Свет Христов в каждом из нас
С Божией помощью мы идем вперед. У нас есть цель: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века...» У нас есть задача — победить грех, но с этой задачей мы сами не справимся. У нас есть Врач: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его».
Сегодня мы говорим о любви Божией к человеку. Сегодня мы празднуем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Он вступил в спор с западными богословами, защищая православное учение о Нетварном Свете. По сути, спор был о том, насколько близок Бог к человеку. Свет, который видели во Христе, был Нетварным и имел неземное происхождение, это был Дух Святой. А католические богословы говорили: «Нет, это был свет земной, просто очень сильный».
Мы все имеем в себе этот Нетварный Свет. Но поскольку мы не можем нести его, мы, к сожалению, уходим в темноту своего «Я», каких-то своих домыслов, мнительности. Начинаем строить жизнь, заранее обреченную на провал и неудачу, потому что без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5).
Свет Христов просвещает всех! И этот свет мы видели, и он радовал наши сердца. Я могу утверждать перед Богом, что видел этот свет в протоиерее Николае Гурьянове, когда первый раз приехал к нему на остров Залит. Это было давно, летом 1980 года. Знаете, какой это свет? Он входит в человека, и у того появляется радость. Хотя до этого был мрак. И эта радость вырывает тебя из этого мира и открывает тебе новое, что ты еще не видел, открывает тебе красоту в твоем ближнем.
Есть люди, которые много лет живут рядом в одной семье, а красоты друг в друге так и не увидели. Потому что света нет, темно. Мы живем в темноте своих мнений, своих требований, привычек и характеров и поэтому не видим этого света. А свет Христов виден тогда, когда я смиренный, когда я отступаю от своего «Я», когда я живу для другого человека. Этот свет был на горе Фаворской. А вот кто бы увидел этот свет, когда Христос израненный, измученный, поруганный, оплеванный висел на Кресте, и в страхе были люди, и все ученики ушли, кроме одного. Вот свет!
Нам очень важно понимать свою природу. Она греховна. Вчера я слышал от нескольких человек: «Я уже ничего не хочу, ничего не чувствую. Раньше я молился, и у меня было вдохновение, а сейчас его нет. Раньше что-то хотел, и в сердце была радость, а сейчас всё безразлично…» Я говорю: «Ну и что из этого? Думаете, я много хочу? Ошибаетесь». Какая разница, что хочет в нас ветхий человек! Он вообще ничего не хочет. Он хочет, чтобы его никто не трогал: «Не трогайте меня, я живу для себя. У меня есть какие-то свои рамки, и этого достаточно!» Разве захочет этот ветхий человек распяться на Кресте, отказаться от чего-то ради ближнего, послужить кому-то без всякой выгоды? Конечно, нет. Поэтому не надо обращать внимания на то, что я хочу, и на то, что мне нравится или не нравится. Надо знать, где есть жизнь, и идти туда. А здесь, в Церкви, есть жизнь, потому что здесь Христос, и Его любовь держит этот мир.
Стержень мира — это Божественная литургия. Если бы не было литургии — всё! Весь этот временный мир развалился бы, ему бы настал конец. В вас есть свет Христов. И когда мы этим светом, этой любовью пытаемся поделиться, он не уменьшается, а увеличивается. Вот что удивительно. Ты для кого-то что-то сделал, кому-то послужил, ты забыл о себе, ты перешагнул через какие-то свои желания и немощи, ты — ради другого. И это путь. Это наш путь к свету. Узкий путь — иногда в какие-то минуты становится так темно, что не понимаешь, куда идти дальше. Но надо идти вперед и не бояться. Не бояться того, что действительно будет больно и страшно. Господь говорит: Я буду с вами до скончания века (ср.: Мф. 28: 20).
Сегодня в Евангелии мы видели, какое было у людей дерзновение (см.: Мк. 2: 1–12). Представляете, мы бы принесли своего друга, близкого человека, и хотели бы, чтобы он получил исцеление. Но перед нами огромная толпа, и никак через нее не протиснуться… Если бы сейчас кто-нибудь решился и сказал: «Нам нужно это сделать, мы хотим помочь человеку!» — и залез бы на крышу дома, прокопал ее и свесил этого больного на носилках перед Спасителем... Дерзнул бы так кто-нибудь сделать? Сказали бы: «Сумасшедшие!» Но только сумасшедшие в этом мире спасаются, поверьте. Умные, разумные строят себе гробы и копают себе яму, не понимая этого. А у нас что? Чем меньше у человека потребностей, тем он свободнее. Ему нечего терять. Так, может быть, дерзнем, прокопаем крышу? Может, дерзнем, полезем на дерево, как Закхей? Что нам тут терять, в этом мире? Все эти блага земные — это всё мрак.
Только когда человек попадает в настоящую обстановку, когда смерть рядом, он начинает жить. А здесь он не живет. И мы слышим от наших воинов, человеку отрезали ногу, а он говорит: «Мне поставят протез, я пойду дальше, потому что верю, за что и почему должен отдать свою жизнь». Понимаете? А это что, не свет? Это свет Христов! Вот такой свет должен быть в каждой православной квартире, в каждой семье, в каждом человеке. И когда люди будут чувствовать, что здесь живут по-другому, что здесь любовь, другие ценности, здесь не «тебе — мне», не бартеры заключают, а отдают, вот тогда тысячи будут приходить в храм. А сегодня они еще блуждают. Сегодня они еще не знают, где главу подклонить. Так трудно им попасть в храм, так трудно подойти к Святой Чаше, сложить ручки и сказать: «Господи, прости, прости меня грешного». Это очень трудно — гордыня не пускает. Но Христос нам принес любовь, и эта любовь исцеляет нас от вечной смерти.
Проповедь после Божественной литургии 12.03.2023 г., память свт. Григория Паламы
20.03.2023