X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Не укрыться светильнику: прп. Моисей Оптинский

о преподобном Моисее Оптинском

«Аще и взыска Моисей, угодник Твой, Господи, служити Тебе в сокровении пустыннем, поставил еси его во главу славныя обители Оптинския, аще же восхоте сокрыти своя добродетели, известна светильника его воздвигл еси. Темже со умилением вопием Ти, Человеколюбче: непрестанными молитвами преподобнаго щедроты Твоя подаждь нам и душам нашим велию милость».

(Стихира прп. Моисея Оптинского, глас 3)

В городе Мологе Ярославской губернии на городском кладбище близ алтаря церкви во имя Всех Святых стоит скромный, осененный крестом мраморный памятник, на котором с одной стороны выгравирована надпись: «Под сим камнем погребено тело Московскаго купца Ивана Григорьевича Путилова», а с другой стороны написаны имена его детей, воздвигнувших памятник: «Путиловы дети: Моисей, игумен Оптиной пустыни, Исаия, игумен Саровской пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкаго Никольскаго монастыря». Все три брата-настоятеля были великие подвижники христианского духа.

Архимандрит Моисей (в миру Тимофей), третий из десяти детей Ивана Путилова, родился 28 января 1782 года в городе Борисоглебске. Отец воспитывал детей в благочестии и, чтобы оградить их от худого влияния, грамоте и письму обучал сам.

 

Саровский монастырь

Саровский монастырь с юго-западной стороны

Зная отеческую строгость, почувствовав призвание к монашеской жизни, Тимофей с младшим братом Ионой не сразу открыли свое намерение. Два года они провели в Саровской пустыни, застав там великого старца, преподобного Серафима, прежде чем сообщили отцу, что вместо Московского откупщика Карпышева, куда их отправили в услужение, избрали себе другого Господина. Иона остался в Сарове и стал впоследствии игуменом обители, а Тимофей поступил послушником в Свенский Успенский монастырь.

 

Свенский Успенский монастырь

Свенский Успенский монастырь

Видимо, душа Тимофея искала большего уединения. Рядом со Свенской обителью находились рославльские леса, где вдали от мира спасались пустынники, знаменитые строгостью жизни и духовными подвигами. Многие из них были выходцами из Свенского монастыря. В 1811 году Тимофей Иванович присоединился к числу отшельников. В рославльских лесах он провел десять лет, которые стали для него богатой школой подвижнической жизни. Тимофей Иванович поселился вместе с шестью пустынниками, давно уже подвизавшимися в дремучих лесах в сорока верстах от Рославля, и стал учеником старца Афанасия, опытного подвижника, молитвенника.

Вот как впоследствии архимандрит Моисей рассказывал о своем пребывании с подвижниками: «Когда я пришел в рославльские леса, тамошние пустынники жили в трех келлиях. Поселясь с отцом Афанасием, я построил для него и для себя новую келлию; это был первый опыт моего зодчества. <…> Волки постоянно выли около нас в продолжение целой зимы; но мы уже привыкли к их вою, как бы к вою ветра; а медведи иногда обижали нас, расхищая наши огороды. Мы их видали весьма близко и часто слышали, как они ломали по лесу деревья, но никогда они нас не трогали, и мы жили с ними в мире».

 

Место подвигов преподобных Моисея и Антония Оптинских

Место подвигов преподобных Моисея и Антония Оптинских в рославльских лесах

Отец Моисей читал аскетические труды святых отцов, переписывал полууставом богослужебные книги и вел духовный дневник. Так, 15 декабря 1819 года он писал: «Во время трапезы блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мною братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои».

Пустынники ежедневно совершали службу по келлиям, а в воскресные и праздничные дни собирались на богослужение вместе. Отец Афанасий со временем и постриг Тимофея Ивановича в монашество с именем Моисей, в честь Моисея Мурина. Это имя ему выбрали за его гостеприимство и любовь к странникам, которыми отличался и преподобный Моисей Мурин.

В 1820 году отец Моисей посетил Оптину пустынь, где познакомился с высокопреосвященнейшим Филаретом (Амфитеатровым), совершавшим архиерейское служение в Калуге. Эта встреча оказалась промыслительной. Владыка Филарет, любивший монашество, давно желал устроить в сосновом бору, окружавшем Оптину, уединенный скит и хотел поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением, духовной рассудительностью, у него уже был десятилетний опыт пустынножительства. После переписки с владыкой отец Моисей ответил на его приглашение перебраться в Оптину пустынь для устройства скита согласием. 6 июня 1821 года с несколькими монахами, среди которых был уже и его младший брат, постриженный с именем Антоний, отец Моисей прибыл в Оптину пустынь.

