Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 1)
«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь». Эта особенная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, читается в храме в Великий пост. Каждый год входя в нашу молитвенную жизнь, она дает нам новое дыхание и вдохновение. Но верно ли мы понимаем смысл этой молитвы? С должным ли вниманием произносим каждое слово, и не просто произносим, а сознаем и чувствуем всю глубину того, что за ним стоит?
Сегодня вместе с отцом Олегом Коваленко, клириком нашего монастыря, мы, опираясь на книгу святителя Луки Крымского, попытаемся проанализировать и понять каждую часть молитвы преподобного Ефрема Сирина. Это поможет глубже заглянуть внутрь себя, распознать корни страстей и найти нужные инструменты для их искоренения.
«Господи и Владыко живота моего…»
— Молитва преподобного Ефрема Сирина начинается словами: «Господи и Владыко живота моего…» «Живот» в переводе с церковнославянского означает «жизнь», — поясняет о. Олег. — Время от времени каждому из нас полезно себя отрезвлять и напоминать, кто Творец, Руководитель, Владыка всей жизни на Земле, в том числе и моей жизни, — это Господь Бог.
В миру мы слышим много ложных установок: «бери от жизни всё», «всё в твоих руках», «ты — хозяин своей судьбы». Но это не так. И вокруг нас масса тому подтверждений. С самых первых строк молитва прп. Ефрема Сирина возвращает сердце и ум в реальность, помогает обратить наш взор к Богу.
Последовательность страстей и добродетелей в этой молитве не случайна. Но прежде чем мы разберем эту связь, я бы хотел обратить внимание, что вместо привычных и знакомых слов «страсть» и «грех» прп. Ефрем Сирин использует понятие «дух страсти» или «дух греха». Чтобы понять, почему святой говорит именно о духе пороков и духе добродетелей, я хотел бы сослаться на книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого)[1], где он объясняет молитву прп. Ефрема Сирина.
Святитель Лука подчеркивает, что все пороки и все добрые дела оставляют в душе след, так «дух» остается и продолжает жить в человеке. Человек подал милостыню — и он уже не просто совершил доброе дело, но добродетель оставила маленький след в сердце. Человек был обижен, но простил — и вот это, может быть, одно из немногих прощений в его жизни оставляет след и в памяти, и в душе. Остается «дух» добродетели.
Точно так же бывает и с грехом. Важно знать и помнить, что даже если единожды прикоснуться к пороку, греховный след надолго останется в нашем сердце. Понадобится много времени и сил, чтобы побороться за его очищение. Мы не можем быть убеждены, что, один раз посмотрев какое-то непотребство в интернете, больше к этому не вернемся. Человек остается подвержен риску снова впасть в грех, если не позаботился защитить себя и состояние души и сердца расслаблено.
В Церкви есть таинство Исповеди — малое Крещение, в котором Господь прощает абсолютно все грехи, если человек раскаивается. И тем не менее дух пороков всё равно остается. Раскаяние в прегрешениях и искоренение даже духа греха — вот важнейшая задача Исповеди. Молитва прп. Ефрема Сирина отрезвляет наш ум и зовет к покаянию. Покаяние — это первая ступенька на лестнице для человека, развернувшегося от греха (о лестнице, ведущей человека к совершенству, мы поговорим позже). Вот почему эта молитва универсальна и применима к каждому из нас.
«…дух праздности…»
Святитель Лука в своей книге называет праздность матерью большого количества пороков. Хотя для нас привычнее слышать, что матерью других грехов являются гордыня или эгоизм. «Никогда не оставайся совершенно праздным… чтобы праздность не научила тебя всякому злу»[2], — так в 71-м слове говорит прп. Симеон Новый Богослов. Еще ранее Иоанн Златоуст, вспоминая писание Ветхого Завета, указывает, что некто премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и беседуя о слугах, говорит: …употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности (Сир. 33: 28)[3]. «Праздность — корень всему злу, особливо военному человеку» — так словам святых вторит великий полководец Александр Суворов.
И вот святой Ефрем Сирин в молитве ставит на первое место порок, который кажется для нас не таким значительным и не таким пугающим, но который на самом деле является очень серьезным и порождает большое количество других грехов.
Праздность бывает физическая, когда мы, например, ленимся делать что-то по дому, а бывает духовная — когда лень молиться, читать Священное Писание, Евангелие, участвовать в соборном богослужении в храме.
Хорошо было бы нам комплексно подойти к понятию духа праздности, на физическом уровне пересмотреть свое участие в жизни семьи или общины, сестричества, монастыря. Попробовать изменить свой подход, быть внимательным и больше помогать. И тут же будет результат. Он проявится как на человеческом уровне в виде светлой радости от преодоления себя и помощи близким, так и на духовном — в благодати Святаго Духа, наполняющего и освящающего сердце и всего человека.
В борьбе с духовной праздностью важно предпринимать конкретные шаги: принять участие в богослужении вместо просмотра фильмов и сериалов; открыть Евангелие вместо чтения новостей и социальных сетей; вместо краткой и невнимательной молитвы — встать пораньше, вдумчиво прочесть полное утреннее правило, молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами. И результат придет тут же. У того, кто встает раньше и начинает день с молитвы, весь день проходит по-другому и успевается гораздо больше.
Вот почему Церковь благословляет семейную и монашескую общежительную жизнь, и только немногие получают благословение на отшельничество, на пустынный подвиг. Вместе намного легче побороться за молитву. В семье супруги борются за единство, чтобы одинаково смотреть на те или иные моменты. Молитвенное правило важно обсудить и вместе договориться, как оно будет происходить, в какое время, в каком формате. И если один из супругов немножко сдаст позиции, его может выручить другой. Вероятность потерять молитву уменьшается. Праздность, оказывается, вместе легче побеждать.
Большую силу имеет семейная традиция. Если в семье есть дети, важно и их приобщать к молитве, но делать это постепенно. Когда дети видят, как молятся родители (а дети всегда копируют маму и папу, их не нужно будет заставлять), они сами попросятся: «А можно мы тоже будем рядом?» И нужно подогревать этот интерес: «Да, ты уже достаточно взрослый, становись. Но ты побудь немножко с нами, а потом можешь идти в свою комнатку, отдыхать. Потому что молитва — дело серьезное и ответственное, здесь важно быть очень внимательным. Вот твои пять минут». Так дети подключаются не из-под палки, а потому что они уже взрослые, они уже «заслуживают»…
Также детям можно поручать какие-то действия: «Ты уже достаточно взрослый, чтобы зажечь свечу». А младший может потушить в конце молитвенного правила. У каждого свое участие и своя мера. Утром кто-то из детей может раздать кусочек просфоры и святую водичку. И если обычно маслицем помазывает папа, то хорошо бы раз в неделю доверить это кому-то из детей. Дети очень ценят, когда им поручают ответственные дела, и дорожат родительским доверием и вниманием. Такая семейная молитвенная традиция в последующем станет сильным основанием внутреннего стержня.
Хочется, чтобы мы дорожили всеми этими духовными инструментами и не разбрасывались ими. А если кто-то скажет: «Я всё потерял, мои дети уже выросли…» — никогда не поздно с чего-то начать. Как бы душа ни была объята грехом, всегда есть возможность исправиться, восстановиться. И чем раньше мы это осознаем и начнем менять свою жизнь, тем быстрее получим плоды еще здесь, на земле, не говоря уже о Вечности.
Когда речь заходит о праздности, нередко можно услышать вопрос: а как отличить праздность от отдыха?
Есть такая мысль: любой перерыв может принести пользу, если его провести с благословением, то есть с разрешения начальства или с благословением Божиим. Допустим, вы работаете над каким-то проектом, и вам захотелось прогуляться. Можно встать и пойти без разрешения, а можно спросить руководителя: «Хочу немного развеяться, можно на 15 минут отлучиться?» Получив благословение, вы вернетесь с перерыва совсем с другими силами. Если нет руководителя, то поднимите глаза к иконе, распятию и обратитесь к Богу: «Господи, помоги мне чуть-чуть отвлечься от этого дела и взбодриться, набраться сил». Решили попить чайку: «Господи, благослови!» Даже краткая молитва настраивает на отдых с пользой и защищает от соблазна говорить о чем-то неполезном, осуждать, отвлекаться от важных задач.
Если хочется поспать, можно опять-таки кратко помолиться, завести будильник на 40 минут и так набраться сил, а не проваляться весь день на диване, всю работу оставив на следующий день… Всё можно делать с пользой, если подойти к этому разумно и включить «Владыку живота моего» даже в этап отдыха. Тогда результат никогда не будет печальным.
Итак, подведем итоги.
В последовательности перечисленных в покаянной молитве прп. Ефрема Сирина страстей есть закономерность и определенная связь. Также в молитве преподобный называет не сами грехи, а говорит именно о духе страстей, потому что след или дух от пороков так или иначе остается в сердце и душе человека.
Первым в перечислении пороков преподобный называет дух праздности, кажущийся многим незначительным и несерьезным. Но праздность является входом для многих пороков, в том числе и для такого страшного греха, как уныние, которое в молитве Ефрема Сирина идет следующим.
Продолжение следует…
Записала Мария Котова
[1] Толкование на молитву святого Ефрема Сирина / Святитель Лука, архиепископ Крымский. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2013.
[2] Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. — Изд. 2-е. — Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый — 1892. — 490 с.; Выпуск второй. — 1893. — 593 с.
[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-ти томах. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895‒1906. / Т. 3 (в 2-х книгах) — 1897. — 962 с. / Беседы на слова: «Целуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Рим. 16: 3). 181‒203 с.
27.03.2023