X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Богословов похвала

о преподобном Симеоне Новом Богослове

«Проповедник умныя молитвы показался еси,
правило трезвения божественнаго,
 орган премудрости и труба обожения».
(Стихира на стиховне, глас 2)

Православная Церковь именем Богослова наделила всего трех своих святых: апостола и евангелиста Иоанна, святителя Григория (Назианзина) и преподобного Симеона Нового Богослова.

 

Творения святого Симеона высоко ценил святитель Феофан Затворник и часто рекомендовал своим духовным чадам это «сокровище неоцененное». Святитель отзывался о преподобном: «Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни… Как настойчиво излагает он суть дела жизни христианской, производя ее во всем пространстве от Господа Спасителя — исключительно. И всё у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум и требует повиновения».

 

Пафлагония — родина прп. Симеона Нового Богослова

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галати в Пафлагонии (Малая Азия). Василий и Феофано — родители преподобного — были богатыми и влиятельными византийскими аристократами. Симеон получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе.

 

Панорама Константинополя, XVIII век

Но, достигнув 25 лет, Симеон почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и через два года удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством старца Симеона Благоговейного. Ревность по Богу, беспрекословное послушание, доверие и любовь к старцу отличали молодого подвижника. Однако высота его отношения к духовному наставнику и преуспеяние вызвали смущение у игумена и братии, и старец благословил Симеона перейти в близлежащий монастырь святого Маманта. Там блаженный послушник принял пострижение в монашество, был рукоположен во пресвитера и проводил еще более строгую жизнь. Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения. Со временем он достиг постоянной высокой чистоты и духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда святой Симеон служил Божественную литургию.

 

Студийский монастырь в Константинополе (гравюра XIX века)

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм. Горячая проповедь святого привлекла новых иноков, многие патриции и государственные чиновники стали последователями ревностного игумена, все слова и призывы которого исходили из его собственного опыта.

Преподобный Симеон не считал правильным скрывать свой духовный опыт от монахов, к которым относился как к братьям во Христе. Движимый духовной любовью, он раскрывал в проповедях перед ними свою душу, надеясь, что и они последуют его примеру, взыщут Бога от всего сердца и удостоятся, подобно своему наставнику, посещения Божественного света.

Но далеко не все слушатели оказались способны вместить учение преподобного Симеона и последовать ему. Строгая монашеская дисциплина, которую установил преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на игумена и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и в дальнейшем помогал.

Учение преподобного Симеона послужило поводом для напряженных споров уже при его жизни. В одном из своих посланий святой говорит о себе как о человеке «осужденном и презираемом всеми, не только мирянами, но и монахами, священниками и архиереями».

Святой пишет: «Помолитесь о мне, грешном, ненавидимом за Христа, гонимом за мое желание жить благочестиво во Христе, осуждаемом всеми за то, что из всех я один почитаю духовного отца моего и учителя <…>, поскольку я всех учу искать свыше благодати и сознательного восприятия Святого Духа <…>, потому что причащающиеся Его не только освобождаются от всех похотей, страстей и непотребных помыслов, но бывают богами по благодати, пребывают близ Бога и находятся вне плоти и мира; и не только сами они становятся святыми и пребывают словно бестелесные в теле, но и всех других верных видят как святых, и не только святых, но и как облеченных во Христа и сделавшихся христами. <…> Поскольку я говорю это и проповедую, <…> все осуждают меня как гордеца и богохульника, и дьявол ведет войну, чтобы я перестал проповедовать словом и исполнять делом заповеди Евангелия и апостолов Христовых. Они предали меня голоду, жажде и смерти за то, что я не обольщаю их и не говорю: "Дерзайте, мы все спасемся без трудов и подвигов, без покаяния и точного исполнения заповедей Божиих", каковое говорящие извращают всё учение Христа и апостолов Его».