 

Пустынная келлия в оптинском лесу

Пустынная келлия в оптинском лесу

В 1825 году отец Моисей по настоянию преосвященного Филарета возглавил монастырь. В истории Оптинской обители началась новая, наиболее славная эпоха. При отце Моисее обитель достигла расцвета и во внешнем — экономическом, и во внутреннем — духовном отношении. Приняв обитель с долгами в 12 тысяч рублей и братством в 46 человек (по спискам за 1826 год), отец Моисей оставил ее своему приемнику в цветущем хозяйственном и духовном состоянии, с братством в 108 человек. О нем можно повторить краткую, но многозначительную похвалу русских летописцев древним преподобным игуменам: «Монастырь согради и братию собра».

Новый настоятель расширил Введенский собор, ставший тесным для притекавших в обитель богомольцев и умножавшейся братии. В братской трапезной была устроена церковь прп. Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь.

 

План на пристройку к Введенскому собору

План на пристройку к Введенскому собору двух приделов

Внутри храмов также были проведены большие работы: стены украшены росписями, обновлены иконостасы. Монастырская ризница расширилась и пополнилась прекрасными облачениями. Стараниями игумена Моисея были благоустроены и расширены существовавшие братские корпуса и построено семь новых; возведены каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы. Значительным достижением было устроение монастырской библиотеки: для нее возвели новое каменное здание. Отец Моисей сам заботился о пополнении библиотеки книгами, ее основой стало обширное собственное собрание книг и рукописей настоятеля, богатейшее по своему содержанию.

 

Храмы Оптиной пустыни

Храмы Оптиной пустыни и Предтеченского скита, XIX век

Паломников в Оптиной ждал радушный прием: для них были построены новые гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями). Из хозяйственных заведений появились два конных двора с братскими кельями, скотный двор, кирпичный и черепичный завод и мельница. Кроме того, были разбиты огромные огороды, фруктовые сады, земельные владения Оптиной увеличились почти вдвое, причем лес занимал 188 десятин. На дарованной монастырю в 1853 году земле был устроен хутор для сбора сена и рыбной ловли.

Все эти обширные преобразования и постройки были произведены фактически без денег, на веру. Настоятель, по воспоминаниям, мог предпринять строительство нового корпуса, имея всего каких-нибудь 15 рублей, но средства со временем появлялись, строительство шло, оставалось только удивляться. Делалось это еще и по другой причине: на помощь бедным — для заработков.

 

Храм святой Марии Египетской

Храм прп. Марии Египетской, Оптина пустынь, XIX в.

В годы настоятельства преподобного Моисея в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя — преподобного Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник — преподобный старец Амвросий.

Большое значение придавал отец Моисей также делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, — говорил он, — кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды».

Из-за неустанных трудов на благо обители изобиловавший благодатными дарами преподобный не имел возможности, так же как старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.

6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины, преподобный Моисей сподобился принять схиму. Весть о его пострижении и о приближающейся кончине собрала к одру старца множество людей — монашествующих и мирян. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки. Праведная кончина преподобного старца Моисея наступила 16 июня 1862 года, на 81-м году его земной жизни.

Жизнь схиархимандрита Моисея была ежедневным подвигом, это было очевидно уже для его современников, как ни старался он скрывать свои добродетели. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви старец Моисей (Путилов) прославлен в лике святых. Мощи преподобного Моисея Оптинского пребывают в Казанском храме обители вместе с мощами преподобного Антония.

 

Мощи святых Моисея и Антония Оптинских

Мощи прпп. Моисея и Антония Оптинских в Казанском храме Оптиной пустыни

В жизнеописании, составленном после кончины старца братией, говорится: «Всю жизнь отца архимандрита можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге. Как ни высоко это слово, для него оно было и делом. Во всем — в попечениях об устройстве и содержании обители, в управлении братством и нравственной его поддержке, во всех своих благонамеренных предприятиях, во всем возлагался он на Господа с полною верою и упованием, всё случавшееся с ним принимал как от Господа: скорбное — как посланное для пользы душевной, утешительное — как знак Отеческого милостивого промышления. "От Него, Создателя, — говорил он, — бытие наше, Им живем и движемся, и от Него всякое благо и всякий дар"». Эти слова старца — добрый завет и всем нам.

«Имея душу милостивну и о нищих и убогих попечение, отче Моисее, добродетельми обогатил еси ближняя твоя, сотвори ныне сие на нас, вопиющих в нищете душевней, ничтоже бо доброе имамы, во еже явити пред Богом, но мольбами твоими нашу нищету благоукраси, да тя величаем».

(Тропарь 9 песни канона прп. Моисею Оптинскому)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Полное житие старца Моисея (optina.ru)
  2. Источник: Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея, Москва, 1882 г.
  3. Жития Оптинских старцев. Преподобный Моисей. Издательство Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2004 г.

29.06.2023

Просмотров: 122
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать