должны подсказать). Для исповеди лучше не выбирать дни больших праздников. Может быть, даже лучше прийти в будний день или в вечернее время накануне Божественной литургии. И, конечно, можно молиться Богу, чтобы Он направил вас в тот храм и к тому священнику, которые будут отвечать вашему состоянию души.

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Демидюк

28.06.2023

Просмотров: 458
Рейтинг: 4.5
Голосов: 34
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать