X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

На высоту!

Святитель Николай Сербский о высоте духа

Для людей главное: подняться над грехом и смертью.

Нужно бояться не столько греха, сколько власти греха. Когда человек весь представлен своим грехом, весть идентифицирован со своим грехом, тогда он находится под властью греха. Человек вынужден грешить, но не должен быть под властью греха. Человек не имеет права прощать себе грех, чтобы Бог ему простил. И не имеет права оставлять себя в грехе неосужденным, чтобы Бог его не осудил. Ибо кто себе прощает, тому Бог не простит. И кто не будет себе страшным судьей, тот будет иметь Бога страшным Судьей. Бог не прощает никогда тому, кто сам себя простил. Бог прощает только тому, кто сам себя осудил. Божья милость идет навстречу только к кающемуся. Кто к себе милостив, к тому Бог праведен; а кто к себе праведен, к тому Бог милостив.

Нет греха, который может проститься без осуждения, будь это осуждение со стороны человека или будь оно со стороны Бога. Таково устройство Вселенной, что каждый грех должен навлечь страдания и вызвать осуждение. Иначе грех не отличался бы от безгрешности. Если бы один-единственный грех мог полностью проститься, без страдания и осуждения с какой бы то ни было стороны, законы природы были бы растоптаны, и мир бы сорвался в хаос. Словно ликтор* Божьей милости, всегда впереди идет Божья правда, которая означает неотвратимый закон, и прорезает ей дорогу.

Не является злом, когда человек грешит, но стоит над своим грехом; зло — когда человек настолько утонет в грехе, что грех поднимется над ним. Когда орел попадет в смолу только ногами, он всегда еще может размахнуться крыльями и подняться ввысь; но когда орел настолько утонет в смоле, что она ему зальет и залепит крылья, тогда для него больше нет спасения.

Над грехом может подняться только тот, кто стоит над смертью. Чем больше кто-то страшится смерти, тем меньше страшится греха. Чем меньше кто-то страшится смерти, тем больше страшится греха. Наибольший страх смерти — наименьший страх греха; наименьший страх смерти — наибольший страх греха.

Страх смерти вносит мрак и горечь в жизнь. Люди были бы как боги, когда не боялись бы смерти. Имели бы силу и любовь, схожую с божественной. А так они маленькие, ибо страх смерти делает их маленькими. И ничто на свете не делает человека таким ничтожно малым, как страх смерти.

Один отец церкви говорит: «Как грех — пища смерти, так праведность — уничтожение и исчезновение смерти» (И. Златоуст, Беседа III). Между тем опыт учит, что правильнее сказать иначе, что смерть — пища греха, и уничтожение, и исчезновение праведности.

Главное: грех и смерть взаимно поддерживают друг друга.

А для людей главное: подняться над грехом и смертью. Бояться греха и не бояться смерти. Это наибольшая доблесть и наиспасительнейшая догма. Это, только это разгоняет мрак и облегчает горечь человеческой жизни.

Таким образом, на высоту!

Вся история человечества имела цель — борьбу с грехом и смертью. Но то, что было в начале, необязательно будет в конце. Если в начале человек стоял под грехом и смертью, в конце нужно стать над грехом и смертью. Чтобы на такую высоту поднялся человек — крайняя цель целокупной исторической драмы, в которой мы участвуем.

Над грехом и смертью может подняться только тот, кто на той высоте найдет Бога. Тот, для кого высота только пустое пространство, имеет страх и поднимается в пустоту. Ибо пустота есть пустота, а грех и смерть всё же известное содержание. Когда Бог — магнит для человека, ему легко подняться над грехом и смертью. Когда человек приближается к Богу, он удаляется от греха и смерти.

На высоту! Ибо на высоте обитают свет и воздух; нужна храбрость и сила, чтобы подняться до их жилища. В долине мрак и плесень. Низина полна пессимистов. Низина всегда сырая: когда ее не пропитывают дождь и роса, пропитывают слезы, которые не высыхают. На высоте и слезы светлые, ибо на высоте в каждой слезе купаются солнечные лучи, из-за чего слезы походят на смех. На Олимпе всегда сидят только боги, бессмертные и радостные. В долине живут смертные и безбожные. Враги богов — всегда под Олимпом и всегда пессимисты. Все люди — малый храм Божий. Пессимисты — покойная капелла.

Через личную борьбу — и национальную, и расовую, и природную — мы поднимаемся над грехом и смертью. Каждый из этих видов борьбы для нас только туннель к свету. Люди строят очень хорошие, очень прочные туннели, но строят их не для жизни в них, но чтобы только пройти через них. Все на свете облики борьбы имеют для нас одно значение туннеля. Мы не смеем ни в одном туннеле долго задерживаться. Наша цель дальше и всегда выше. Мы поспешаем через тьму и полутьму к крайней цели, крайнему свету; поспешаем и молимся: От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже (Ис. 26: 9).

Ты, Боже, наш свет за всеми туннелями!

Ты — цель нашего поспешения и крайняя цель наших стремлений!

Ты — над грехом и смертью, на высоте, на которой и мы желаем жить в общении с Тобой!

----------------------------

*Ликтор — служащий в Древнем Риме, который приводил в исполнение приказы, а также выполнял обязанности палача.

Источник: Св. владика Николаj Велимировић: Изнад греха и смрти. Београд, jун 2018. Евробук.

01.05.2023

Просмотров: 106
Рейтинг: 5
Голосов: 7
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать