«Икона "Неупиваемая Чаша" — наше боевое знамя» (ч. 2)
«Я всё должен проверить экспериментально»
— После очередного мрачного запоя я сидел грустный на скамеечке возле монастыря, — продолжает свой рассказ Константин Орлов. — Ко мне подошел знакомый и спросил: «Чего грустишь?» — «Да вот опять отхожу». «Так давай к нам, в общество трезвости, отец Евгений организовал».
Интересно, что отец Евгений Павельчук сразу сказал: «Ты, главное, ходи, и всё поймешь. Только ходи обязательно». Он всегда подчеркивал, что пропускать встречу в группе нельзя. Но я, конечно же, начал пропускать.
— Вся моя жизнь — сплошной эксперимент. Я постоянно пробую себя на прочность. И всё должен проверить экспериментально, потому что верю себе, своему опыту, знаниям и умениям. Но Господь постоянно ставит меня на место. Вот, например, регулярное посещение собраний и встреч. Я проводил эксперименты до тех пор, пока не убедился, что всё происходящее в день, когда нужно идти на группу — спектакль, кино. И теперь всеми силами стараюсь не пропускать наши встречи, даже если прихожу один.
Или посещение храма по воскресеньям. Отец Андрей Лемешонок постоянно повторяет: «Каждое воскресенье ползи в храм». Но снова пошли эксперименты. И вот я уже просыпаюсь с уверенностью, что во мне большой запас благодати, ведь я недавно участвовал в богослужении, причастился и могу поспать. Но моментально происходит похищение сил. Ты понимаешь, что совершил грех, и тянущее чувство внутри начинает тебя съедать. Более того, ты уже не способен сопротивляться внешним обстоятельствам. Вот так опытным путем я понял, что и это правило Церкви нужно выполнять.
Богу надо верить, доверять. А я всё через себя пропускаю. Такой путь неверный и сложный — путь ошибок и страданий. Я никому не советую его повторять. Наоборот, рекомендую довериться опыту святых отцов и тем правилам, которые действуют в Церкви две тысячи лет.
Самая темная ночь — перед рассветом
— А что на практике значит «довериться Богу»?
— Лично мне довериться Богу помогли моменты, когда я был в отчаянии, но молился, и Господь помог. Нужно стараться жить внимательно, замечать и принимать то, как складывается твоя жизнь. Доверять Богу — значит, что все обстоятельства от Бога, и ты их должен преодолеть.
— Но можно же их преодолевать, надеясь на себя...
— Так не преодолеешь. И в этом я убедился на собственном опыте. Я тружусь на стройке, в основном церковных объектов, где постоянно возникают какие-то неразрешимые ситуации. Начинаешь молиться, и всё получается. И через это утверждаешься в доверии Богу. Потихонечку состояние внутренней наполненности становится по-настоящему драгоценным. Понимаешь, что среди всех бурь, катаклизмов, неудач и неурядиц только мирное состояние духа есть подлинная ценность. Ради этого можно и потрудиться, и помолиться, и попоститься.
— Получается, все постановления Церкви и есть наш путь. И только идя по нему, можно получить внутреннее равновесие, целостность и наполненность. То самое мирное устроение, когда тебя никто не раздражает, ты всех любишь, всем готов помочь. И жить становится легко.
Но это бывает редко: то искушение приходит, то страхи нападают, то помыслы одолевают, то тяготит прошлое, то пугает будущее. Это всё нездоровые состояния, и их надо преодолевать.
— И как их преодолевать?
— К Богу обращаться. Других рецептов нет.
Бывает, просыпаешься с пониманием того, что худший грешник на земле. И такое состояние внутренней и внешней испорченности, испачканности, что с кровати сползаешь, становишься на колени и только вопиешь: «Господи, помилуй». Но надо же как-то дальше жить... И вдруг через какое-то время откуда ни возьмись приходит здоровое состояние и даже радость! Вот это и есть самые положительные моменты в моей жизни: когда Бог дает внутренний мир и радость. Всё остальное — просто движение вперед, несмотря ни на что. Зачастую через усилие.
Но Бог есть любовь. И мирное состояние Господь дает вовремя. Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33: 9). Тянешь свою лямку, тянешь и думаешь: «Боже мой, какой ужас!..» Но сразу такая мысль приходит: самая темная ночь — перед рассветом. А значит, радость всё равно придет.
Вернуть себя в лоно Церкви
— А что делать, если совсем нет сил или желания делать это усилие?
— Состояния бывают разные. Но правильно их оценивать я не способен. Вот сейчас я особенно остро почувствовал необходимость духовного руководства. Не может человек критически на себя посмотреть, эмоции и чувства перебивают истину. И больше всего на нас влияют духи зла: они в нас порождают эмоции, они манипулируют и разжигают разные чувства. И щенячья радость может оказаться ложной и запросто привести к лихому падению. Поэтому нужно быть осторожным и искать духовного руководства.
Духовник открывает глаза на те вещи, которых ты сам увидеть не можешь. Потому что внутри тебя происходят настолько тонкие процессы, греховная сущность настолько укоренилась в тебе, что без руководства не обойтись.
— Средства, которыми должен пользоваться член общества трезвости для выздоровления и духовного восхождения, давно известны: исповедь, Причастие, пост, молитва. Это суть православной психотерапии: ты через духовника получаешь исцеление от Бога, приступая к таинствам Церкви. И, как подчеркивал отец Евгений, важное условие для исцеления — это регулярное посещение собраний и встреч. Но на группе должен сидеть духовник православного общества трезвости. А если вместо него сидит Костя Орлов — большой вопрос.
Конечно, Господь всё равно оказывает Свою милость: ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20). Ведь все братья и сестры приходят с одной болью, с одной болезнью, собираются вместе ради Христа и воюют с зависимостями. Для этого и существует наше общество трезвости «Елисаветинское»: чтобы человек, которого мир уже полностью закрутил, приходил на встречи, вспоминал о Боге и пытался вернуть себя в лоно Церкви.
«В обществе трезвости Господь дает силу»
— Константин, что бы Вы ответили на вопрос: зачем ходить в общество трезвости?
— Чтобы не пить было легко. Если ты регулярно ходишь на встречи, то держишь себя в тонусе, ждешь удара; у тебя выстроена защита и ты можешь отразить нападение помыслов. Не ходишь на группу — и бесы запутывают, отвлекают и наносят такой удар, который выдержать невозможно. Человек срывается. Эта брань происходит каждую минуту, и ее тяжело нести в одиночку. А когда мы собираемся вместе, общаемся, молимся — Господь дает силу.
— А каким был момент, когда Вы поняли, что трезвость на самом деле — естественное состояние человека?
— Несколько лет назад я сорвался. Это случилось на Троицу. Я тогда работал на нескольких работах. Думал, что надо очень много зарабатывать. В тот день очень качественно потрудился. Супруга уехала, дома никого. И вот иду я после работы через скверик: лето, тепло, семейные пары отдыхают, благодатная атмосфера. Душа так и поет. Вдруг вижу пивоварню, оттуда раздается музыка, задорный смех. «Ну, подумаешь, пивка накачу с молодежью и поеду домой». После того, как я проспался и понял, что день рождения Церкви провел в умате, — я больше не хотел жить в иллюзиях.
Начинать с нулевой отметки
— А в чем ценность трезвости?
— Как пионерам говорят: «Будь готов!», так вот я могу ответить: «Всегда готов». А если я пьяный или с похмелья, какой с меня спрос? Кроме того, трезвым я могу правильно оценивать жизненные ситуации и их последствия, видеть события такими, какие они есть на самом деле: грех — значит грех, победа — значит победа.
Совесть внутри каждого человека есть глас Божий, и человек из себя исторгнуть ее никуда не может. Это часть души, она зашита туда, в наш процессор. Поэтому люди так усердно пытаются ее заглушить. Каждый по-своему.
Но уколы совести пронзают сердце человека. Другое дело, насколько ему это болезненно, насколько он привык к таким уколам. Ведь в какой-то момент наступает окаменение сердца, и человек уже не слушает свою совесть, привыкает к ее терзаниям, на сердце образовывается нарост. И чтобы снизить болезненность этих уколов, люди применяют самооправдание. При желании я очень легко могу с совестью человека войти в резонанс и обличить его, но в этом не будет любви. Я буду просто хотеть сделать человеку больно.
Если на группе я вижу, что брат скоро сорвется — он уже внутри себя поднял стакан, и все демоны запоя в его сердце свили себе гнездо, — говорить ему об этом бесполезно, указывать на просчеты и ошибки поздно. И мы просто молимся. Молимся, чтобы он не умер, чтобы ничего плохого не случилось и у него уже глаза в конце концов открылись на то, какой греховный навык раз за разом приводит его к такому нездоровому состоянию.
— А как Вы понимаете, что будет срыв?
— Человек перестает видеть «берега», окончательно теряется самокритика, не получается правильно оценивать свое поведение, внутреннее состояние. Он становится рабом. Опять мы возвращаемся к духовной несвободе. И речь не только про химические вещества. Возьмем, например, гордыню, которой мы все поражены. Как проявляется зависимость от гордыни? Да точно так же, как и от алкоголя. Алкашу становится невыносимо терпеть и нужно срочно выпить. А человеку гордому нестерпимо хочется всех поставить на место, утвердить свое местоположение в мире и среди людей.
Вот в семье, например, я постоянно всех ставлю на место. Видимо, не дает мне покоя князь Рюрик, которого позвали и сказали: «Управляй нами, мы не можем разобраться со своей жизнью. Помоги нам, и мы будем тебя слушаться». И если на группе как-то получается удержать себя в рамках приличия, не обличить человека больно, то в семье я отвязываюсь полностью и очень хочу сделать всех лучше.
— К слову, после Причастия нередко такое бывает: только вот соединился со Христом, и тут же поссорился с супругом или накричал на детей...
— По словам святителя Феофана Затворника, такое наше состояние можно сравнить с ручьем: в нем течет прозрачная вода, но, если рукой перебить течение, поднимается муть. То же самое и здесь. Господь входит в сердце и изменяет выстроенное человеком по своему усмотрению и комфортному состоянию течение внутренней жизни. И наша муть выходит наружу. Если человек живет внимательно, он пытается с этим что-то делать, прежде всего — молиться: «Господи, Ты мне помоги, я злой человек. Я не люблю людей».
Каждый раз мы начинаем с нулевой отметки, от которой сложно сдвинуться вперед. Но есть хорошая формула: «Содержи ум во аде и не отчаивайся». Это как? Ум же у нас не в голове, а в сердце. Ум — это тот орган, который общается с духовным миром, око сердечное. Господь говорит: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло (Мф. 6: 22). А мое око просто в ужасе, глядя внутрь себя. Другое дело, из этого положения надо выходить и не отчаиваться. Да, ты понимаешь, что не способен к нормальной жизни, все твои навыки противоестественны и греховны. И как дальше с этим жить? Надо обращаться к Богу. У нас есть правила Церкви: пост, молитва, исповедь, Причастие. Исполняя эти элементарные правила, ты потихонечку оказываешься способен к созиданию и жизни в любви к ближнему, а не к себе.
Любовь к себе крайне разрушительна. И чем более скрытым оказывается этот процесс, чем дольше он не проявляется, тем глубже грех впитывается в твою душу, сердце, ум, как инфекция. Ты изменяешься под действием болезни, и дальше выпутываться из такого состояния всё сложнее и сложнее.
«Неупиваемая Чаша» — одна надежда и упование
— Константин, мы беседуем с Вами в день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Что этот образ означает лично для Вас?
— На своих собраниях в «Елисаветинском» обществе трезвости мы постоянно обращаемся к помощи Богородицы. Потому что только Матерь Божия — одна надежда и упование грешников.
Икона «Неупиваемая Чаша» — наше боевое знамя, мы с ним идем на войну за трезвость. Трезвость — это ценность, которую у нас хотят отнять. А кроме Богородицы, кто нас защитит? И по милости Божией нам дарован чудотворный, исцеляющий от пьянства образ. Вся Святая Русь молится перед этой иконой.
Русские во всех своих скорбях всегда прибегали к помощи и заступлению Богородицы. Борьба с пьянством происходит ведь не только внутри моего сердца, но и в миру. Недаром в акафисте мы читаем такие слова: «Радуйся, ведущим брань противу мира, плоти, диавола и пианства добрая споспешнице».
Дружба с миром — вражда против Бога. И это тот выбор, который придется сделать рано или поздно. Не получится усидеть на двух стульях и прожить серединка на половинку... Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12: 25). И это закон Божий.
Сейчас я как раз стою на этом перепутье: пора внутри себя сделать окончательный выбор. Внешне я его сделал уже давно, а вот внутренне отказаться от любви к мирскому и окончательно выбрать Бога — это решение у меня еще впереди. Хотя человек сам по себе этот выбор сделать не может. И Богородица молит Господа, чтобы Он проявил милосердие к нам, грешным, и помог сделать правильный выбор.
Если Вам или Вашим близким нужна помощь, Вы можете обратиться в православное общество трезвости «Елисаветинское».
Беседовала Мария Котова
Фотографии Никиты Провлоцкого
«Икона "Неупиваемая Чаша" — наше боевое знамя» (ч. 1)>>
18.05.2023