X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Молодежь в церкви (часть 2)

молодежное братство

В последнее воскресенье июня в нашей стране празднуется День молодежи, и мы продолжаем беседу с отцом Артемием Дячком, руководителем молодежного братства в городе Кобрине.

 

— Как узнают о братстве те, кто не «вырос» в церкви?

Часто случайно.

Очень хорошими проповедниками становятся те, кто сам в братстве и кому нравится. Они приводят своих друзей, и те часто остаются.

В Белоозерске мы жили в общежитии. Я пригласил в братство девушку из соседней комнаты, и она пришла.

— То есть путь в храм может быть через братство?

Да. Братство создается для того, чтобы люди из церкви глубже узнавали веру и чтобы нецерковные вошли в церковь. Бывает, что человек начинает интересоваться верой, но у него просто нет «кружка по интересам».

«Хвалить молодежь тоже нужно»

— Как проходят собрания в братстве?

— Каждое собрание по-разному: одно — ответы на вопросы, второе — я готовлю какую-то тему, третье — просто пьем чай и разговариваем, четвертое — могу рассказать какое-то учение Церкви, а на пятое могу прийти и сказать, что вообще не знаю, о чем говорить. Тогда ребята рассказывают, что сейчас их волнует, например, экзамены. Или кто-то задает интересный вопрос, и разговор получается сам собой.

 Очень важно не тянуть одеяло на себя. В любом деле есть такая зона ответственности, которую нужно отдать Богу. 

Мы говорим про Духа Святого, но сами Ему не доверяем, не верим, что Он может действовать в нас. Нам страшно обращаться к Богу за помощью.

У ребят есть возможность задать Вам вопрос, который они не всегда могут задать родителям?

— У моих братчиков есть возможность задать мне вопрос 24 на 7. Я всегда им говорю, что они могут писать, звонить в любое время. У меня есть ребята из прошлого братства, которые до сих пор мне пишут. Есть те, кого я венчал, и те, чьих детей крестил. 

Я считаю, что это нормально, когда братчики, прихожане не боятся священника, когда он для них становится кем-то близким. Папа, который всегда выслушает, примет, если надо, скажет, что ты не прав, но в то же время ты его не боишься, а знаешь, что можешь к нему прийти и поговорить на любую тему, по любому поводу, и будешь понят.

Часто у ребят, которые растут без отцов, искаженное понимание Бога. Те, у кого было насилие в семье, потом думают, что если у них в жизни что-то случилось, то это потому, что Бог их наказывает и что это нормально. Этому очень подвержены женщины, которые пережили насилие. Мы состоим из духа, души и тела, у нас есть какой-то психологический опыт, который отражается и на наших отношениях с Богом. И он может быть негативным.

— Таким детям можно восполнить отсутствие отца?

— Это сложно, и часто у них возникает большая привязанность к священнику, потому что они его ставят на место отца. А задача священника в том, чтобы через него человек пришел к Богу. Очень часто мы через людей приходим к Богу. Потому что человеческие отношения — это и есть божественные отношения. 

 Человеку нужно один раз почувствовать прикосновение Бога, и он будет идти к Нему постоянно. Если эта встреча произойдет, то человек будет неразлучен с Богом. Встреча будет основанием веры. 

Но моментом встречи ты не управляешь. Ты можешь только принимать людей, давать возможность быть собой, быть честным с ними, любить.

— Какая у молодежи самая большая боль?

— Как правило, это отношения с родителями, непонимание. Бывают еще любовные вопросы.

В церковных семьях часто бывает давление со стороны родителей. Ребята приходят сюда и с моей стороны не видят этого давления. Бывает, что наши с родителями мнения по каким-то вопросам расходятся. Тогда я не настаиваю на своем, говорю, что решать самим ребятам.

У некоторых есть недостаток внимания, например, их не хвалят в семье. И такие могут стать очень активными братчиками. Если им показать, что они нужны и полезны, они смогут реализовать себя. Как сказала одна девочка: «Мне очень хочется и нравится быть полезной». Хвалить молодежь тоже нужно. Человеку важно теплое слово. Например, если ребята хорошо выступили или на слете взяли «Знамя слета», важно сказать им: «Вы крутые! Вы молодцы! Сейчас вы действительно едины». 

— Какие вопросы Вам задает молодежь? Что ее волнует?

