Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 3)
«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Вместе с отцом Олегом Коваленко продолжаем разбирать молитву преподобного Ефрема Сирина.
Празднословие
— Разговор о празднословии хочется начать с того, что Сам Господь есть Слово. И Словом была создана вся Вселенная. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1: 1).
Как же важно внимательно относиться к тому, что мы говорим! Слово — это мощнейшее орудие, посредством которого можно сделать как много доброго, так и злого. Пророк Давид, понимая эту значимость, так обращается к Богу: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140: 3). Как часто именно словом мы огорчаем друг друга! Как легко задеть, обидеть небрежным обращением, неаккуратным вопросом!.. Или подать наставление не в свое время. Кажется, всего лишь слова, а родной человек в слезах и обидах. Вот плод нашего слова. Но если мы будем помнить об этой молитве царя Давида, приходя домой, в обращении с близкими, всё преобразится.
Сам Господь Иисус Христос в Евангелии говорит о празднословии: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12: 36). Если только осознать, насколько это серьезно — за каждое праздное слово!
Именно поэтому в житиях святых мы читаем, что мудрые святые подвижники были молчаливы, сосредоточенны. Ими руководили страх согрешить и желание сохранить дары Духа Святого.
Празднословие крадет благодать и открывает дверь для греха. Любой дар Божий тут же оканчивается на празднословии. Не надо ничего особо делать, просто скажи праздное слово, и ты потерял благодать. Вот почему после Причастия необходимо хранить уста: меньше говорить, а больше созерцать, быть сосредоточенным, размышлять об услышанных на богослужении молитвах и словах Евангелия. «Поскольку уста открыты, не имеют ни дверей, ни стражи, то слово наше выходит безразлично, а со словом расхищается и сердце», — говорит прп. Ефрем Сирин в слове подвижническом[1].
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своем толковании великопостной молитвы Ефрема Сирина подчеркивает, что необходимо приобретать привычку наблюдать, чем занят твой язык, и привыкать держать его в узде. Не стоит во время разговора стремиться во что бы то ни стало вставить свое мнение. Если мы научимся внимательно слушать, то принесем гораздо большую пользу.
«Пусторечие есть дверь к осуждению и клеветам, разносительница ложных вестей и мнений, сеятельница разногласий и раздоров. Оно подавляет вкус к умственным трудам... После многословия, когда пройдет час самодовольства, всегда остается некое чувство тоски и лености», — пишет прп. Никодим Святогорец в главе «О том, как управлять языком»[2]. А вот как строго о празднословии говорит святитель Василий Великий: «Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры — значит оскорблять Святого Божия Духа»[3].
Я со своими студентами, когда нас атакует пустословие и нарушается дисциплина, иногда использую прием внезапного вопроса. Когда не хватает сил остановить разговоры, неожиданно спрашиваю: «А вы знаете, что произошло с Иисусом Христом, когда Ему было 12 лет?» (Это абсолютно светская среда, и большинство ребят смутно помнит что-то из Библии.) Тогда я рассказываю, как Господь вместе с родителями был на празднике в Иерусалиме, и, возвращаясь, родители обнаружили, что Христос потерялся. Они искали Его среди близких родственников и не нашли. Пришлось вернуться в большой город. Через три дня Христа нашли в храме. И вот здесь я задаю студентам такой вопрос: «А как вы думаете, что делал мальчик 12 лет, чтобы вокруг Него собрались мудрецы и учители?» Как правило, версии сводятся к «проповедовал», «учил», «наставлял». Тогда я рассказываю, что в храме в окружении мудрецов, старцев, книжников Христос внимательно слушал и задавал вопросы. «Понимаете, ребята, если вы научитесь внимательно слушать и задавать хорошие вопросы, все мудрецы мира соберутся вокруг вас и будут слушать ваши слова».
Это простой рецепт и ответ на вопрос, как вести себя с друзьями, в рабочем коллективе и т.д. Просто внимательно слушайте, задавайте хорошие вопросы. А если, слушая, вы будете помнить о Боге, размышлять об услышанном на службе Евангелии, — это принесет большую пользу.
В житии преподобного Силуана Афонского есть такой интересный случай. Проходя военную службу в Петербурге, вместе со своими сослуживцами он отправился в трактир. В отличие от своих товарищей преподобный Силуан (тогда его звали Семеном) был сосредоточен и молчалив. Друзья обратили на это внимание: «Семен, ты всё молчишь; о чем ты думаешь?» — «Я думаю: сидим мы в трактире, пьем водку, веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться»[4]. С его стороны это не было обличением, посрамлением или наставлением друзей. Святой Силуан просто размышлял и ответил на вопрос сослуживцев. Но мысленно пребывая на Святой Горе, он ответил так, что это удивило и тронуло его товарищей. Так и каждый из нас, участвуя в разговоре, может размышлять о Божественном Писании, о молитве преподобного Ефрема Сирина, о великопостном богослужении.
И в наших семьях, особенно с детьми, нужно не увещевать и давить, а показывать собственный пример: просто встать и помолиться, взять в руки книгу и почитать. И не придется ничего говорить.
Завершить размышления о празднословии хочется следующими словами апостола Иакова: Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело (Иак. 3: 2). Видите, какая взаимосвязь? Мы не можем обуздать тело, пока не обуздаем язык. И если хотим двигаться по ступенькам лествицы совершенства до небесных врат (см.: Быт. 28: 12), нужно начинать с борьбы с празднословием, учиться обуздывать свое слово.
Таким образом, в молитве преподобного Ефрема Сирина в четырех страстях от праздности до празднословия мы видим многочисленный спектр грехов и пороков, которые присущи каждому из нас. Далее в молитве перечисляются противоположные порокам добродетели, и мы их рассмотрим. И дай нам Бог не останавливаться только на уровне анализа молитвы святого Ефрема, но все наставления святых отцов воплощать в нашей жизни.
Продолжение следует…
Записала Мария Котова
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 1)>>
Молитва прп. Ефрема Сирина: толкование (ч. 2)>>
[1] Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. — Москва: Даръ, 2008. — 480 с. (Духовное наследие).
[2] Невидимая брань / Преподобный Никодим Святогорец. — Издательство Почаевской лавры. 2013. — 216 с.
[3] Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли в 12 томах. — Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной пустыни, 2007–2011.
[4] Софроний (Сахаров), архимандрит. Cтарец Силуан Афонский. — М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, 1996.
29.03.2023