X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Такой, как все»

старец архимандрит Иоанн Крестьянкин

Живой, такой, как есть, настоящий. С одной стороны, сильно связанный с Богом человек, а с другой — открытый людям, причем так, что ни во что не играет, ни в какой образ не входит. Несколько сотен метров до своего жилища преодолевает за пару часов — люди, люди, люди. В общение с каждым вкладывает всё свое существо. Остановится с одним и прямо весь к нему обратится: слушает его, во всё вникает, спрашивает — всего себя ему отдает! Человек отошел, поворачивается — перед ним другой, и опять начинается всё то же самое. Наконец, после общения с тридцатью посетителями добирается до входной двери, почти без сил…

Старцем он себя никогда не считал: «Танечка, ну правда же, я такой, как все?» «Батюшка, ну конечно!» — бодро отвечает келейница. Отец Иоанн (Крестьянкин). Человек-эпоха, столп нашей Церкви, исповедник веры, духовный отец не одной тысячи чад во всем православном мире.

 

архимандрит Иоанн Крестьянкин с келейницей

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) с келейницей Татьяной Сергеевной Смирновой

Он разделил непростую судьбу Отечества в ХХ веке: родился в царской России, перенес все тяготы православных верующих в СССР, а завершил земной путь гражданином Российской Федерации. Благодаря таким светильникам, как архимандрит Иоанн, сбываются слова Господни: …созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Мф. 16: 18).

Несмотря на страшнейшие гонения на Православие, когда несколько поколений воспитывались без знания Бога, через избранников Своих Господь сохранял духовную преемственность. «До 14 лет я не встречал ни одного неверующего человека», — вспоминал отец Иоанн. На его детские и юношеские годы пришлись встречи и общение с будущими новомучениками и исповедниками Русской Церкви, в 13 лет он был благословлен патриархом Тихоном (Белавиным) и в конце жизни, будучи 95-летним старцем, говорил, что всё еще чувствует ладонь святого на своей голове.

Отец Иоанн говорил: «Я за свою жизнь встречал только одного плохого человека — самого себя». При этом за плечами у него были четыре месяца Лефортовской тюрьмы, «Бутырки» и семь лет концлагеря в Архангельской области. Всю жизнь батюшка молился за тезку-следователя, сломавшего ему пальцы на руке во время выяснения обстоятельств «антисоветской деятельности» отца Иоанна.

 

отец Иоанн среди братии

Отец Иоанн среди братии Псково-Печерской обители

Лишь на 56-м году жизни Господь судил осуществиться горячему стремлению души, с шести лет служившей Его Престолу и с отрочества желавшей монашества: отец Иоанн принял постриг с именем Иоанн в честь апостола любви — святого Иоанна Богослова. Но есть свидетельство келейницы преподобного Симеона (Желнина), подвизавшегося в Псково-Печерском монастыре еще до того, как отец Иоанн стал насельником этой обители. Когда сестра захотела съездить в паломничество и просила благословения заодно навестить отца Иоанна, бывшего в то время сельским священником на Рязанщине, преподобный с живостью ответил: «Вот к нему-то съезди. Он земной ангел и небесный человек».

Сорок лет земной жизни архимандрита Иоанна (Крестьянкина) были отданы Псково-Печерскому монастырю. Его называли «скорый поезд со всеми остановками». Батюшка неуловимо, плавно и быстро буквально скользил, как светлый луч. Если он был ограничен во времени каким-то послушанием и пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук, то пастырская совесть его частенько возвращала обратно, и он скороговоркой спрашивал: «Ну, что у тебя там?» А поскольку ждать объяснений было некогда, отец Иоанн начинал сразу отвечать на незаданный ему вопрос. В эти минуты, сам того не желая, он выдавал свое духовное ведение о человеке и его жизни.

«Чадца Божии» — так называл отец Иоанн многих своих визитеров. «Думалось: если человек так может любить человека и так радоваться о каждом грешнике, то как же любит нас Господь!» — вспоминал игумен Николай (Парамонов).

«Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить», — сказал как-то в одной из своих проповедей в 1985 году архимандрит Иоанн.

 

Чада Божии

Чада Божии

Часто, оценив бесценный Божий дар батюшкиной помощи, к нему обращались с вопросом: «За что мне такая милость, такое утешение?» В эти моменты касания Божией любви у многих приходило глубокое осознание своего убожества и греховности, приходило покаяние. А ответ батюшки всегда был один: «Не за что, но единственно по любви Божией к нам, немощным и грешным. Так любите Бога и вы, пока хоть нашей скудной человеческой любовью, и Божия любовь восполнит нашу скудость и расширит душу и сердце. И Бог будет всё и во всем».

«Обычно Господь забирает человека в лучший миг его жизни. <…> …Чтобы он не снизил свой уровень. <…> А здесь наоборот: отец Иоанн давно достиг христианского совершенства и жил только ради всех нас», — говорил протоиерей Димитрий Смирнов, знавший архимандрита Иоанна (Крестьянкина) лично.

 

митрополит Ростовский Меркурий и митрополит Тихон

Епископ Озерский Порфирий и митрополит Псковский и Порховский Тихон

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) о своей первой беседе с отцом Иоанном (Крестьянкиным) пишет: «"Как славно! Как замечательно, что вы приехали к нам в обитель в такую дивную пору!" — еще издали, простирая к нам свои объятья, восклицал отец Иоанн. "Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе! — всё повторял он восклицания и, достигнув нас, высоко запел, приглашая подпевать: — Во и-истину воскре-е-се! Во и-истину воскре-е-се! Во и-истину-у во-оскресе Христос!" И вот мы уже сидим с ним на лавочке, один справа, другой слева. А он обнял нас за плечи и всё целует в голову да повторяет: "Ну как это замечательно, что вы к нам приехали!" Будто бы это была наша не первая встреча, а сотая, и знал нас батюшка с пеленок, и воспитывал, и учил, да и расстались мы не более как несколько минут назад. Какая легкость!

Потом был разговор о жизненном пути, о том, как правильно определиться человеку, желающему служить Церкви. Мы пытались о чем-то его спросить, даже рассуждать о жизни. А он улыбался, трепал нам волосы, прижимал наши "буйные головы" к своим плечам, целовал в макушки. Руки его были сильными, но трепетными и заботливо-нежными, пожалуй, как у мамы. Трудно найти такие руки, как у мамы, а у него были такие. Да запах розового масла запомнился — очень тонкий, очень церковный.

Говорили долго. Точнее, мы больше слушали. <…>

Пройдет много лет, я уже буду епископом. Вновь приеду к отцу Иоанну. Встану на колени, как малое дитя, перед креслицем, в котором он сидит, и вспомню ту Пасху, Святую горку и наш разговор: "Батюшка! Какими мы были дурными! Сидели с Вами часами, слушали Вас. Вы столько сил отдали нам. А у нас "в одно ухо влетело, а из другого вылетело"…" Батюшка глубоко-глубоко заглянул мне в глаза и сложенными в троеперстие пальцами правой руки постучал в грудь — там, где сердце: "А здесь-то? Здесь-то что?" — "Здесь всё запомнилось, но только без слов. Здесь всё осталось", — ответил я. "Во-о-т! Это и есть самое главное. Это — ПАМЯТЬ СЕРДЦА"».

«Смиренный раб Божий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был духовным мостом — между нами, грешными людьми, и Богом. В этом служении соединение было его главным призванием и подвигом, именно это так влекло к нему людей».

Тихон, митрополит Псковский и Порховский

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Пастырь добрый. Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей / Сост. А.Г. Горюнова. — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2016.
  2. Жизнеописание — отец Иоанн (otetsioann.ru)
  3. Неопубликованные воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине) | Правмир (pravmir.ru)

05.02.2023

Просмотров: 271
Рейтинг: 5
Голосов: 22
Оценка:
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать