«Глубина человека — это его покаяние перед Богом»
Продолжается Воскресение, и мы — больные, сухие, хромые, слепые — прозреваем и начинаем славить Бога, начинаем радоваться, хотя и сквозь слезы, честно говоря.
Сегодня в Евангелии мы услышали о встрече Бога с грешным человеком (см.: Ин. 4: 5–42). Самарянка была очень грешна. И она пошла к колодцу в самую жару, чтобы никого там не встретить — ей стыдно было показываться людям на глаза. (Вот так и мы стесняемся людей, а Бога иногда не стесняемся). Но, несмотря на всю греховность, ее душа тянулась к Богу. И Бог ее встретил. Это история спасения человека… Это и мытарь, который сказал: «Боже, милостив буди мне грешному!» Это и блудница, которая омыла слезами ноги Спасителя. Это и разбойник на кресте. Это всё люди, у которых в душе все-таки оставался огонек жизни и веры…
И между Богом и самарянкой произошел диалог — богословский диалог. Апостолы делили места: кто из них сядет по правую руку, а кто по левую, думали: «Создадим могучее государство, такая сила у нас!» А самарянка смогла услышать о Духе, о том, что Дух — это не где-то в конкретном месте, Дух — это прежде всего в человеке. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте (1 Фес. 5: 19, 20). И она, видимо, по слову идеже умножится грех, преизобилует благодать (ср.: Рим. 5: 20), уверовала во Христа. И вместе с ней уверовали другие самаряне — люди, которых иудеи презирали, считая нечестивыми, раскольниками, отступившими от чистой веры. Они уверовали, и это чудо!
Сегодня, я думаю, самое лучшее время в нашей христианской жизни. Время, когда мы чувствуем себя грешниками, хуже всех. Как в молитве: «Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою». И так жили все святые. Они не гордились своими подвигами или полученными от Бога откровениями. Они видели себя пред Богом грешными людьми, и такое покаяние давало им возможность творить чудеса, служить Господу. Здесь совсем другая шкала ценностей. Кто считает себя героем или праведным, кто думает, что он лучше, способнее, сильнее других, тот слабак. А сила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12: 9).
Осталось совсем мало: еще один раз пройдем крестным ходом, и всё, уже праздник Вознесения. Но дух Воскресения все-таки должен в нас оставаться. Иначе скажут: «Вот, ты ходишь в храм, причащаешься, а на тебя смотреть страшно! Ты пребываешь в унынии». И я тоже борюсь с унынием. Бывает, что уже просто сил больше нет, и кажется, что ты мертвый. Но нельзя верить этому греху.
Хочу рассказать вам про одного человека, который жил на нашем подворье. Его звали Игорь. У него было всего четыре класса образования. В своей жизни он сорок лет просидел в тюрьме. Сорок лет! Он был профессиональным карманником, и в криминальном мире его хорошо знали. И вот этот человек пришел в храм, на подворье, в очередной раз освободившись из заключения (он долго не задерживался на свободе). И он прикоснулся к Богу, вы представляете? Вот этот человек с четырьмя классами — у него была благодать. Он выучил наизусть Символ веры. И когда он заболел онкологией, то с радостью приходил на исповедь и благодарил Бога. Как это похоже на случай с сегодняшней самарянкой!.. А кто считал себя героем, те уходили. Знаете, приходят и говорят: «С кем я здесь должен жить? Это же бомжи, алкоголики… Я с такими жить не хочу». И я вижу, что человек скоро уйдет, потому что в нем нет благодати. Поэтому будем знать каждый свою меру. И будем расти не вширь и ввысь, а в глубину. А глубина человека — это его покаяние перед Богом.
Проповедь после Божественной литургии 14.05.2023 г., в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне
22.05.2023