«В монастыре я обрела опору»
Каждая сестра приходит в монастырь своим, уникальным и неповторимым, путем. Кто-то принимает решение быстро, кто-то двигается долго, как марафонец на длинной дистанции. «Указатели» на этом пути — люди, встречи, события. Через них человек старается увидеть волю Божию о себе и проверяет свое решение, прежде чем переступить порог монашеской кельи. В обновленной рубрике мы продолжаем публиковать истории прихода в монашество и монастырь наших сестер. Сегодня рассказом о своем пути делится монахиня Гликерия (Хмызова).
— «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это песнопение я почти никогда не могу спеть до конца, потому что начинаю плакать. Оно красной ниточкой проходит через всю мою жизнь.
Когда я только пришла в монастырь, батюшка благословил рассказать о себе. Когда приходят устраиваться на работу, говорят о своих достоинствах: я трудолюбивый, я умный, я способный… А в монастыре надо говорить о грехах.
Первой ласточкой на моем пути к Богу стала паломническая поездка в Жировичи. Она преобразила меня в корне. Когда я оказалась у иконы Божией Матери, почувствовала Ее любовь, Ее помощь — остаться равнодушной было невозможно. Но после этого всё равно был поиск, который продолжался много лет.
В школе и в институте у меня были трудности в общении, была постоянная душевная боль, стеснение. Я с этим боролась, искала способы самовыражения и контакта со сверстниками. Но во мне всегда присутствовало стремление к уединению. На то время это состояние казалось мне ущербным: «не как все». И я себя ломала, боясь быть «неправильной». А сейчас думаю: может, это и было монашеское призвание, которое выражалось таким образом.
Моя жизнь очень многогранная, в ней переплелось много сюжетных линий. Я профессионально занималась балетом, искала в профессии какое-то удовлетворение, глубину. Но, не найдя их в полной мере в возвышенном, ушла в андерграундную культуру. Стала слушать рок-музыку, тяжелый металл… Было всё, но не было настоящего душевного удовлетворения, и в душе жила непрекращающаяся боль. Я искала, чем бы утолить ее, и не находила. Там был поиск, в котором было и что-то живое, настоящее, как и в монашестве — отречение от мира и жажда чего-то другого. Как будто ты что-то потерял, и тебе непременно нужно это найти. Может, ты не там ищешь, и не знаешь, что ищешь, — но на самом деле ты ищешь Бога.
Удивительно то, что этот образ жизни я оставила разом, когда посмотрела фильм «Великая тайна воды» — исследование, которое доказало, что вода имеет память. Суть заключалась в том, что вода «слушала» музыку Моцарта, рок-музыку, потом замораживалась, исследовалась и рассматривалась под микроскопом. И вода, которая «слушала» Моцарта, имела очень красивую форму снежинки, а та, которая «слушала» рок, преобразилась в деформированную кляксу. А ведь человек почти полностью состоит из воды… Когда я поняла, чему себя подвергаю, то мгновенно оставила такую жизнь.
Тем временем боль и неудовлетворенность в душе только усиливались. Среди моего окружения на то время в церковь никто не ходил, поэтому я взялась исследовать всё, что попадалось под руку. Начала с психологии, очень много читала, изучала. Потом в ход пошло всё, что носило религиозную тематику, причем опытно: эзотерика, бесконечные тренинги, курсы, выездные фестивали. Я была легкой на подъем: рюкзак на плечи и всё, я уже в поезде. Была у кришнаитов, танцевала с ними, пела «Харе Кришна»; глубоко изучала буддизм, медитировала, исследовала множество эзотерических практик: суфизм, шаманизм, Рерихи и Блаватская. Казалось, что вот-вот откроется то самое, искомое, но — нет, достигая какого-то дна, я обнаруживала, что там ничего нет…
Однажды я попала в паломничество по святым местам Крыма. Я очень любила горы, туризм и собиралась уже ехать в очередную поездку, когда на вокзале встретила одну из сестер милосердия нашего монастыря. Она говорит: «А вот мы завтра тоже едем в Крым — по святым местам, поехали с нами». «Завтра? У меня как раз собран рюкзак». И я переменила направление. Вот, думаю, всё у меня сходится: и горы, и духовное.
Первая исповедь в Херсонесе была глубоким переживанием. Я просто долго ревела над Евангелием… А когда причастилась — в душе соединились Небо с землей. Был Христос, была я, но мы были — одно.
Мы проехали по всему берегу Крыма, посетили очень много монастырей, и я всё время думала: вот бы меня случайно забыли где-то тут. Осознанного стремления к монашеству у меня тогда, конечно, не было, но было так мирно и тихо в душе, что этот мир очень не хотелось терять.
Тем не менее всё произошедшее со мной не указало мне тогда никакого практического пути. Я начала ходить в храм, но ничего там не понимала. У меня не было понимания духовной жизни, навыков борьбы с грехом, и меня снова стало «уносить» в эзотерику.
Начались сильные проблемы со здоровьем, и не помогали уже ни лекарства, ни эзотерика… Последние 2–3 года перед уходом в монастырь я просто лежала пластом, были сильные боли, которые ничем невозможно было заглушить. Из всего, что я пробовала, помогала только Иисусова молитва. За это время Бог мне открыл всю мою жизнь, все грехи до самого детства. Облегчало боль только покаяние.
Позже мне Бог открыл, что через эту болезнь Он ведет меня к Царствию Божию и очищает мою душу. Это в корне поменяло мое отношение к ситуации. Был случай, я его хорошо помню, когда при сильной физической боли я осознала грех в душе, который и был причиной этой боли, от которой душа болела гораздо больше, чем тело. Тогда я поняла, что даже если Господь заберет болезнь, то эта боль души будет для меня невыносимой. После покаяния ушла боль и души, и тела. С тех пор любую болезнь я стараюсь воспринимать как Божие руководство к покаянию и изменению.
Тогда же я познакомилась со святыми отцами. Для меня стало большим открытием, что существует в мире такое глубокое море духовной мудрости. И я стала жадно вчитываться в «Лествицу», Брянчанинова, авву Дорофея, Оптинских старцев... Это вывело меня на путь, от которого я уже не отступала.
Был такой момент (он кажется немного мистическим), когда я читала утренние молитвы: я вдруг осознала, что мне нужно ехать в монастырь. Даже не знаю, как это объяснить. Помню, сомневалась: как я доеду? С четырьмя пересадками, далеко и неудобно, да и чувствую себя плохо… А потом, когда это несколько раз повторилось, именно во время молитвы, я поняла, что лучше послушаться. Когда же наконец доехала, села на лавочку перед вратами монастыря и замерла — так мне стало хорошо и благодатно… В обители было что-то такое, что казалось для моей души ценнее всего на свете, и мне захотелось стать причастной этому духу.
Я стала ходить на службы. Господь давал более глубокое покаяние, и со временем мои боли стали утихать. Как-то я увидела девушку, которая трудилась в храме. Она рассказала, что так проводит свой отпуск. Я взмолилась о том, чтобы меня Господь сподобил хоть пару дней потрудиться так же, как она. Грехи всей моей жизни были на памяти, и у меня было ощущение, что своим присутствием я оскверняю храм; прикасаясь к иконе, чтобы протереть ее, оскверняю и эту святыню. Но на мне, грешной, Господь явил милость Свою и принял меня в Свою святую обитель не на пару дней, а, надеюсь, на всю жизнь.
Это были самые благодатные дни моей жизни. Всё, что я видела ранее дома — это болезни мои, болезни родных, частые домашние скандалы, неверие. А тут открывалась такая благодать! Я благодарила Господа за то, что Он дал мне почувствовать, как после таких скорбей, болезней, поисков, блужданий по разным религиям, неудач в личной жизни, в работе, когда всё было так мрачно, как будто в подземелье, ты вдруг оказываешься на облаке света, в благодати Божией, которая была неописуемой.
Осознание монашеского призвания произошло также неожиданно. На службе Бог просто открыл мне, что мой путь — монашеский. Это, наконец, всё расставило на свои места. Вот оно — то, чего неосознанно я искала столько лет, то, к чему так стремилась душа, чему можно посвятить всю свою жизнь, всю себя. И снова, после стольких лет поиска, в мою душу вернулся тот мир, который я когда-то почувствовала после первого Причастия.
В скором времени последовали иноческий и монашеский постриги. Иноческий постриг был, с одной стороны, неожиданным, с другой стороны, у меня были ожидание и молитва к Богу, чтобы он состоялся. После пострига усилилась внутренняя брань, страсти обострились… Пришла благодать, вместе с тем снова выявив во мне целый пласт греха, с которым нужно бороться. Это был непростой период.
Помню, после я молилась о том, чтобы полностью отдать себя Богу: «Господи, я хочу быть с Тобой до конца — душой, духом, делом, помышлением всю себя посвятить Тебе». На тот момент я не представляла, как это возможно, но в душе был такой порыв. И это случилось, Бог это принял. Через какое-то время батюшка благословил меня на монашеский постриг.
Когда мне на постриге подарили икону Покрова Божией Матери, я удивилась, так как не испытывала ранее особенных чувств к этому образу. Почему именно он? Но когда на следующий день после пострига на улице выпал снег — так, что покрыл собой всю землю, сердца коснулось утешение: …аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю (Ис. 1: 18). Ведь в монашеском постриге Господь прощает грехи, я это почувствовала.
Было так радостно оттого, что Бог тебя не отринул, что Он с тобой. С другой стороны, я стала явно ощущать, что становлюсь более слабой, немощной. То, что могла легко сделать вчера (потерпеть, помолиться, потрудиться), становилось гораздо труднее сегодня. Это больно, так «умирает» твое ветхое «Я», которое ты считал самим собой, но это же рождает упование на Бога: я — грешная, но Ты — милостив, Боже; я — гордая, но Ты — кроток и смирен; я — своевольная, но Ты — послушлив был даже до смерти. И это упование дает душе силу и радость, которые не найдешь в миру.
В монастыре я обрела опору. Честно говоря, тогда, во время болезни, я думала, что мне уже конец — 29 лет пожила, спасибо и на том. Но Бог меня привел не к смерти, а к жизни в монашестве. Мне кажется, что Он дал мне второй шанс, вторую жизнь.
Если бы я не пришла в монастырь вчера, то обязательно пришла бы сегодня. Монашество — это самое прекрасное, что может произойти с человеком.
Подготовила инокиня Ольга (Великая)
29.05.2023