Слово в Великий Вторник
[Слово] во вторник Страстной седмицы (утруждая плоть, потрудите и душу)
«Грядый Господь на вольную страсть, апостолом глаголаше на пути: се, восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет … на пропятие (ср.: Мф. 20: 18, 19; Мф. 26: 2). Приидите убо и мы, сшествуем Ему и сраспнемся Его ради житейским сластем».
Так Святая Церковь приглашает нас сшествовать, спострадать и сораспяться Господу в эти дни, посвященные воспоминанию Его Божественных страданий и смерти. Как послушные чада, вы вняли сему материнскому призванию и вступили на указанный ею путь сшествия Господу. И мне предлежит ныне не убеждать вас к повиновению, а, утешаясь вашим повиновением, пожелать лишь, чтобы вы полнее и совершеннее привели к концу уже начатое вами. И в самом деле, если бы кто из вас спросил: «Вот Церковь приглашает нас сшествовать Господу, идущему на вольную страсть; как же это нам сделать?» — то им нечего было бы ответить, кроме разве: «Делайте, что делаете, только делайте как следует — и будете сшествовать Господу».
Вот вы поститесь, ходите в церковь и дома молитесь, оставили на время житейские дела и пребываете больше с собой, наложили на себя благочестивые занятия и отнимаете для того часть времени у сна — большую или малую. Так и делайте. Пощение до того, чтобы тело ощущало лишение довольства в пище и питии, труд молитвенный до утомления плоти, устранение обычных взаимных соотношений с принуждением себя к занятиям душеспасительным, бодрствование, несмотря на то что клонит ко сну, и многое другое, сопряженное с выполнением говения, составляет первый шаг в следовании за Господом на распятие. Надо только охотно, без саможаления, поднять эту тяготу. Человек животолюбив. Малое оскудение в пище и лишение сна или утруждение и необычное утомление вызывают вопль плоти, и ему кажется, что покушаются отнять у него жизнь. Кто теперь, несмотря на этот вопль, на это как бы расставание с жизнью, не только не поддается саможалению, а напротив, с желанием самоозлобления нудит себя на показанные труды, тот всякий раз, как делает сие, делает шаг вслед Господа. И надо сказать, что только такой и сшествует Ему в сем отношении. Так ли это у вас? Если так, то вы у цели. Если же нет, позаботьтесь приложить к труду, который всё же несете, это безжалостное желание озлобить плоть свою ради Господа. Этим вы принесете Господу в жертву животолюбие, или понесете на сораспятие с Ним плоть свою, подражая хотя мало подвигу Его в Гефсиманском саду.
Начав так, понудьте себя и еще поближе придвинуться к Господу в последовании за Ним. Я хочу сказать: утруждая плоть, потрудите и душу. Хоть тело и душа составляют одного человека, но, как вам ведомо, нередко тело делает одно, а душа — другое. Приведите же в согласие в трудах, вами теперь подъемлемых, с телом и душу. Постясь телом, заставьте поститься и душу: отсекайте пожелания, подавляйте возникновение страстных движений — гнева, осуждения, возношения, корысти, неуступчивости и прочего. Утруждая тело стоянием на молитве здесь, в храме, или дома, потрудитесь и душой благоговейно стоять пред лицем Господа в сердце, во внимании к читаемому и поемому. Устраняете молву житейскую и уединяетесь телом — приложите к этому нерассеянность ума и сосредоточение в самих себе. Заставляете бодрствовать тело — возбудите и бодренность духа, или живое устремление усердия ко Господу. Понуждаете себя на занятия духовные — понудьте и душу свою возыметь желание к ним, которым она не всегда может похвалиться. Когда сделаете так, свяжете тем душу. И она, привыкшая к вольнодвижениям и вольнодействиям, ощутив на себе узы, начнет томиться, как в неволе, и поднимет вопль недовольства. Но не ослабевайте в самопринуждении. Этим вы уподобитесь Господу, когда Его, связанного, повели на суд, и станете, следовательно, еще ближе к Нему в сшествии Ему на вольную страсть. Труд тела и души вместе есть то же, что ступание то на одну, то на другую ногу, и представляет благоуспешнейшее шествие вслед Господа.
Подойдемте еще ближе. Станем на суд, подобно Господу. Вы уже и задумали это сделать. Разумею ваше говение с целью приобщиться Святых Христовых Таин. К достойнейшему Причащению приготовляются очищением души своей от всех грехов в покаянии. А это вот чего требует: пересмотри жизнь свою и сличи ее с евангельскими заповедями, отметь всё несообразное с ними, познай свою виновность в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь всё, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться больше греховным увлечениям. Кто совершит сие надлежащим образом, тот уподобится Господу, как Его водили для суда и осуждения к Анне и Каиафе, от них к Пилату, от Пилата к Ироду, от этого опять к Пилату. Разница в том, что Господа неправедно осуждали и озлобляли, а мы себя осудим и сокрушим праведно. Но как Господь неправедно осужден в оправдание наше, так наше праведное самоосуждение будет нам в оправдание через невинное осуждение Господа.
Хотите ли, наконец, подойти к Самому Господу и идти с Ним на вольное Его страдание, как бы шаг за шагом? Вот что сделайте: пройдите углубленным размышлением весь крестный путь Господа, восприимите чувством Его болезни, сколько вместимо нашему естеству, и спостраждите Ему сердцем. Начните с моления Господа в Гефсиманском саду, в туге и томлении до кровавого пота; идите с Ним, связанным, по крутизнам и ущельям до двора архиереев; побудьте с Ним при неправедных нареканиях на Него, при издеваниях рабов глумливых, при отречении Петра; последуйте за Ним к Пилату, от Пилата к Ироду и обратно; слушайте крик народа и ярость осудителей и неправедный приговор; понесите с Ним Крест на Голгофу — тяжелый до падения под ним, при шуме ослепленного народа и язвительных речах торжествующих старейшин; перенесите на себя пригвождение ко Кресту, когда в живую плоть вбивали гвозди; поднятие Креста, раздиравшее раны и возмущавшее круговращение жизни, плач приближенных и в среде их Пречистой Матери; глумление неразумных, крайнее истощение до жажду (Ин. 19: 28) — и преклонение главы с преданием духа Господу. Пройдите всё это мысленно и живее воспроизведите в себе, возбудите сочувствие к тем болезням и так преискренне войдите в сострадание, что как бы сами вы страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы.
Так, шаг за шагом, всё ближе и ближе будете подходить к Господу, грядущему на вольное страсть, и сшествовать Ему. Начав с телесных трудов, перейдите от них к душевным подвигам, а при тех и других совершите самоиспытание, оплачьте и исправьте неисправное в покаянии, чтобы достойно причаститься Христовых Таин; наконец же углубленным размышлением о страданиях Господа войдите в сочувствие и сострадание Ему. Но и только ли? Не замечаете ли, что этим путь не может быть кончен? Так сшествуют только Господу, грядущему на смерть. Но не сшествовать только надобно, а и сораспяться с Ним. Как же это? Когда вступите на путь истинной христианской жизни и самым делом начнете исполнять заповеди Христовы, тогда поминутно будете распинать себя ради Господа, или спасительно сораспинаться Христу Спасителю. Всё указанное прежде есть только приготовление. В страданиях Господа и сострастии Ему имеем побуждение к христиански добродетельной жизни, в подвигах душевно-телесных приемлем пособие к ней, в покаянии и Причащении положим ее начало и получим силы. Остается теперь, совершив всё, начать самым делом жить истинно по-христиански. А как и почему такая жизнь есть сораспятие Господу, уразумеете на первых порах. Сами ощутите, как при исполнении христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то глава увенчивается тернием, то всё тело естества нашего покрывается ранами.
Не буду пояснять, как это. Сами знаете или узнаете. И заключу мое слово искренним вам благожеланием. Благослови вас Господи не сшествовать только Ему, но и сораспяться с Ним, ибо иного пути ко спасению нет!
Аминь.
30 марта (12 апреля по н. ст.) 1865 года
Источник: Святитель Феофан Затворник. «Слова о покаянии, [исповеди] причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни». — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009 г.
11.04.2023