«Икона "Неупиваемая Чаша" — наше боевое знамя» (ч. 1)
Константин Орлов — руководитель общества трезвости «Елисаветинское», которое уже более пяти лет помогает выздоравливать людям с зависимостями. В его жизни было многое: и тяжелые наркотики, и не менее тяжелые запои. В преддверии праздника иконы «Неупиваемая Чаша» мы беседуем с Константином о духовном рабстве и пути к Богу.
Духовная несвобода
— До 29 лет я вел асоциальный образ жизни, — начинает свой рассказ Константин. — В 7-м классе нюхал бензин и курил сигареты, в 14 лет выпил пива, в 17 — попробовал анашу, а в 19 впервые укололся.
Я нарушал законы общественной морали и Уголовный кодекс, нарушал осознанно, с упоением, превозносясь над своими жертвами и вытирая о них ноги. И чем большую боль я доставлял людям, с тем большим наслаждением это делал. У меня развилась непомерная гордыня, с которой невозможно жить на земле, только в аду…
— Но если Вы сейчас здесь, передо мной, стали руководителем общества трезвости в нашем монастыре, значит, был момент, когда пришлось что-то менять?
— Здоровье и психика сильно расшатались, и я поехал на остров Валаам «подлечиться», прийти в себя. Сестра рассказала про парня с работы, который пробыл там две недели и вернулся совершенно другим человеком. Поехал я туда как в санаторий, хотя уже тогда всем было очевидно, что общедоступными средствами, к которым я раньше прибегал, справиться с зависимостями не получится.
На Валааме я узнал о Боге, о том, что Господь — это не старик с бородой, а Дух. И что Он человека изменяет, исцеляет и любит. Мне рассказали про исповедь и Причастие, благодаря которым с Божией помощью человек может измениться и оставить греховные пристрастия.
Правда, долгое время я ходил вокруг да около Церкви, на самом деле не понимая сути.
— Но, я так понимаю, в храм Вы все-таки пришли?
— Я исповедовался, причащаться меня не благословили. Потом меня пригласили в строительную бригаду, и я остался на зимовку. Первую зиму иногда бывал на всенощном бдении, литургию не посещал. Второй год вообще редко в храм заходил. Причащался эпизодически, по большим праздникам, и то не всегда.
— Вы не чувствовали тогда, что Бог Вам нужен?
— Нет. Я думал, что Бог поможет мне употреблять умеренно, и я смогу дальше так же кайфовать. И никак не мог понять, что за ерунда такая, откуда такие катаклизмы: на острове держался, но как только приезжал домой — моментально падал. Восемь месяцев на Валааме, здоровье как у быка, а в Питер возвращаюсь и сразу срыв. И если раньше я мог употреблять до полугода, то тут месяц покололся — и полное истощение сил, просто хочется умереть...
Таких попыток «реабилитации» было несколько. Но каждый раз ждало полнейшее фиаско. Как только уезжал с Валаама, сразу же ударялся во все тяжкие, насколько здоровья хватало. Всё время казалось, что можно взять зависимость под контроль. Я был не согласен расстаться с наркотиками. И не мог терпеть никаких сложностей. Мне нужно было всё и сразу.
— Как я сейчас понимаю, всё происходило из-за полного непонимания, что такое страсти, где они гнездятся. На Валааме была духовная библиотека, и я читал святых отцов, но без грамотного духовного руководства это бесполезно. Усилием воли я с собой ничего сделать не могу: не могу отказаться от страстей и удовольствий, не могу заставить себя молиться или кого-то полюбить. Полная духовная несвобода. Но каким-то удивительным образом я понимал, что нужно себя ставить в те условия и обстоятельства, которые будут способствовать моему внутреннему изменению. Мне очень повезло, что я смог увидеть волю Божию и почувствовать, что это именно она.
Воля Божия
— После очередной неудачной попытки социализации в миру я снова поехал на Валаам. И по молитвам отца Вениамина Господь коснулся меня Своей милостью. Лето было залихвацкое, с веселыми ночными посиделками, в которых я с радостью принимал участие, но, скажем так, ничто не приносило мне существенного вреда. Бог давал возможность выполнять послушание на ферме, и внутри было мирное и благодатное состояние, хотя поступки я совершал противоположные.
Однажды на братской литургии Господь явно коснулся меня. Я почувствовал действие Духа Божия. Это невозможно описать словами. Но такое не могло пройти бесследно. И внутри зародилось чувство, что должно произойти что-то судьбоносное.
Вскоре на лесной дорожке я встретил свою будущую супругу Оксану. «Мне нужен мужчина» — она с детьми собиралась в лес, и им требовалась мужская помощь. И это действительно была моя судьба.
Отец Вениамин с радостью и воодушевлением благословил нас на брак. Вместе мы приехали в Минск, где я столкнулся с такими сложностями, что до сих пор удивляюсь, как смог их пережить. Не убежал, как обычно, ничего не бросил... Только с Божьей помощью.
«Все демоны преисподней пришли со мной познакомиться»
— Через какие трудности пришлось пройти?
— В Минске я никого не знал, куда пойти работать — непонятно. Деньги давались с невероятным трудом, я к такому не привык. Но Бог никогда не оставлял, все сложности и скорби разрешались.
Вообще, скорби начинаются с небольших поблажек. Когда мы только приехали в Минск, первые пару лет вечернее правило читали вместе с детьми. Потом дети окончательно выросли, жизнь стала получше, и как-то постепенно правило читать перестали. Потом стали иногда пропускать службы по воскресеньям. И всё...
Мне казалось, что вся радость и веселье только на дне стакана. Праздник — это обязательно «пузырь», шашлыки: сели, накатили, закусили, потом еще взяли, с утра опохмелились... Вот она, жизнь настоящая! А сейчас смотрю и ужасаюсь: Боже мой, как я мог в таких иллюзиях находиться? Как такое скотское состояние могло нравиться? Не понимаю...
— Это и есть та самая духовная несвобода, о которой Вы говорили?
— Я бы даже сказал, духовное рабство. Ты сам себе не хозяин. А освободить может только Христос.
Ты ведь знаешь, что грешить плохо. Знаешь, что будешь убытки духовные терпеть. А почему тогда делаешь? Потому что рабство: Христос тебя освобождает, а ты опять туда же. Истребить, победить греховную сущность может только Бог. Вот почему надо чаще причащаться. А мир нас закручивает, затягивает в свою суету, и мы теряем желание причащаться: «Я Бога люблю и причащусь. Только не в эти выходные, а в следующие».
— Мы все знаем, что Бог есть любовь и заповедал нам любить ближнего как самого себя. А что значит любить? В первую очередь, прощать. Я же себе всё прощаю...
Например, пришел я домой, а там немытая посуда. Казалось бы, чего проще: взять и помыть. Но с каким это трудом дается... Я ведь пока посуду эту помою, сколько помыслов и злых мыслей сердце мое искорежит! А почему? Из-за раздутой гордыни и самомнения. Ведь если бы я не был обременен гордостью непомерной, разве мне было бы тяжело помыть посуду? Если бы я от чистого сердца любил свою семью, как заповедал нам Христос, разве это стало бы такой проблемой? Но поскольку во мне живет страсть, моментально наружу выходят все болезненные состояния.
При этом сейчас мне предлагается не принимать обезболивающее вообще, столкнуться и бороться со своими страстями «на сухую». Предлагается обрести навык обращения к Богу. Бог хочет, чтобы я немного потерпел здесь, на земле, чтобы не страдать в вечной жизни. Но это крайне болезненный процесс.
— А что может помочь человеку сделать этот внутренний выбор и шагнуть навстречу Богу?
— Если человек находится в аду, а ему протягивают руку со словами «давай мы тебя отсюда вытащим» — думаю, каждый согласится. В том положении, в котором находился я, по-другому быть не могло. Мне немного приоткрылся духовный мир. Я лежал в комнате и чувствовал, что все демоны преисподней пришли со мной познакомиться и заодно снять мерку... Я понимал, что сковородка для меня уже разогревается. Еще немного, еще попущение Божие — и тело мое отойдет, а душа попадет к этим зверюгам. Было очень страшно. Но стало понятно, что выход только в обществе трезвости. Пока я сам ходил вокруг да около, читал святых отцов и делал всё по своему пониманию, — поступал неверно. Толчок был дан именно на обществе трезвости. Как будто вывихнутый сустав щелкнул и встал на место.
Продолжение следует...
Беседовала Мария Котова
Фотографии Никиты Провлоцкого и из интернета
17.05.2023