Около 1005 года преподобный Симеон передал свои обязанности ученику Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Главы богословские, умозрительные и практические», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

 

Творения прп. Симеона Нового Богослова

Преподобный Симеон предполагал провести остаток дней в безмолвии, однако его ждали новые испытания. Необычная личность, мистическая и вместе с тем воинственная, ревнующая с апостольским рвением проповедовать видение Бога всем христианам — всё это было чрезмерным для спокойствия обывателей. Многие предпочли бы забыть о преподобном Симеоне.

Из-за сложных отношений с Никомидийским митрополитом Стефаном святому Симеону пришлось в 1009 году поселиться в селении Хрисополь на берегу Босфора при церкви святой Марины. Там он устроил небольшой монастырь. Вскоре верные ученики и почитатели преподобного добились его полного оправдания церковными властями, ему предложили вернуться в обитель святого Маманта и даже занять архиерейскую кафедру, но преподобный предпочел остаться в уединенной обители святой Марины с преданными учениками.

Святой Симеон мирно отошел ко Господу 25 марта 1022 года. Через 30 лет были обретены его нетленные мощи и перенесены в монастырь святого Маманта.

В 1852 году в Москве было напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35. Другие сочинения преподобного Симеона (92 «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») переведены с новогреческого епископом Феофаном Затворником. В 1917 году иеромонах Пантелеимон выполнил прозаический перевод «Гимнов» святого Симеона, а в наши дни поэтический перевод избранных гимнов был сделан митрополитом Иларионом (Алфеевым).

 

Преподобный Симеон в молитве, икона ХХ века

В 1986 году по благословению старца Порфирия Кавсокаливита (Баирактариса) в Аттике близ местечка Каламо (Греция) был основан монастырь в честь преподобного Симеона Нового Богослова. Строительство обители благословили также преподобные Паисий Святогорец и Иаков Эвбейский.

Идея создания монастыря возникла, когда в Греции познакомились с трудом архиепископа Василия (Кривошеина), посвященным преподобному, где отмечалось, что в Православной Церкви не существует ни одного храма, посвященного святому.

 

Каламосский Симеоновский монастырь (Греция)

Братия монастырей, в которых пребывал святой Симеон, нередко скептически относилась к его духовному труду. Мистические переживания святого во время «умного делания» подвергались сомнению, и «новым богословом» святого называли иронично. Многие не верили тем видениям, которых сподоблялся святой во время «умного делания». В итоге это прозвище стало почетным знанием.

Преподобного Симеона преследовали за такие моменты в его учении и духовной практике, как:

— почитание духовного отца Симеона Студиита и учение о том, что бесстрастия и святости можно достичь в течение земной жизни;

— призыв стремиться к мистической жизни и сознательному, опытному восприятию благодати Святого Духа;

— учение об обожении;

— учение о видении Христа как Света и приобщении Божественному свету;

— настоятельные призывы к покаянию и соблюдению заповедей Божиих, без чего, по убеждению святого, невозможно спастись.

Всё это, а также особое благоговение преподобного Симеона перед Евхаристией и его практика ежедневного причащения со слезами (что вызывало у оппонентов иронию) и составляет его «новое» богословие — программу обновления христианской жизни, которое он понимал как восстановление, а не пересмотр Церковного Предания и возвращение к традиционному идеалу «евангельского жития».

Обывательское отношение к религиозной жизни с враждебностью восставало против стремления святого Симеона к абсолютной верности идеалу евангельского жития. Монашеский максимализм преподобного был причиной преследования святого Симеона современниками, в том числе и представителями иерархии. Впрочем, и многих других отцов Церкви преследовали за то, что они были бескомпромиссны в отношении нравственных пороков своих современников.

Для преподобного Симеона Христос является всем. Он нашел новые, поразительные выражения своей восторженной любви к Нему, сумел описать неслыханными до того словами переживания божественного света. Драматический характер обладания и потери Божественного в сердце человека описывается у святого Симеона с силой, редко встречающейся у других отцов.

Монах — тот, кто не смешивается с миром

И с одним Богом непрестанно беседует;

Видя (Его), он и (Им) видим бывает и, любя, — любим,

И соделывается светом, неизреченно сияющим.

Будучи прославляем, он (тем) более считает себя нищим,

И принимаемый в домах, является как бы странником.

О совершенно необычайное и несказанное чудо!

От безмерного богатства я беден,

И обладая многим, думаю, что ничего не имею,

И от обилия вод, говорю, я жажду.

Кто даст мне то, что я изобильно имею?

И где найду я Того, Кого повседневно вижу?

Как удержу я то, что и внутри меня есть,

И вне мира, ибо оно совершенно невидимо?

Имеющий уши слышать да слышит,

Правильно понимая слова неученого.

(Преподобный Симеон Новый Богослов, Гимн 48. Кто есть монах и какое его делание)

Значение преподобного Симеона Нового Богослова непревзойденно в православной духовности всех времен. Его учение об озарении души Божественной благодатью развивали отцы-исихасты XIV века, в том числе святитель Григорий Палама.

Вдохновляет свобода духа преподобного, сумевшего обогатить догматическое и аскетическое Православное Предание. Отличительной чертой святого Симеона в сравнении с прочими отцами Церкви является его автобиографический подход к мистическим темам и необычайная открытость, с которой он говорит о своем опыте присутствия Божия.

Прииди Ты, Которого возлюбила

и любит несчастная моя душа!

Прииди, Один к одному, ибо я одинок, как Ты видишь!

Прииди, отделивший меня от всех и сделавший одиноким на земле!

Прииди, Сам ставший во мне влечением и сделавший, чтобы я тосковал о Тебе, совершенно недоступном!

Прииди, дыхание мое и жизнь!

Прииди, утешение смиренной моей души!

Прииди, радость и слава и постоянное мое наслаждение!

Благодарю Тебя, что Ты — Сущий над всеми Бог — сделался со мной единым духом неслитно, непреложно, неизменно, и Сам стал для меня всем во всем: пищей неизреченной и получаемой даром, постоянно переполняющий уста моей души и стремительно текущей в источнике сердца моего, одеждой блистающей и опаляющей демонов, очищением, омывающим меня бессмертными и святыми слезами, которые дарует Твое присутствие тем, к кому Ты приходишь.

Благодарю Тебя, что Ты стал для меня светом невечерним и солнцем священным…

(Молитва прп. Симеона, в которой он призывает Святого Духа)

Все элементы богословского и мистического учения преподобного Симеона глубоко укоренены в Предании, а само Предание он пропускает через себя. Он первым среди восточнохристианских аскетических учителей поставил Евхаристию в центр духовной и мистической жизни человека и отвел ей ключевую роль в деле спасения и приближения человека к Богу. Святой Симеон первым указал на видение Божественного света как главную цель аскетического трудничества. Он первым заговорил о бесстрастии и обожении в такой личной манере. Мистическое богословие преподобного Симеона вполне гармонично вплетается в ткань святоотеческого Предания, и вместе с тем он остается одной из самых оригинальных духовных личностей, которых знала Православная Церковь.

«Отчу псалтирь, Сына красный кимвал, Святаго Духа божественный орган, Троицы всея проповедника откровений, скрижаль честную, тайнописанную благодати, песньми восхвалим божественными Симеона богоноснаго, богословов похвалу».

(Стихира на Господи, воззвах, гл. 4.)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого — Часть 2 — преподобный Симеон Новый Богослов
  2. Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). — Нижний Новгород: издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1996.
  3. Прииди, Свет истинный: Избранные гимны / Стихотв. Пер. с греч., примеч. Епископа Илариона (Алфеева). — СПб.: Алетейя, 2004.

25.03.2023

Просмотров: 346
Рейтинг: 5
Голосов: 6
Оценка:
Комментировать