X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 4)

толкование молитвы часть о целомудрии

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Вместе с отцом Олегом Коваленко продолжаем разбирать молитву преподобного Ефрема Сирина.

Целомудрие

— Итак, в великопостной молитве прп. Ефрема Сирина после обращения к Богу об избавлении от праздности, уныния, любоначалия и празднословия идет просьба о даровании крайне важных для спасения добродетелей: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Казалось бы, о добродетелях размышлять должно быть проще, но нет. Потому как пороки мы узнаем в себе, а вот добродетелей не находим. А как говорить о том, чего в тебе нет? Но нужно хотя бы очертить те цели, к которым мы, как христиане, призваны стремиться.

В начале своей жизни на Афоне старец Софроний (Сахаров) попросил одного пустынника рассказать ему о молитве. Увидев в его просьбе желание услышать о всемирной молитве, афонский подвижник ответил: «Будем говорить о том, что в пределах нашей меры; беседа о том, что выше нас, может вмениться в празднословие»[1]. Вот так же и мы по послушанию будем говорить о добродетелях в нашу меру, опираясь на Священное Писание и предание святых Церкви.

 

монахи

Целомудрие — добродетель, которой страстно желает каждый христианин. Вот как об этой добродетели пишут святые отцы: «Целомудрие есть чистота души и тела»[2]; «Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий[3]; «Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабыми веревками; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке. Под именем песка разумей смирение, потому что оно не произращает поля для страстей, но есть земля и пепел»[4].

Сейчас у врага больше инструментов воздействовать на человека: компьютер, телефон, интернет. И многие православные христиане признаются, что не могут совладать с собой и не заглянуть куда не следует. Нередко всё начинается с чтения в интернете святых отцов или проповедей современных священников, а заканчивается непотребными картинками или, еще хуже, видео. Стоит нам лишь на мгновение прикоснуться ко греху, дух порока, как мы помним, остается. И неизвестно, сколько понадобится времени, чтобы очиститься от недруга, наследившего по всему сердцу.

Сложно предложить какой-то общий рецепт, как себя уберечь. Но иногда в кельях наших подвижников, например, у старца Николая Гурьянова, можно было встретить изображение Страшного Суда Божия.

 

Икона Второго Пришествия Христова

Икона Второго Пришествия Христова и Страшного Суда Божия — одна из любимых келейных икон батюшки Николая

А в одном из монастырей Святой Горы в архондарике (комнатке для гостей) висит большое изображение беса чревоугодия. Гость наверняка запомнит такой образ, и в какой-то момент этот образ может всплыть у человека в памяти и остановить от поедания печенек, например (улыбается).

 

Картина в архондарике монастыря Дохиар

Картина в архондарике монастыря Дохиар, Святая Гора Афон

Это, конечно, не универсальное средство, но вполне можно повесить над монитором подобное изображение Страшного Суда Божия, которое будет отрезвлять и приводить в чувство.

Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый или целостный и мудрый. То есть целомудрие подразумевает всеобъемлющую мудрость. Мы можем говорить о многих элементах этой высокой добродетели, но снова встает вопрос: «А наша ли это мера?» Давайте начнем все-таки с фундамента, а не с верхних этажей.

Фундаментом целомудрия для христианина становится понимание, что даже в помыслах мы не смеем и не должны нарушать целомудрие. «Целомудрие же и чистота — это не внешняя только жизнь, но — сокровенный сердца человек (1 Пет. 3: 4), когда хранит себя чистым от скверных помыслов», — пишет в послании прп. Нил Сорский[5]. Сам Господь сказал: …всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5: 28). И если православный христианин несдержан в этом вопросе, то о каком «целом мудрии» может идти речь?

К слову, святые отцы часто говорят, что нечистых помыслов никто не может избежать. В их житиях мы находим множество примеров, как подвижники долгие годы и даже десятилетия боролись с этим пороком. Здесь можно вспомнить пример преподобной Марии Египетской, которую даже в пустыне терзали блудные мысли. Преподобный Мартиниан, когда его соблазняла развратная женщина, проникшая в келью, встал на раскаленные угли. Вслух он повторял сам себе: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Этот поступок святого поразил блудницу. Она глубоко раскаялась и спросила у Мартиниана, как ей спастись[6]. «Помощник и начало целомудрия есть безмолвие», — пишет прп. Иоанн Лествичник[7].

Нам нужно начинать вот с этого фундаментального этапа. И как важно следить за словами, держать в узде свой язык, точно так же нужно внимательно беречь и наши глаза, контролировать свой взгляд. Ведь идя по улице мимо витрин, обращая внимание на мужчин и женщин, можно очень легко потерять целомудрие. А если случайно глаза где-то проскочили, значит, надо отсекать страсть на уровне ума. Не соединяться с помыслом, не вступать в беседу, а сразу же отсекать, иначе легко впасть в большой грех.

Мы не можем до конца обезопасить себя, потому что живем в миру. Но можем стремиться беречь глаза, ум, сердце. Господь призвал нас к святости. И на литургии мы слышим призыв «Святая святым» и идем к Чаше. Но святы не те, кто так смело действует, а те, кто распяли плоть свою со страстьми и похотьми (ср.: Гал. 5: 24). Целомудрие — это врата святости. И если мы начнем с этого фундамента, начнем распинать свою плоть со страстьми и похотьми, то станем на путь нашего преображения.

В подтверждение сказанного приведем несколько наставлений-жемчужин из Евангелия, на которые святитель Лука (Войно-Ясенецкий) обращает особое внимание. Апостол Павел в своем послании говорит: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога (1 Фес. 4: 3–5). И далее: Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4: 7).

Конечно, у человека праздного, который много ест, не желает работать, живет разгульно, занят развлечениями, нет шансов на целомудрие. Как бы он ни претендовал на мудрость житейскую... Только смирение, пост, напряженный труд, безмолвие, молитва — вот те средства, которыми можно бороться со страстью блуда и становиться на путь целомудрия и добродетели.

Продолжение следует…

Записала Мария Котова

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 1)>>

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 2)>>

Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 3)>>

 

[1] Архимандрит Софроний (Сахаров). Видеть Бога как Он есть. Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1985. — 255 с.

[2] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).

[3] Ефрем Сирин (прп.). Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина / Ефрем Сирин (прп.). — Сергиев Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1900. — Часть 5. — 519 с.

[4] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).

[5] Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения / Изд. подг. Г.М. Прохоров. — 2-е изд., исправ. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008 г. — 424 с.

[6] Житие св. Мартиниана.

[7] Лествица, возводящая на небо / Преподобный Иоанн Лествичник. — 8-е изд. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2013. — 592 с. (Духовная сокровищница).

30.03.2023

Просмотров: 120
Рейтинг: 4.2
Голосов: 5
Оценка:
Комментировать