Благоверный чудотворец: князь Феодор Смоленский
«Приидите, вси вернии, согласно воспоим преблаженнаго Феодора, благочестия светлость, воздержания правило, терпения столп, чистоты сокровище, смирения реку обильную, нищих утешение, странных странноприимника, истинныя любве Христовы делателя истинно искренняго, и Сему убо жив предстоит, человеков заступник и спаситель показася, болезней и страстей неисцельных и всяких напастей исцелитель, и молит спастися нам».
(Стихира на хвалитех, гл. 8)
В святцах Русской Православной Церкви есть особый чин — благоверных правителей, сочетавших в себе государственную мудрость с подлинно христианским образом жизни. Одним из таких угодников Божиих был внук Владимира Мономаха — святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский.
Князь был воспитан в страхе Божием, чуждался распрей и ссор, хотя отличался мужеством и знанием ратного дела. За чистую благородную красоту, которой Господь наделил князя Феодора, его прозвали «Чермным» — «красивым».
Князь Феодор Ростиславич княжит в Можайске. Книжная миниатюра из Лицевого летописного свода Иоанна Грозного 1565–1576 гг.
Ему суждено было прийти в этот мир в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига, и прославился он и ратными подвигами, и мудростью. Во время нашествия Батыя по молитвам Пресвятой Богородицы Смоленск — родной город святого — был избавлен мучеником Меркурием от разорения. После кончины отца, благоверного князя Ростислава, как повествует житие, бывший еще отроком Феодор стал княжить в Можайске «с безмолвием» «и не гневашеся на братию свою». Хотя гневаться было на что: братья Федора, князья Глеб и Михаил, деля отцовское наследие, дали младшему брату отроку Феодору лишь маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
Однако вскоре «ради безмолвия Федорова Бог поручил ему и славный град Ярославль». В 1260 году князь женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским.
Русские княжества в ХIII веке
Это была семья героев и святых мучеников. Дядя Марии — князь Константин — сложил свою голову в жарком бою за родину тут же, у стен Ярославля. Это событие произошло всего за три года до свадьбы и было очень живо в памяти новых родственников Феодора. Дед княжны Марии — князь Всеволод — принадлежал к числу тех же павших героев. И отец ее с дядей, князь Василько, был мучеником, стойко выдержавшим долгое испытание соблазнами со стороны татар. Великий князь Юрий — предводитель русского войска, павший в схватке с врагом на реке Сити, — также приходился родственником Марии.
Тогда перед каждым русским князем стоял трудный выбор: склонить голову перед татарами, унизительно подчиняясь Орде и спасая тем от разорения свой удел, или вступить с врагом в неравный бой, даже без надежды на победу. Сорок лет в общей сложности княжил Феодор Чермный в Ярославле и показал себя храбрым военачальником, но при этом еще и дальновидным дипломатом.
Князь Феодор Ростиславич и княгиня Мария Васильевна княжат в Ярославле. Книжная миниатюра из Лицевого летописного свода Иоанна Грозного 1565–1576 гг.
В браке у князя родились две дочери и сын Михаил.
В Древней Руси главнейшими добродетелями любого князя в мирные времена правления считались правосудие, благотворительность, благочестие вместе с храмоздательством. Этими качествами Феодор обладал в полной мере. Княжил он в Ярославле благочестиво и богоугодно, «ибо с юных лет возлюбил Христа и Его Пречистую Матерь». Особенно почитал князь Феодор священников и иноков, благотворил нищим. Пекся о благе своих подданных, угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.
Ярославские князья Феодор, Давид и Константин с житием, 1560-е гг.
Тяжелое бремя монголо-татарского ига вынуждало князя Феодора вместе с другими русскими князьями ходить на поклон в Орду. Но со времен святого Александра Невского ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены менять свое отношение к русским князьям-вассалам. Они часто привлекали Русь к союзу и обращались к ее князьям за военной помощью. По воле хана Менгу-Темира князю Феодору пришлось участвовать в татарском походе против алан, которые жили близ Кавказа и не хотели платить дани Орде.
Отличившись мужеством и ратными подвигами, Феодор возвратился с богатой добычей. Доблесть русского князя, высокий рост, мужественная красота и чистота души, вежливое обхождение располагали к нему не только соплеменников, но и иноверцев. В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве доверенного лица, очень уважаемого. Создатель жития святого отмечает, что «князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его».
Около трех лет провел князь Феодор в Орде. Служа хану, он, однако, не шел у него на поводу, твердо хранил свою веру и нравственные убеждения. Когда жена хана пожелала выдать за него свою дочь, Феодор не побоялся ответить, что у него есть супруга и он, как христианин, не может иметь другой. Ответ Ярославского князя был уважен ханом и не вызвал его гнева.
Вскоре после отказа от брака Феодор испросил себе от хана ярлык на княжение в Ярославле и уехал из Орды домой. Но по прибытии в Ярославль князь узнал, что супруга его скончалась. Между тем княгиня Ксения, теща Феодора, по возвращении его в Отечество не впустила его в Ярославль, объявив, что там есть уже законный князь, его сын — малолетний Михаил. Даже посредничество ордынского посла не смогло убедить княгиню, поддерживаемую ярославскими боярами.
Князь Феодор садится на престоле в Смоленске после кончины брата Михаила Ростиславича. Книжная миниатюра из Лицевого летописного свода Иоанна Грозного 1565–1576 гг.
Вскоре по кончине старшего брата Михаила князь Феодор наследовал в удельное владение и Смоленск и снова отправился в Орду, где принят был с прежней благосклонностью. Жена хана Менгу-Темира усилила просьбу к нему отдать их дочь Феодору в жены. Князь Феодор настоял на том, чтобы царевна приняла христианство: «Аще крестится дщи твоя, то не отрицаюся пояти ю за себе по христианскому закону церковному». В то время в ордынской столице было не сложно принять Крещение, так как там с 1261 года существовала православная епархия и был епископ Феогност, носивший титул Сарайского. Дочь хана была крещена с именем Анна, состоялся ее брак с князем Феодором, и князь еще долгое время жил в ордынской столице. Там у него родились сыновья Давид и Константин.
Хан Менгу-Темир окружил зятя почестями, дал ему на содержание 36 городов, в том числе Казань, Чернигов, Болгары, Куманы, Арск и другие. С его дозволения благочестивый князь в улусах Орды поставил несколько православных храмов и использовал свой дипломатический талант на благо Руси и Православной Церкви. Он принадлежал к числу тех князей-патриотов, которые все свои таланты направляли на сохранение русской земли и ее священных традиций от внешних посягательств, на ее экономическое и духовное развитие. Ему удалось достичь мирного татаро-русского сосуществования в жизни своих уделов. Он покровительствовал находившимся в Орде единоверцам и соплеменникам, поддерживал их и оказывал благотворное влияние на самих ордынских ханов.
Ярославские князья. Церковное шитье
В 1290 году «пришла князю весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества.
Он княжил практически до самой смерти. Последний день своей жизни князь провел в Спасо-Преображенском монастыре. Под звон колоколов его перенесли сюда из княжеских палат. В монастыре он принял схиму и благословил собравшихся ярославцев, попросив у всех прощения:
«И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».
Завещание князя Феодора домочадцам: «Вы же, благороднии сынове мои, плод чрева моего, Бога бойтеся, и страх Его имейте пред очами вашими выну, и святых церквей не отлучайтеся; святители же и весь освященный монашеский чин чтите и любите, и по учению святых Писаний внимайте и творите, старейшин чтите, и меж себе в мире и любви жительствуйте, чуждаго же стяжания похитити не желайте, убогих милуйте, беспомощным помогайте, матери своей достойную честь воздавайте; да аще послушаете мене, будете долголетни на земли и Царствия Небеснаго сподобитеся».
Ярославский музей-заповедник (Спасо-Преображенский монастырь)
Когда монахи начали читать утреню, схимник-князь осенил себя крестным знамением и умер. Благолепен был вид отошедшего в вечность святого. Житие повествует: «Чюдно бе зрети блаженнаго на одре лежаща, не яко умерша, но яко жива суща: светляшеся лице его, яко солнечным лучам подобитися, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».
По совершении погребальных молитв гроб с телом Феодора был поставлен в Преображенском соборе монастыря. Впоследствии тела сыновей Федоровых — князей Давида (1321) и Константина (год смерти его неизвестен) положили рядом с отцом.
Обретение нетленных мощей святых благоверных князей Ярославских Феодора, Давида и Константина. Миниатюра из Лицевого летописного свода 1565–1576 гг.
Когда в 1463 году князей решили предать земле, во время погребального пения в храме начали совершаться чудеса исцелений. Архиепископ Ростовский Трифон, узнав об этом, прислал для проверки святости мощей своего протопопа. Тот не поверил монахам и в пылу спора разорвал одежды на мощах князя. Протопоп и епископ, усомнившиеся в святости князей, тяжко заболели. Исцеление им принесли только покаяние и молитвы у мощей. В 1463 году все трое князей были канонизованы Русской Православной Церковью.
А в монастырь к ярославским чудотворцам потянулись верующие, побывали здесь многие русские государи. У мощей молились Иван III, Иван Грозный, Екатерина II.
В 1831 году в честь святых по проекту местного архитектора П.Я. Панькова рядом с собором построили церковь, в которой они и пребывали до революции. После 1917 года постройки монастыря распределили между светскими организациями, но «выселять» князей не решились.
В 1938 году, когда усилились гонения на Православную Церковь, святые мощи благоверных князей были отправлены на экспертизу. Медики того времени явили немалое мужество и честность, когда не побоялись написать заключение о подлинности мощей. Признавая их древность и удивительную сохранность, они сделали неожиданный для богоборцев вывод: «…последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».
Святые мощи благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, в храме Николы Надеина, использовавшемся как хранилище музейных фондов
До конца 80-х гг. святые мощи князя Феодора и его сыновей Давида и Константина оставались в фондохранилище Ярославского музея-заповедника. Лишь в 1988 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, они были возвращены Православной Церкви и перенесены в ярославский Федоровский кафедральный собор, где пребывали 20 лет. Но святость Своих угодников Господь являл даже в музее: иногда смотрители тайно допускали к мощам тех, кто об этом просил. Так в 1987 году одна супружеская пара, искавшая помощи в рождении детей и уже терявшая надежду, пришла к ярославским чудотворцам. И святые откликнулись: в 1988 году в семье родились три девочки. К сожалению, одного ребенка врачи спасти не сумели, а две других девочки благополучно выросли и стали хорошими, добрыми людьми.
Перенесение мощей святых благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина
В 2010 году на Волге появился Успенский собор, построенный к 1000-летию Ярославля меценатом В.И. Тырышкиным. С 2011 года святые мощи ярославского князя и его чад покоятся в новом кафедральном соборе города.
Кафедральный Успенский собор г. Ярославля
К тому времени в соборе уже были размещены мощи благоверных князей Василия и Константина, преемником которых на ярославском престоле был князь Феодор. Здесь они пребывают и сегодня.
Рака с мощами благоверных князей Феодора Черного и чад его Давида и Константина в Успенском кафедральном соборе Ярославля
«Со всеми небожители ныне сликовствуете горе, во славе Царствия Христова, благовернии чудотворцы Феодоре, Давиде и Константине, в нейже пребывающе, помяните и нас смиренных в молитвах ваших к Триипостасному Богу, да при помощи вашей небесней, сподобимся во вся дни, достойно и праведно возглашати Ему: аллилуиа».
(Кондак 9 акафиста благоверным князьям Феодору,
Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Архм. Владимир. Житие святых благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Изд. 2-е. СПб., 1895.
- Святый благоверный и великий князь Феодор Ростиславович Ярославский и Смоленский. Москва, 1899.
- Святой князь Феодор Смоленский / Православие.Ru
17.03.2023