Иконография Пасхи
Исследователи и богословы до сих пор расходятся во мнениях, что можно считать наиболее достоверным иконографическим образом праздника Пасхи. Вместе с искусствоведом Марией Нецветаевой мы предлагаем погрузиться в иконографию великого праздника.
— Для объяснения иконы Воскресения Христова обратимся к фреске в храме Христа Спасителя константинопольского монастыря Хора (так его называли раньше, теперь это мечеть Кахрие-джами в Стамбуле), — рассказывает Мария Нецветаева. — Монастырь основан в XI веке, перестроен в XII, но свой окончательный современный облик получил в 1315–1321 гг. Изображение находится в конхе (это свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой). Можно представить, как мы заходим в храм и видим, как Господь распростер Свои руки, чтобы помочь Адаму и Еве выбраться из ада. Фреска располагается в южной галерее, которая была предназначена для захоронения ктиторов (сейчас мы их называем спонсорами). Двигаясь по галерее, между саркофагов людей, которые послужили Господу устройством и благоукрашением прекрасного храма, мы оказываемся перед Господом Воскресшим.
В иконе всегда важна надпись. Ανάστασiσ переводится с древнегреческого как «Воскресение». Если внимательно проследить за изображениями Воскресения Христова с давних времен, то мы увидим именно такой сюжет: Христос находится в центре композиции, чаще всего в мандорле (в переводе с латыни «миндаль»), под Его ногами расположились двери ада и сам ад. Господь держит за запястье Адама, рядом стоят еще люди. Давайте постараемся разобраться с каждым персонажем.
Воскресший Христос изображается в белых одеждах. Уже с IV века Христа «переодевают» в порфировые, то есть императорские одежды, с золотыми клавами (лентами, которые крепились на плечах). Но на иконе Воскресения мы видим Христа чаще всего в белых одеждах, цвета Его посмертной плащаницы. Также в белых одеждах Господь Иисус Христос изображается на иконе Преображения. И в иконе Воскресения, и в иконе Преображения вокруг Христа изображена мандорла. Этот овал вокруг фигуры Христа указывает нам, что Он находится в ином пространстве — в пространстве сияния Божественной славы.
Под ногами Христа сломанные двери ада. Также иногда можно увидеть необычный символ ада — поверженного и связанного человека, а рядом с ним сломанные орудия, которыми мучают в аду. Все эти символы можно расшифровать следующим образом: Своим Воскресением Господь обессилил ад и сделал его не властным над человеком.
Заказчиком строительства монастыря выступил великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога (в реалиях нашего мира это как премьер-министр). Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Из-за того, что заказчиком строительства и благоукрашения выступил женатый человек, в храме монастыря Хора мы встречаем не очень традиционное иконографическое решение. Обычно Христос держит только праотца Адама за запястье, но тут Он левой рукой держит еще и праматерь Еву. Таким образом подчеркивается, что Христос освобождает из ада не только Адама как главу семью и с ним всё человечество, но и Еву, ведь они «плоть едина».
Интересно, что Господь всегда держит праотца Адама за запястье — это жест подчинения воли. Волю подчиняют преступнику, одевая наручники на запястья. Мы носим на запястьях часы, потому наш день подчиняется расписанию и времени. Также в священническое облачение входят поручи, и когда священник читает молитву, одевая их, он подчиняет свою волю Господу.
«Жест подчинения» появляется на иконе Воскресения не просто так. Он символизирует нашу цель: если мы свою волю подчиним Господу, то окажемся в сиянии Божественной славы.
За спиной у Евы стоит Авель. Он находится здесь как напоминание нам, что в Царстве Небесном мы встретимся с теми, с кем простились на земле. Праотцы Адам и Ева пережили в своей жизни страшную трагедию — один сын убил другого, но они остались вместе. Также за спиной у Адама стоят его потомки — святой Иоанн Предтеча, святые цари Давид и Соломон. Каждый из них послужил своей жизнью Господу, поэтому они стоят ближе всех ко Христу. Иконописец добавил им нимбы, чтобы мы не забыли про то, что наше земное служение Господу важно в нашей будущей жизни.
До середины XIX века в Православной Церкви иконой Воскресения Христова считалось именно это изображение, где Господь повергает ад и держит праотца за запястье. Но под влиянием западноевропейской традиции это изображение заменилось на изображение Восстания от гроба, которое появилось в католической церкви в XII веке. Почти сразу же оно появляется на древнерусских землях через подарок Фридриха Барбаросы святому благоверному князю Андрею Боголюбскому — наплечники с эмалевым изображением, на котором изображен выходящий из гроба Господь. Латинская надпись REXVREXTIO DNI переводится как «явление Господа». К XVI веку через западноевропейские книжные гравюры в православные изображения Воскресения Христова начали добавляться и изображения по западному образцу. А к XIX веку каждое из этих изображений стало бытовать самостоятельно, получив новые названия.
Так православное Воскресение Христово начали ошибочно называть «Сошествие во ад», а католическое «Явление Христово», или «Восстание от гроба» — по ошибке подписывать «Воскресение Христово». К сожалению, и сейчас бывает путаница, но важно помнить, что в православной иконе самым главным является богословие, а главное богословие Пасхи — спасение человечества через Воскресение Господа. Глядя на икону Воскресения Христова, мы должны вспоминать, что если свою волю подчиним Господу, то окажемся в сиянии Его Божественной славы.
Записала Мария Котова
19.04.2023