Мощи святых
В каждом православном храме обязательно есть мощи святых. Без них невозможно служить Божественную литургию, невозможно совершать таинство Евхаристии. Решением VII Вселенского Собора, который проходил в 787 году в Никее, в храмах введены антиминсы — прямоугольные матерчатые платы с вышитой иконой положения Спасителя во гроб, в которые влагаются частицы мощей святых. Антиминс — главная святыня литургии.
Источники благодати
Мощи — это останки святых в виде более или менее целых тел (костей с плотью) или в виде одних костей без тела, почитаемые Церковью как святыни.
Силой благодати Божией тление остановлено, и останки святых, т.е. тех, кого Бог прославил после их кончины, тоже становятся источником божественной силы — благодати.
Святость признанных Церковью святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело: непрестанными евангельскими подвигами они постепенно исполнялись Духа Святого, так что и святые тела их стали храмами Святого Духа (см.: 1 Кор. 6: 19). Дух Святой живет в этих храмах своей благодатью и после телесной кончины святого творит чудеса. «Бог, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели, … чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих».
Таким образом, мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом за нас.
Для укрепления веры
Чудесами, являемыми от мощей святых, Бог укрепляет и умножает в нас веру, посрамляя безбожников. Например, в феврале 1919 года Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии мощей и выставлении их напоказ. В городе Владимире во время демонстрации святых останков обнаружили, что тело святого благоверного князя Глеба, преставившегося в 1174 году, сохранило мягкость и гибкость, и кожу на нем можно было осязать пальцами, она была, как у живого.
Тогда же еще одно чудо засвидетельствовал врач, вскрывавший останки святого благоверного князя Георгия. В 1238 году в бою с татарами князю отсекли голову. Тело похоронили без головы, которая затерялась на поле боя. Когда же найденную позже голову положили в гроб, она чудесным образом срослась с телом. На святых останках князя было хорошо заметно, что позвонки в месте отсечения смещены и срослись неправильно.
Так, желая посрамить веру христиан, атеисты только укрепили ее.
Сила Божия неделима
Даже самая маленькая частица мощей позволяет прикоснуться к святому и ко всей полноте той божественной благодати, которая пребывает в праведнике. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «…таково свойство духовных вещей: от разделения на части они не только не уменьшаются, но еще более являют свое богатство». Это происходит потому, что не само по себе тело святого является источником исцеления и чудес, а именно сила Божия, которая в нем живет, а сила эта неделима.
То же самое происходит на Божественной литургии. Когда священник раздробляет Тело Христово перед Причастием на частички и опускает их в Чашу, то верующие вкушают не часть Христа, но принимают Его в свою жизнь целиком и сами, во всей полноте, становятся частью единого, неделимого Тела Христова.
Не только останки
Иногда словом мощи называют всё, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни: одежду, личные вещи, а после смерти —гроб. Эти святыни тоже источают исцеления. Например, сосновый гроб преподобного Сергия Радонежского богомольцы, прикладываясь к нему, изгрызли зубами почти на треть: так сильна была исцеляющая небесная благодать, исходящая от него и обильно изливаемая на верующих.
Яркие детские воспоминания о поездке в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия оставил писатель И.С. Шмелев в романе «Богомолье»:
«Монах говорит:
— Не грызите смотрите! Потому и в укрытии содержим, а то бы начисто источили.
И открывает дверцу, за которой я вижу гроб.
— А приложиться можно, зубами не трожьте только!
Горкин наклоняет меня и шепчет:
— Зубками поточи маленько… не бойся, Угодник с тебя не взыщет.
Но я боюсь, стукаюсь только зубками. Домна Панферовна после и говорит:
— Прости, батюшка Преподобный Сергий… угрызла, с занозцу будет.
И показывает в платочке, так, с занозцу. И Горкин тоже хотел угрызть, да нечем, зубы шатаются. Обещала ему Домна Панферовна половинку дать, в крестик вправить. Горкин благодарит и обещается отказать мне святыньку, когда помрет».
Почитание мощей святых
Почитание мощей святых началось очень давно. Чудеса от них описываются еще в Ветхом Завете, например, в IX веке до Р.Х. оживление мертвеца после прикосновения к костям пророка Елисея (см.: 4 Цар. 13: 23).
Почитая мощи того или иного святого, верующие сосредотачивают свое молитвенное внимание не на них, а на личности, которой мощи принадлежат, мысленно и телесно прикасаются к самому угоднику Божию. Нетленные останки святого приобщают верующего человека к пребывающей в них полноте божественной благодати.
Подготовила монахиня София (Кладиева)
16.05.2023