Как изменить себя?
Как измениться, когда грех повторяется снова и снова? Чем хороший помысел может помочь в борьбе с грехом? Ответы на эти вопросы вместе с отцом Андреем Лемешонком искали сестры и братья нашей обители.
Отец Андрей Лемешонок: В какие-то периоды начинаешь иначе видеть всё и всех.
Мы должны понимать, что мы — нерадивые ученики, ленивые, но Господь пришел, чтобы спасти нас. Только любовь, крестная любовь может сделать человека способным не только прикоснуться к любви, но и вместить ее в себя, нести в своем сердце. Сегодня мы смотрим на себя и понимаем, что это еще не готовый продукт, а полуфабрикат. Его нужно еще сделать годным к употреблению. Поэтому всё, что происходит с нами, — это наша подготовка.
Так трудно представить себе, что будет потом, как там будет — в Царствии Небесном? Что там будет делать моя горделивая душа? Всё это для нас огромная тайна. Но тем не менее Церковь вводит нас в новую жизнь. И всё это происходит через ближнего нашего.
Как мы можем кого-то осуждать, давать оценку кому-то? Это безумие. Человек непредсказуем: сегодня он святой, а завтра он другой.
Мы не хотим смотреть на себя, а смотрим по сторонам. Какая вам разница — кто, как и что?
Я вижу, что когда человек по-земному смотрит на свою жизнь и не включает в это видение Бога, надеется на себя, то всё происходит наоборот. Поэтому мы должны быть очень внимательны. Ничего не происходит без воли Божией. Что-то болит? Не просто так. Найди причину. Сделай работу над ошибками, а иначе заболит еще больше. И так во всем.
Как-то тоскливо зависеть от человеческих настроений, от погоды, от каких-то слов. Несерьезно всё это. У нас должно быть другое уже отношение. Что мы можем без Бога? Ничего. Бог считается с каждым из нас, слышит нас.
Случай такой был. Я тогда ночевал у батюшки Николая Гурьянова. Приехала к нему одна женщина. Слышу, спрашивает он у нее: «А чего Вы хотите?» Отвечает: «Хочу в монастырь». Он ее благословляет так, по-доброму. Утром она встала и говорит: «А все-таки я решила, что нужно семью создавать. Благословите». Батюшка спрашивает: «А чего же ты хочешь на самом деле?»
У нас нет контакта, нет взаимопонимания. Мы смотрим на всё со своей колокольни, знаем, кому какой совет дать. Но это самообман. Так уже было много раз. Иначе нужно посмотреть — понять человека. Но трудно, иногда хочется сказать: «Идите-ка Вы своей дорогой…» А нужно бы помочь разобраться ему, что Бог хочет сказать. А на это нужны время и силы…
У нас, конечно, разные весовые категории духовные, и то, что было хорошо для одного, будет, возможно, плохо для другого. Тут уже нужно рассуждение. Это уже мудрость, когда человек трудится над тем, чтобы найти слово для человека от Бога. И вот когда эти слова найдены, тогда они попадают человеку в сердце, помогают ему. Но чаще наши слова вроде по форме правильные, а по содержанию не подходят. Человек их не слышит. Вроде сказал одно, а человек понял иначе. Вот с сестрами у нас такое было недавно — полное непонимание. Не обман, а именно искаженное понимание, они не слышат. Иногда и хула на наших батюшек, на монастырь именно от непонимания, от того, что человек не слышит.
Был такой случай в Петропавловском соборе. Ходили тогда очень много сестер и братьев на исповедь. Внимания мне много было, да. А потом, когда я уходил в монастырь, многие отвернулись. Был и такой опыт. Сегодня уделили внимание — завтра по шее дадут. Это нормально. Потому так важно услышать Бога! А Бог может сказать от каждого человека.
Когда мы внутренне меняемся и становимся другими людьми, то многое меняется и вокруг нас. Мы не должны быть статичны, мы должны идти. Есть у меня телесные немощи, они существенны, особенно учитывая то, что нужно служить. Но это помогает мне иначе посмотреть и на себя, и на службу. И это всё необходимо прожить до конца. Надо смириться.
Так что временное — оно временное. Важно искать настоящее. И душа хочет этого настоящего. Вот человек не в духе, неприятности у него. Ну, потерпи этого человека. Не обижайся, не вступай в полемику, не доказывай ничего. Помолчи. Помолись. Постарайся свести к мирному диалогу. Не нарушайте мир свой и своего ближнего…
Вопрос у нас сегодня такой: «Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, как измениться? Грех всё время повторяется».
Ох, повторяется. Это еще ерунда. А когда он усиливается — вот где беда.
Монахиня Феврония: У меня есть такой грех — раздражение и гневливость. Еду на литургию, говорю себе: «Ну всё, буду молиться, просить Божией помощи, буду держаться». Литургия прошла, прихожу в келью, собираюсь на послушание, и — звонок. И на простом месте я так разгневалась!.. И всё — проиграла. Что я себе сказала? Укорила. Раньше еще начала бы и унывать, а сейчас подумала: «Надо жить дальше, Господи, помилуй и помоги». Надо идти дальше. Вот батюшка раньше нам всегда говорил — надо держать хороший помысел. Думала, как же его держать? Только вышел — и везде всё не по тебе. Вспомнила об этом хорошем помысле, пришла на послушание, меня отпустило.
Отец Андрей Лемешонок: Ошибка твоя в чем? В том, что сказала: «Я буду!» А что ты можешь сама? Если бы сказала: «Господи, я хочу и помощи Твоей прошу» — вот это было бы смиренно.
Монахиня Платонида (Шпакова): Мне сложно об этом говорить, потому что все навыки мои были мирские. К Богу я пришла в зрелом возрасте и с таким багажом самовлюбленности, тщеславия! Без помощи Божией бороться с грехами, наверное, вообще невозможно. Наступаешь на одни и те же грабли. Грех повторяется. Упал — вставай, иди дальше, святые говорят. Так и пробую. Примеры хорошие есть рядом — матушки, которые действительно могут быть примером. А я не могу поделиться таким опытом, не получается у меня пока монашеская жизнь, до монаха мне как до Луны.
Отец Андрей Лемешонок: А я могу поставить вопрос по-другому: не как измениться, а хочешь ли ты по-настоящему измениться?
Если человек чего-то хочет, он обязательно этого добьется. Как отец Николай Гурьянов говорил: «Что хочешь, то и получишь». А действительно ли ты этого хочешь и что ты для этого готов сделать?
Когда начинается путь к покаянию? Когда душа начинает болеть от греха и жить греховно уже не может. Не оправдывает себя. Прикосновение Божьей благодати дает человеку увидеть грех и страдать из-за него.
Всё очень и очень непросто. Но если есть усилие, то обязательно всё изменится. И человек даже не почувствует этого. А если начнет говорить: «Всё, я уже прозрел, смирился» — пиши-пропало.
Нам всем очень непросто. Но Бог рядом. И не требует чего-то нереального. Он дает нам то, что по силам. Испытание, которое нужно прожить, пережить и сделать какие-то выводы.
Сестра Светлана: В последнее время часто вспоминала притчу о талантах. Вспоминала в контексте того, что если ты возможности, данные Господом, не использовал, то Он передаст их другому. А возможностей Господь дает много, имею в виду не только духовных. Но наша лень, расслабленность не дает вовремя эти возможности использовать.
Такой опыт расскажу. Стою на службе и внутренне воюю. И вот одна сестра «добавляет мне перчика в мой суп»: что-то попросила меня сделать, а у меня словно огонька добавилось. Стою и думаю сама про себя: она сделала это точно по любви к кому-то, а я вот так реагирую. И вдруг вспомнила слова: «Бога принимает в сердце тот, кто уступает». А мне не хотелось уступать. И так мне трудно, а тут еще и это. Постепенно я начала включаться в общую молитву. Мне бы благодарить эту сестру — помогает мне становиться ближе к Богу, а я ропщу…
Еще такой момент. Часто мы пытаемся кому-то что-то подарить, отдать, уступить — этот навык у нас развит. А есть еще навык — принять. И вот этот навык не развит у многих. И я часто сталкиваюсь с тем, что хочется что-то отдать, а человек это не принимает. И отказ — это больно. И сама себе думаю: навыку принимать надо учиться.
Отец Андрей Лемешонок: Это духовная культура называется. Человек может всю жизнь ходить в храм, но останется нечутким. Нужно всегда думать, в каком состоянии находится твой собеседник, перед тем как что-то ему сказать или сделать. Чтобы слова и действия созидали, а не разрушали.
Брат Сергий Кудлач: Попал я в больницу. Еду на каталке на операцию. Уж так молился, потому что понял, что всё очень и очень серьезно. И вот лежу после операции в палате. Мне когда-то четки подарили, в кармане их и ношу. Начал молиться иконам, которые в нашем храме монастырском, помню их все. И так двое суток. Потому что сна не было: не мог спать почти двое суток и молился. Школа такая молитвы получилась у меня. И это так важно.
Наверное, если грех усугубляется, то человек должен заболеть от него. Не всегда физически. Иначе ты не избавишься от него. Я вот люблю поесть чрезмерно. А после того как попал в больницу, эта привычка поубавилась. Вот тебе и борьба с грехом. Вроде бы и болезнь, а радости испытывал я много в тот период.
Любое злоключение в своей жизни можно преобразовать в плюс. Везде нас ждет Бог. Не надо роптать.
Подготовила Ирина Кругликова
Смотреть видеозапись собрания>>
13.06.2023