Молодежи, особенно нецерковной, очень интересен вопрос денег, сколько зарабатывает священник. Я раз в неделю посещаю девятые классы в школе, и там они прямо в лоб задают вопрос, сколько я получаю, почему установлены цены за требы. Задают вопросы про иерархию в церкви, про какое-то недостойное поведение священника, о котором все узнали, про коррупцию. У них представление о Церкви только как об административной структуре. Нет узнавания Церкви, ее учения. Благодаря интернету у них есть свои клише о Церкви, и их надо разбивать. Например, я им показываю машину, на которой езжу, рассказываю, что в браке уже восемь лет, но у нас нет своего жилья, причем моя супруга тоже работает.

У многих ребят есть противостояние с Богом, нежелание иметь с Ним ничего общего.

Если ты что-то говоришь молодежи, ты должен говорить правду. Например, они спрашивают: «Вы выпиваете?» Я могу соврать, что выпиваю только раз в год, это может создать для них картинку. Но если она однажды разобьется, то ты для них будешь лжецом, и они не будут тебе больше доверять. Я не хочу их вводить в заблуждение. И когда они задают колкие вопросы про Церковь, я говорю так, как есть.

 Церковь — это Богочеловеческий организм. И если ты хотя бы одним волоском зацепился за Христа, то, даже если будешь понимать, что здесь всё неидеально, это не уведет тебя с пути к Богу. 

Вокруг Христа при Его жизни были совсем не идеальные люди.

Когда я поступил в семинарию, то видел Церковь в другом свете, а сейчас вижу реальность, но в этой реальности тоже есть Бог.

Неправильно разделять реальность и Бога, в любой реальности всё равно есть Бог.

Это как девочка, которая закрыла икону, чтобы украсть конфету, — чтобы Бог ее не видел. Нам кажется, что, когда мы грешим, Бога нет рядом. А Он всегда рядом: и когда грешим, и когда прославляем Его. И вот если это понять, совсем по-другому будешь жить.

— То, что ребята спрашивают у Вас про алкоголь, говорит о том, что их волнует эта тема. Насколько актуален разговор с молодежью об этом? 

— У нас пару месяцев назад был такой разговор. Им интересно, как относиться к этому. Одна девочка рассказала, что, для того чтобы поддержать компанию и быть в ней своей, ей приходится выпивать против своего желания. Я объяснил ей, что надо пересмотреть свою компанию. Если дружба строится на этом — это не дружба.

Я стараюсь объяснить, что свобода — это не разнузданность и вседозволенность, а четкое осознание, что тебе можно и что нельзя. Что страсть — это когда человек причиняет себе страдания, сам не замечая этого. Он не может собой обладать, у него нет свободы. Например, когда тебе предлагают выпить и ты всегда соглашаешься, это уже тревожный сигнал, что у тебя проблемы.

«Братство — это семья»

— Если сформулировать одним словом, что такое братство?

— Это семья, где есть главный папа, старшие братчики, которые могут помочь, младшие.

Сейчас у ребят не то чтобы полное единство, но они между собой хорошо общаются, дружат и даже вне братства. А еще классно, когда они браки создают внутри братства. У меня есть такая пара, я ее венчал. Это замечательные ребята, часто звонят мне и по нецерковным вопросам.

Еще один хороший показатель, когда они поступают в учебные заведения, приезжают на выходные домой и приходят в братство. Вот у меня недавно был случай, когда девочка приехала из Могилева и сразу с маршрутки пошла на собрание в братство. Значит, она здесь тоже чувствует дом.

— Есть надежда, что в храм будет приходить больше молодежи?

— Всё в руках Божиих. Конечно, хочется, чтобы больше ребят приходило в братство и в храм, но, думаю, для этого в церкви многое нужно адаптировать. Я не сторонник перевода богослужения на русский язык, я сторонник адаптации — перевода отдельных непонятных слов или конструкций. Красота богослужения не меняется, если мы меняем его языковую форму.

И еще важно самому жить так, чтобы молодежь начала спрашивать о Боге. «Не говори людям о Боге, живи так, чтобы тебя о Нем спросили».

Говорят, что молодежное служение самое неблагодарное — ты бьешься, стараешься, а никакой отдачи нет: тебя не хотят слушать, «сидят» в телефонах. И тогда думаешь: а надо ли вообще что-то делать? Но надо прогонять эти мысли и продолжать свое дело.

Остается просто быть на своем месте. Если мы люди верующие, то должны понимать, что Господь участвует в нашей жизни, Его рука постоянно здесь. И пока я могу что-то отдать людям, я буду на этом месте. Иначе Он мне поручит заниматься чем-то другим.

Бог ищет, где человек может быть максимально эффективным, чтобы служить Ему и людям.

Беседовала Ольга Демидюк

Фотографии Владислава Тихонова и Ивана Ребковца

Молодежь в церкви (часть 1)>>

 

25.06.2023

Просмотров: 116
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать