X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Иконография Пасхи

Иконография Пасхи

Исследователи и богословы до сих пор расходятся во мнениях, что можно считать наиболее достоверным иконографическим образом праздника Пасхи. Вместе с искусствоведом Марией Нецветаевой мы предлагаем погрузиться в иконографию великого праздника.

— Для объяснения иконы Воскресения Христова обратимся к фреске в храме Христа Спасителя константинопольского монастыря Хора (так его называли раньше, теперь это мечеть Кахрие-джами в Стамбуле), — рассказывает Мария Нецветаева. — Монастырь основан в XI веке, перестроен в XII, но свой окончательный современный облик получил в 1315–1321 гг. Изображение находится в конхе (это свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой). Можно представить, как мы заходим в храм и видим, как Господь распростер Свои руки, чтобы помочь Адаму и Еве выбраться из ада. Фреска располагается в южной галерее, которая была предназначена для захоронения ктиторов (сейчас мы их называем спонсорами). Двигаясь по галерее, между саркофагов людей, которые послужили Господу устройством и благоукрашением прекрасного храма, мы оказываемся перед Господом Воскресшим.

 

фреска Воскресения Христова

В иконе всегда важна надпись. Ανάστασiσ переводится с древнегреческого как «Воскресение». Если внимательно проследить за изображениями Воскресения Христова с давних времен, то мы увидим именно такой сюжет: Христос находится в центре композиции, чаще всего в мандорле (в переводе с латыни «миндаль»), под Его ногами расположились двери ада и сам ад. Господь держит за запястье Адама, рядом стоят еще люди. Давайте постараемся разобраться с каждым персонажем.

 

мозаика Воскресший Христос

Воскресший Христос изображается в белых одеждах. Уже с IV века Христа «переодевают» в порфировые, то есть императорские одежды, с золотыми клавами (лентами, которые крепились на плечах). Но на иконе Воскресения мы видим Христа чаще всего в белых одеждах, цвета Его посмертной плащаницы. Также в белых одеждах Господь Иисус Христос изображается на иконе Преображения. И в иконе Воскресения, и в иконе Преображения вокруг Христа изображена мандорла. Этот овал вокруг фигуры Христа указывает нам, что Он находится в ином пространстве — в пространстве сияния Божественной славы.

Под ногами Христа сломанные двери ада. Также иногда можно увидеть необычный символ ада — поверженного и связанного человека, а рядом с ним сломанные орудия, которыми мучают в аду. Все эти символы можно расшифровать следующим образом: Своим Воскресением Господь обессилил ад и сделал его не властным над человеком.

 

фреска Воскресения

 

мозаика Господь Вседержитель

Заказчиком строительства монастыря выступил великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога (в реалиях нашего мира это как премьер-министр). Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Из-за того, что заказчиком строительства и благоукрашения выступил женатый человек, в храме монастыря Хора мы встречаем не очень традиционное иконографическое решение. Обычно Христос держит только праотца Адама за запястье, но тут Он левой рукой держит еще и праматерь Еву. Таким образом подчеркивается, что Христос освобождает из ада не только Адама как главу семью и с ним всё человечество, но и Еву, ведь они «плоть едина».

Интересно, что Господь всегда держит праотца Адама за запястье — это жест подчинения воли. Волю подчиняют преступнику, одевая наручники на запястья. Мы носим на запястьях часы, потому наш день подчиняется расписанию и времени. Также в священническое облачение входят поручи, и когда священник читает молитву, одевая их, он подчиняет свою волю Господу.

«Жест подчинения» появляется на иконе Воскресения не просто так. Он символизирует нашу цель: если мы свою волю подчиним Господу, то окажемся в сиянии Божественной славы.

За спиной у Евы стоит Авель. Он находится здесь как напоминание нам, что в Царстве Небесном мы встретимся с теми, с кем простились на земле. Праотцы Адам и Ева пережили в своей жизни страшную трагедию — один сын убил другого, но они остались вместе. Также за спиной у Адама стоят его потомки — святой Иоанн Предтеча, святые цари Давид и Соломон. Каждый из них послужил своей жизнью Господу, поэтому они стоят ближе всех ко Христу. Иконописец добавил им нимбы, чтобы мы не забыли про то, что наше земное служение Господу важно в нашей будущей жизни.

 

Икона Воскресения Христова

 

явление Господа

До середины XIX века в Православной Церкви иконой Воскресения Христова считалось именно это изображение, где Господь повергает ад и держит праотца за запястье. Но под влиянием западноевропейской традиции это изображение заменилось на изображение Восстания от гроба, которое появилось в католической церкви в XII веке. Почти сразу же оно появляется на древнерусских землях через подарок Фридриха Барбаросы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому — наплечники с эмалевым изображением, на котором изображен выходящий из гроба Господь. Латинская надпись REXVREXTIO DNI переводится как «явление Господа». К XVI веку через западноевропейские книжные гравюры в православные изображения Воскресения Христова начали добавляться и изображения по западному образцу. А к XIX веку каждое из этих изображений стало бытовать самостоятельно, получив новые названия.

 

мозаика богословие Пасхи

Так православное Воскресение Христово начали ошибочно называть «Сошествие во ад», а католическое «Явление Христово», или «Восстание от гроба» — по ошибке подписывать «Воскресение Христово». К сожалению, и сейчас бывает путаница, но важно помнить, что в православной иконе самым главным является богословие, а главное богословие Пасхи — спасение человечества через Воскресение Господа. Глядя на икону Воскресения Христова, мы должны вспоминать, что если свою волю подчиним Господу, то окажемся в сиянии Его Божественной славы.

Записала Мария Котова

19.04.2023

Просмотров: 37
Рейтинг: 4.6
Голосов: 11
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать