Имя мое значит «пастырь»
«Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам
нашими святыми предками Православие во всей чистоте.
Христос — наш путь, истина и жизнь.
Без Христа не будет России».
(Патриарх Московский и всея Руси Пимен)
Неисповедимыми путями привел Господь на престол Московских святителей патриарха Пимена. Много скорбей пришлось ему претерпеть и в юности, и в старости. На долю будущего первосвятителя выпали годы явного исповедничества и годы, когда это исповедничество, не заметное внешнему наблюдателю, в условиях тотального государственного контроля вело Церковь к возрождению, несмотря на колоссальное давление со стороны власть имущих. Не все понимали ситуацию, в которой иерарх жил и работал, церковные «диссиденты» ругали, а он в своей манере отвечал: «Пусть пишут, походили бы они пару дней в моих башмаках…»
Из испытаний, которые патриарх прошел, можно было бы составить десяток биографий: арест в 1932 году, двухлетняя армейская служба после принятия священства, новый арест в 1937 году с двухлетней каторгой на строительстве канала Москва-Волга, среднеазиатская ссылка. Война на самых опасных участках фронта, не менее трех ранений, чудом Божиим спасение от вражеской пули и снаряда и выход из окружения. Третий арест и несправедливое осуждение за дезертирство, Воркутлаг, где едва не погиб. Тяжелейшие болезни, труды, глубокое одиночество… А о многих бедах, выпавших на его долю, знает только Господь.
Сына супруги Михаил и Пелагея Извековы, жители села Кобылино Калужской губернии, ждали долго: после рождения старшей дочери Марии четверо их детей умерли в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу. 10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней, в семье родился мальчик, крещенный с именем Сергей, — дитя молитвы и обета.
Отец будущего патриарха работал механиком на фабрике Морозова в поселке Глухове. Мать была глубоко верующей женщиной, часто совершала паломничества в монастыри и брала с собой сына, особенно часто они бывали в Троице-Сергиевой лавре. Ей удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями "русского златоуста" — архиепископа Херсонского Иннокентия», — вспоминал в 1970-е годы Святейший Патриарх.
Занятиям в школе предшествовали уроки, которые давали Сергею протоиерей Владимир Борисов и его супруга. В 1924 году его приняли сразу в 3-ю группу лучшей тогда городской средней школы 2-й ступени имени В.Г. Короленко. По успеваемости он всегда был среди лучших учеников.
Сергей Извеков. 4 мая 1925 г.
Во внеучебное время юноша пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и Платона, а также — у епископа Серафима (Силичева). В 1923 году Извеков был приглашен в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими занятиями. Овладев вокальным и регентским искусством, он вскоре и сам стал пробовать силы в управлении хором своих сверстников при паломничествах по святым местам. Летом 1925 года после успешной сдачи экзаменов Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять монашеский постриг. В то время здесь подвизалось около 150 монахов. Один из старцев пустыни благословил будущего патриарха на отъезд в Москву: «Тебя ждут там».
В Москве Сергей знакомится с настоятелем Сретенского монастыря епископом Борисом (Рукиным) и от его руки 4 декабря принимает постриг в рясофор с именем Платон. Здесь юный инок проходил послушания, помогал монастырскому регенту, а также регентовал в разных московских храмах вплоть до 1932 года.
4 октября 1927 года в Параклитовой пустыни Свято-Троице-Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в мантию с именем Пимен — в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. Гонения на Церковь набирали обороты и, принимая монашество, 17-летний юноша отчетливо понимал, что у него впереди нелегкий путь:
«Мое имя Пимен, в переводе с греческого "пастырь", — говорил впоследствии Святейший, — дано мне в монашестве не случайно и обязывает ко многому. Господь судил мне быть пастырем. Но Он же заповедал в Евангелии: …пастырь добрый полагает душу свою за овец своих (ср.: Ин. 10: 11)».
Монах Пимен. 1 мая 1929 г.
Во иеродиакона отец Пимен был рукоположен 16 июля 1930 года, накануне своего 20-летия, 25 января 1931 года — во иеромонаха. А через год, в апреле 1932-го, последовал первый арест: 21-летний иеромонах попал в волну массовых арестов священнослужителей. В своих показаниях на допросе 20 апреля 1932 года он открыто исповедовал Христа перед гонителями Церкви: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе… Состою регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но антисоветских разговоров я с ними не вел». Девятнадцать человек, проходивших по делу, были освобождены, среди них был и иеромонах Пимен.
Но уже в октябре 1932 года Сергей Извеков был призван в ряды Красной Армии. Воинскую службу будущий патриарх проходил в 55-й отдельной конной части, стоявшей в белорусском городе Лепель в Витебской области. Тут он получил фельдшерское и ветеринарное образование, которое так помогло ему впоследствии во время лагерных заключений и в годы войны. После армии иеромонах Пимен вернулся в Москву и до 1937 года регентовал, как некогда ранее, в Богоявленском соборе в Дорогомилове.
В начале 1937 года последовал новый арест, отец Пимен был приговорен к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, находившийся на территории Московской области. Будучи ветеринаром, отец Пимен следил за здоровьем работавших на строительстве лошадей. Во время заключения в лагере он был вторично осужден за «утрату, умышленную порчу... патронов и лошади». Видимо, причиной тому стала гибель лошади. В январе 1938 года Дмитровский лагерь, в связи с завершением строительства канала, был ликвидирован. Часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и отца Пимена. В Узбекистане он жил в городе Андижане, работал на светской работе. Там будущего патриарха застала война. В то время он работал преподавателем и завучем Андижанской школы № 1 и одновременно учился на литературном факультете Андижанского вечернего педагогического института.
Старший лейтенант Извеков
10 августа его вызвали в военкомат и направили в пехотное училище. В январе 1942 года — ускоренный выпуск. В мае старший лейтенант Извеков в должности помощника начальника штаба по тылу 519-го стрелкового полка участвует в Харьковской операции, которая сопровождалась огромными потерями. 29 июля 1942 года его ранило, четыре месяца он лежал в госпитале, а после излечения был назначен заместителем командира роты 702-го стрелкового полка. 16 апреля 1943 года — тяжелая контузия. Высокий широкоплечий старший лейтенант Извеков в момент бомбардировки прикрыл собой солдат. «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой», — рассказывал впоследствии Святейший Патриарх Пимен, когда боли в спине давали о себе знать. Они были вместе погребены под грудой кирпича, и только на третий день их откопали. Последствием этой контузии был туберкулез позвоночника.
Вскоре Извеков был назначен командиром роты. 26 августа (по другим данным, 28 июня) 1943 года в одном из жестоких боев он вновь был ранен. Офицер был, очевидно, в бессознательном состоянии, когда его подобрали и отправили в медсанбат. В родном полку Извекова сочли пропавшим без вести.
Лечился он в столичном госпитале, был комиссован и остался в Москве. Монах Пимен надеялся вернуться к священническому служению (как раз в это время стало меняться отношение к Церкви, многие священники были отозваны с фронта, стали открываться храмы, был проведен Архиерейский Собор). 29 ноября 1944 года отец Пимен был задержан за нарушение паспортного режима. Его обвинили в уклонении от армии «под видом служителя религиозного культа» и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Полгода отец Пимен работал фельдшером в Воркуте на шахте «Капитальная». 18 сентября его освободили по амнистии для участников войны.
Но при этом в армии его по-прежнему считали пропавшим без вести. Вот приказ главного управления кадров министерства вооруженных сил СССР от 17 июня 1946 года, согласно которому «исключается из списков Красной Армии старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович — командир роты 702 стрелкового полка. Пропал без вести...»
А в ту пору отец Пимен был священником Благовещенского собора в Муроме. Возможно, он знал об этом недоразумении, но не спешил его опровергать.
Поиски «пропавшего» продолжались десять лет. Так, 10 марта 1956 года Джамбульский облвоенком (в 1941 году отец Пимен был призван на фронт именно этим военкоматом) подполковник Зубчанинов пишет начальнику главного управления кадров Министерства обороны СССР о том, что «приказом отменена ст. 1 Приказа ГУК НКО N01464-46 г. в отношении старшего лейтенанта Извекова Сергея Михайловича, который был исключен из списков Советской Армии как пропавший без вести 26.8.1943 г., но впоследствии оказавшийся в живых. Для решения вопроса о незаконно выплаченной пенсии прошу сообщить местонахождение Извекова Сергея Михайловича или дать разъяснение, куда обратиться по уточнению места жительства».
Епископ Пимен
Тем временем архимандрит Пимен был уже наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Впоследствии с отца Пимена были сняты все обвинения, ему вернули воинское звание, и он смог получить документы ветерана войны. Сохранился документ об исключении С.М. Извекова из списка безвозвратных потерь: «Причина выбытия: жив».
Патриарх Алексий I хотел видеть архимандрита Пимена архиереем. Хиротонию в викарные епископы Одесской епархии решено было совершить в Одессе 17 ноября 1957 года, но вскоре епископа Пимена перевели в Москву. Он исполнял сложные послушания: возглавлял хозяйственное управление, затем был управляющим делами Московской Патриархии. В 1961 году стал митрополитом Ленинградским. Привыкший следовать воле Божией, владыка Пимен принял свой жребий, когда после кончины Святейшего Алексия I был избран патриархом Московским и всея Руси.
Святейший Патриарх Пимен
19 лет продолжалось патриаршество Святейшего Пимена. Сам он говорил, что лучше бы явное гонение, чем жизнь под постоянным «колпаком» и давлением: он постоянно находился под наблюдением 5-го управления КГБ, вынужден был остерегаться любого сказанного даже в близком окружении необдуманного слова. Опасаться не за себя — за Церковь. Власти собирали на него досье, знали многие мелочи его жизни, распорядок дня и прочие подробности. Его «замкнутость» и «молчаливость» отмечали как отрицательные качества, а Святейший знал по лагерному и военному опыту, что за каждое слово нужно будет дать ответ не только в будущей жизни, но и в этой, земной.
Профессор МГУ А.Ч. Козаржевский говорил о патриархе Пимене: «Самородок был. Очень преданный, убежденный человек! Монах в полном смысле слова. Не ханжа, монах по всей строгости… Ему было трудно в "золотой клетке" в Чистом переулке. Он раскрывал себя на службе».
Как-то у престарелого уже патриарха Пимена спросили:
— Ваше Святейшество, Вы достигли высшей ступени церковной иерархии. Но если бы сейчас можно было выбирать, кем бы Вы хотели быть?
Обычно малоразговорчивый, погруженный в себя, патриарх, не задумываясь, ответил:
— Послушником, сторожем на нижних воротах Псково-Печерского монастыря.
Одно время (в 1949 году) он был наместником Псково-Печерской обители и это время вспоминал как одно из лучших в своей жизни, хотя положение Церкви тогда было сложным. Так, например, местные власти любили отключать монастырю электричество и обязательно делали это во время ночной пасхальной службы. Но настоятель Пимен сумел тайно приобрести дизельную электростанцию.
«В очередной раз, когда пасхальной ночью монастырь вдруг погрузился во тьму, была включена автономная энергосистема. Воинствующие атеисты были в полном недоумении», — вспоминал близкий к патриарху епископ Сергий (Соколов), которому Святейший рассказывал об этом случае.
Несмотря на погруженность в людскую среду, внутренне патриарх Пимен всегда был наедине с Богом. Он говорил: «Что такое духовное совершенство? Это постоянное молитвенное общение с Богом, постоянное духовное горение». При этом он повторял слова своего небесного покровителя преподобного Пимена Великого: «К кипящему сосуду не прикоснется и муха; если же остудить сосуд, какие только гады не войдут в него!»
Патриарх Пимен
О том, что патриарх всю жизнь писал стихи, до сих пор знают очень немногие. Он никогда никому их не показывал. Тетрадки с поэтическими опытами патриарха были обнаружены лишь после его смерти. Стихи эти очень непритязательные, скромные. Благостные по своему настроению, миролюбивые и трогательные, они чем-то напоминают монашеские четки. Очевидно, что для человека, облеченного огромной ответственностью, сочинение стихов было сокровенной отрадой в редкие минуты отдыха. Ничто в них не напоминает о повседневных реалиях жизни автора:
Богоматери
Заступница усердная,
Надежда моя верная
И помощь беспримерная,
Спаси меня!
Сотри слезу горячую,
Простри любовь могучую
И жизнь мою кипучую
Избавь огня!..
Духовная родина
Былое пролетает вихрем предо мною
И чувства светлые рождаются в груди.
События и лица могучею стеною
Растут пред взором впереди!
О, детство светлое и юность дорогая!
Вы принесли мне счастья глубину,
Не только в радости, но и страдая,
Я ощущаю в сердце тишину!
Привет вам, чудные мои воспоминанья!
Привет, родные сердцу уголки!
Горячей юности желанья,
Друзей духовные полки!
Вам посвящаю эти строки,
Пусть каждый знает облик ваш
И извлекает сам уроки,
Забыв навеки злую блажь!
А облик тот, святой и добрый,
До самой смерти дорог мне,
Несет с собою дух он бодрый
И греет чувства в глубине.
Когда ж настанет час разлуки,
Душа из тела улетит,
То, взявши повесть эту в руки,
Пусть каждый автора простит.
И воздохнет душою чистой
О прегрешениях моих,
Чтобы Господь стезей лучистой
В сияньи дали серебристой
Ввел в царство праведных Своих!
24 июля 1949 г.
В середине 1980-х пришло время возрождения и воскресения. «Если вспомнить, какими благами по милости Божией мы располагаем, главным из них нужно признать время. В чем его положительная ценность? Время не только уходит, но и приходит». (Патриарх Московский и всея Руси Пимен)
Господь судил Святейшему Патриарху Пимену быть свидетелем перемен, когда процесс церковного возрождения стал необратимым, и в этом его большая заслуга. В 1984 году его усилиями был возвращен Церкви Данилов монастырь, где был создан административный центр Московского Патриархата. Много лет созданная волей Патриарха синодальная комиссия готовила празднование 1000-летия Крещения Руси. Всенародное, почти государственное празднование этого события стало подлинным знамением новой эпохи в истории Церкви и ее отношений с государством. Главным здесь было не только историческое осознание определяющей роли Православия в прошлом, в строительстве державы и культуры, но и реальное, практическое возвращение к национальным истокам, к неустаревающим ценностям Евангелия.
Место погребения Святейшего Патриарха Пимена в крипте Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры
Жизнь и деяния патриарха Пимена — это глубочайшее смирение перед волей Божией, соединявшееся с первосвятительской твердостью, несокрушимой верой и монашеским отношением к скорбям, невзгодам и прочим неблагоприятным обстоятельствам. Его смирение, скромность соединялись с горением духа. А жизнь стала исполнением апостольских слов: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы; в молитве — постоянны (Рим. 12: 11, 12).
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Патриарх своего времени — Татьянин день (taday.ru)
- Архимандрит Дионисий. Патриарх Пимен и его время. Былое пролетает… — Благочиние (bogoyavlenskoe.ru)
- Патриарх. Патриарх Пимен. Путь, устремленный ко Христу (wikireading.ru)
- «Причина выбытия: жив…» — Год Литературы (godliteratury.ru)
03.05.2023