X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Церкви Белорусской Похвала: свт. Георгий (Конисский)

святитель Георгий Конисский

«Столп Православия и учитель благочестия был еси,
святителю отче наш Георгие. Многия скорби и гонения претерпел еси,
богомудро паству свою управляя, ко спасению всех наставил еси.
 Церкви Белорусския Похвало и града Могилева украшение, моли Христа Бога,
да утвердит Отечество наше в благочестии и спасет души наша».
(Тропарь, глас 3)

Крестный путь Православной Церкви на белорусских землях в XVII–XVIII вв. был особенно драматичным. В Речи Посполитой настойчиво и целеустремленно проводилась римо-католическая экспансия. В то время, по выражению Стефана Рункевича (1867–1924 гг.), имели место «законы без силы, король без власти, сейм без порядка, войско без дисциплины, казна без денег, народ без прав, дворянство без твердых нравственных устоев»...

Архиепископ Афанасий (Мартос) свидетельствует: «Священникам запрещалось открыто ходить по улицам городов со Святыми Дарами. Церковные таинства могли совершать только с разрешения ксендзов за определенную мзду. Умерших разрешалось хоронить только ночью. В выражавших недовольство этими беспорядками стреляли из ружей, их секли саблями, били до смерти палками. Бывали случаи, когда шляхтичи въезжали в православные храмы на конях. Такой дикости по отношению к православным не знала в то время ни одна страна, кроме Турции».

Единственной православной епархией на территории Беларуси в период с 1633 по 1793 г. оставалась Могилевская.

 

епархии на территории Речи Посполитой

Католические, униатские и православные епархии на территории Речи Посполитой на 1750 г.

В эту сложную эпоху судил Господь жить и служить Православной Церкви светильнику земли Белорусской, «столпу Православия» святителю Георгию (Конисскому), в течение сорока лет возглавлявшему единственную в XVIII в. православную кафедру в Речи Посполитой.

 

Родовой герб Конисских

Родовой герб Конисских на фоне гравюры с общим видом г. Нежина

Родился будущий святитель 20 ноября (3 декабря по н. ст.) 1717 г. в семье сотенного урядника Нежинского казачьего полка, принадлежащей к западнорусскому дворянскому роду, из которого вышел известный старец Иов (Конисский) — инок Киевского Пустынно-Николаевского монастыря, а также другие видные представители в среде воинского и духовного звания. В Святом Крещении был наречен Григорием. Отец его, Иосиф Иванович Конисский, был бургомистром города Нежина.

Первоначальное образование Григорий получил в родительском доме. В 11 лет был зачислен в Киево-Могилянскую академию, где прошел весь курс обучения, длившийся 15 лет. В стенах академии юноша изучал иностранные языки (польский, латынь, греческий, древнееврейский, немецкий), поэтику, философию, богословие — Киевская академия в ту пору давала своим ученикам прекрасное образование. В 1744 г. Григорий принял иноческий постриг в Киево-Братском монастыре с именем Георгий. В мае 1747 г. о. Георгий был рукоположен в сан иеромонаха. Как одного из самых одаренных и усердных учеников, по окончании учебы его оставили при академии в качестве преподавателя.

 

Братский монастырь в Киеве

Братский монастырь в Киеве и здание академии (справа)

С 1744 по 1746 г. отец Георгий вдохновенно трудится на должности проповедника Киево-Печерской лавры. Он становится профессором кафедры философии и в 1751 г. занимает должность ректора академии, одновременно преподавая богословие. По оценке современников, он считался лучшим (после Феофана Прокоповича) профессором академии в XVIII в. Путь от рядового преподавателя до ректора академии он прошел менее чем за 10 лет.

13 октября 1754 г. в Могилеве скончался архиепископ Иероним (Волчанский). Несмотря на очевидные тяготы и опасности предлежащего поприща, архимандрит Георгий дает добровольное согласие «вдатися на мечи и на колья, на челюсти зверей и змиев». Он оставляет почет, славу, благополучие ради защиты гонимого в соседней Речи Посполитой Православия. Архиерейская хиротония Георгия (Конисского) состоялась 20 августа 1755 г., причем таинство совершилось не в Петербурге, как обычно, а в Киеве по причине неотложности дела. Ему на тот момент было 38 лет.

 

Могилев

Могилев, общий вид города, гравюра

Святитель Георгий нашел Могилевскую кафедру в крайне удручающем во всех отношениях состоянии: духовном, административном, финансовом. Еще в 1716 г. Варшавская конфедерация приказала разрушить все православные храмы, построенные после 1632 г.; под запретом были публичные церковные собрания православного народа, разрешены были только домашние богослужения. В 1732 г. православным запрещалось принимать участие в депутатской деятельности, в трибуналах и комиссиях, занимать воеводские, земские и городские должности, созывать собрания и искать протекции под угрозой применения законов против бунтовщиков.

В этот период святитель Георгий издал «Катехизис» Феофана Прокоповича и основал ряд школ наподобие братских церковных училищ. Постоянно заботясь о более высоком образовании духовенства, могилевский иерарх в 1759 г. организовал при могилевском Спасском монастыре духовную семинарию. Для более успешного противостояния униатству преосвященный Георгий занимался собиранием архивных документов о могилевских православных храмах. Это положило начало знаменитому «Архиву Конисского». Документы и копии архива использовались православными в тяжбах с униатами и католиками.

В своей деятельности святитель Георгий постоянно сталкивался с препятствиями, чинимыми светскими и церковными католическими властями. В июне 1759 г. при посещении им православного прихода, по пути из Орши в Могилев, в церковь ворвались католики. Они пробрались сквозь молящихся, избивая прихожан, к совершающему Божественную литургию архиепископу и, стоя перед ним в шапках, глумились над архиереем и самим таинством. Но этого им показалось мало, и они стали угрожать жизни архиепископа, который вынужден был уехать под покровом ночи. В ночь с 28 на 29 января 1760 г. иезуиты напали на архиерейский дом, ища архиепископа, но ему удалось спастись, укрывшись в подвале.

Епископ много проповедовал, учил основам веры, смело говорил о вредоносной деятельности иезуитских и доминиканских миссионеров. В поисках исторической правды святитель Георгий неоднократно обращался за помощью в Синод Русской Православной Церкви и Коллегию иностранных дел, информируя обо всех случаях ущемления «исповедников нашего благочестия». С воцарением Екатерины II, приглашенный по случаю ее коронации в Москву в 1762 г., в своей блестящей речи он выразил тревогу о горькой судьбе православного населения Речи Посполитой и высказал надежду на скорое избавление от «вихрей с Запада», грозящих загасить православный «светильник веры, от дней Владимировых зажженный» на старых землях Древней Руси.

 

Российская императрица Екатерина

Российская императрица Екатерина II

«Но ныне кому неизвестно, в каком жалком виде наша Благочестивая Вера в сем Государстве? — говорил владыка Георгий в 1767 г. — ...В Литовском Великом Княжестве хотя и осталась последняя Епархия Белорусская: однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть в ней некое число Церквей Православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам Христианским. <...> Духовные, властию и силою мирскою укрепясь, гонят православный народ, как овец неимущих пастыря, или до костелов, или до униатских церквей, — гонят не точию из домов, но из церквей наших. Во время самаго Евангельского чтения, пришед в церковь нашу, прикащик бьет народ плетью, как скот гоня из хлева... И если поселяне или граждане слушать их учения, и от Веры своей отступить не хотят; тут они чинят ужасные угрожения и страхования: ставят виселицы, вкапывают столбы, возгнещают костры; розги, терние и другия мучительныя орудия представляют. <...> Молчу о пастырях бедных, Священстве нашем. Сколь многие из них изгнаны из домов; сколь многие в тюрьмах, в ямах глубоких, во псарнях, вместе со псами, заперты были, гладом и жаждою моримы, сеном кормлены; сколь многие биты и изувечены, а некоторые и до смерти убиты».

После восшествия в 1764 г. на польский трон Станислава-Августа Понятовского архиепископ Георгий, используя благоприятную политическую ситуацию, подал новому королю «Мемориал об обидах православным», где приводил список почти 200 отнятых у Православной Церкви храмов.

Вскоре было принято решение о создании специальной комиссии, которой был выработан проект постановления о «диссидентах». Затем произошло открытие в Слуцке конфедерации для рассмотрения жалоб православных, участником которой стал и Могилевский архиепископ Георгий.

После закрытия сейма начался трехлетний период «варшавской миссии» святителя Георгия (Конисского), которая также отнюдь не была легкой.

 

Церковь святителя Георгия

Церковь святителя Георгия (Конисского) в Могилеве

В 1772 г. состоялся первый раздел Речи Посполитой. В это время святитель Георгий пребывал в изгнании в Смоленске. После вхождения Восточной Беларуси в состав Российской империи был издан указ об устроении Могилевской и Псковской епархий на территории России. Южные провинции — Могилевская, Оршанская, Мстиславская и Рогачевская — составили Могилевскую епархию. Вернувшись из изгнания в свою епархию, святитель начинает главное дело своей жизни — «…исторгнуть… из волчьих зубов… насильно угнанных в рабство унии».

Усилиями преосвященного Георгия на присоединенных территориях была создана Минская архиепископия, управление которой поручалось ставленнику и воспитаннику могилевского владыки — Виктору (Садковскому).

7 июня 1776 г. архиепископ Георгий добился выхода в Речи Посполитой указа о крещении детей от смешанных браков, по которому сыновья принимали веру по отцу, дочери — по матери. В это время он также приложил усилия для возвращения Православной Церкви отнятых храмов. Незадолго перед вторым разделом Речи Посполитой был принят долгожданный указ о тех, кто был насильно вовлечен в унию.

Одновременно архиепископ Георгий радел о благосостоянии и устроении своей Могилевской епархии. В 1780 г. было построено новое здание для семинарии, которая вплоть до закрытия в 1917 г. оставалась одним из главных центров православного образования и культуры как в епархии, так и далеко за ее пределами. Он заботился о чистоте православного обряда, в соавторстве со Смоленским епископом Парфением составил книгу «О должностях пресвитеров приходских».

27 марта 1785 г. была учреждена Православная епархия в Речи Посполитой с местожительством епископа в г. Слуцке.

Владыка — один из инициаторов императорского рескрипта от 02.07.1780, дозволявшего назначать православных священников в освободившиеся униатские приходы. После опубликования этого указа за период с 1781 по 1783 г. в Беларуси, несмотря на противодействия католиков-владельцев, в лоно Русской Православной Церкви возвратилось 120 000 человек. Результатом деятельности архиепископа Белорусского по воссоединению униатов с Православием следует считать и указ Екатерины II от 19.10.1795, ликвидировавший все униатские епархии, кроме Полоцкой.

В 1793 г., осознавая, что его земная жизнь подходит к концу, святитель составил завещание, в котором выражалась забота о церковном богослужении, порядке в Церкви, о монашестве, о семинарии и делах епархии, о клире, пастве и благотворительности. Им был установлен порядок благотворения по субботам в городских церквях. Тогда же он сочинил надгробную надпись, которую распорядился выгравировать на медной доске и установить потом над его могилой. В десяти коротких строках эпитафии отразились самые яркие вехи бурной подвижнической жизни белорусского просветителя:

Колыбель — Нежин, Киев мой учитель;
Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками,
А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду
Архиепископом и членом стал Синоду.
Георгий имя из Конисских дому.
Коню бывал подобен почтовому.
Тут трупа моего зарыты кости.
В год семисотый пятый девяностый.

 

Спасо-Преображенский монастырь Могилева

Спасо-Преображенский монастырь г. Могилева, где был погребен святитель Георгий (снесен советскими властями в 1940-х гг.)

После предсмертной болезни святитель Георгий 13 февраля (26 февраля по н. ст.) 1795 г. почил от своих великих трудов и забот и предал душу Господу. Могилевский преосвященный был погребен в кафедральном городе, в построенном им Спасском соборе Преображенского монастыря. В надгробном слове памяти Георгия (Конисского) учитель Могилевской семинарии священник Андрей Пригоровский справедливо утверждал: «Если бы в сии смутные времена не управлял церковным кормилом премудрый Георгий, едва бы осталися в этой стране следы истинного Православия». В 1812 г. была открыта рака с телом святителя и засвидетельствована нетленность его мощей.

Современники высоко ценили личность и деятельность святителя: его «мудрости духовной» удивлялся богослов митрополит Платон (Левшин). А.С. Пушкин впоследствии писал: «Георгий есть один из самых достопамятных мужей минувшего столетия. Жизнь его принадлежит истории…»

 

Храм святителя Георгия Конисского

Храм святителя Георгия (Конисского) в Красной Слободе

В 1993 г. Св. Синод Белорусской Православной Церкви причислил архиепископа Георгия (Конисского) к лику Святых земли Белорусской. Торжество возглавил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. В честь святителя Георгия (Конисского) освящены несколько храмов — в Могилеве и Красной Слободе. Ведется поисковая работа по установлению места захоронения нетленных останков святителя. Выдающийся церковный деятель, прославленный проповедник, талантливый политик и дипломат, ученый-философ, педагог, писатель, мужественный борец за свободу совести, защитник Православия — Георгий снискал себе венец святости и немеркнущую славу в благодарной памяти потомков.

«Приидите, православнии людие, песньми ублажим Пресветлаго светильника Церкве Русския, непоколебима столпа веры православныя, тепла молитвенника и предстателя за землю нашу, крепка стоятеля противу врагов, строгаго обличителя разорителей веры православныя, добраго пастыря, душу свою за овцы своя полагавшаго и сего ради венцем славы от Господа венчанна. К немуже припадаем, верою и любовию зовуще: святителю Георгие, моли Христа Бога, да подаст душам нашим мир и велию милость».

(Икос)

Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru

Фотографии из интернета

При подготовке использовались материалы:

  1. Буглаков Михаил, свящ. Преосвященный Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. — Минск: Виноград, 2000.
  2. Коялович М.О. История воссоединения западнорусских униатов старых времен. 2-е изд. — Минск, 1999.
  3. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни [Текст]: книга в трех частях / составил и издал Архиепископ Афанасий Мартос. — Репр. — Минск: Белорусский экзархат Русской Православной Церкви, 1990.
  4. МОГИЛЕВСКИЙ АРХИПАСТЫРЬ СВЯТИТЕЛЬ ГЕОРГИЙ (КОНИССКИЙ) — Свято-Успенский женский монастырь (uspenie.by)

24.02.2023

Просмотров: 357
Рейтинг: 5
Голосов: 12
Оценка:
Комментировать