Святитель Григорий Богослов
«Зарею Трисиянныя светлости, от Единаго происходящею Божества,
осияемь, священнотаинниче Григорие, поющия тя верою спасай
и твоих догматов богословием световождствуй».
(Тропарь 9-й песни канона святителю Григорию Богослову)
«Знаю, что на непрочной ладье пускаюсь в дальнее плавание или на малых крыльях уношусь к звездному небу… тогда как и небесным умам не достает сил возблагоговеть пред Богом, сколько должно» — так смиренно звучат строки, родившиеся в сердце одного из величайших святых Православной Церкви — святителя Григория Назианзина, архиепископа Константинопольского.
За особый дар постижения тайн Пресвятой Троицы и стремление, как писал сам святитель, «открыть Божество или определить великого Бога» и дать ключ ко всему, Церковь именует святого Григория Богословом.
Церковь святого Григория в г. Гюзельюрт (Турция) в 28 километрах от Назианза, где родился святитель Григорий Богослов
Св. Григорий не раз описывал свою жизнь, и делал это с подлинным и лирическим драматизмом. Любитель безмолвия и созерцания, своей волею всегда стремившийся к уединению, чтобы в тиши предаваться богомыслию, — волей Божией он был призван к слову и делу, к пастырскому действию, — среди житейского мятежа, треволнения и смуты. В постоянном смирении своего хотения проходил он скорбный и славный жизненный путь.
Месторасположение Назианза — родного города свт. Григория Богослова на современной карте
Родился будущий святитель около 330 года в имении своего отца Арианз, близ Назианза, «малейшего между городами» юго-западной Каппадокии. По свидетельству самого святителя, он был вымолен у Бога матерью — благочестивой христианкой Нонной.
С благодарной любовью вспоминая свою родительницу, святитель Григорий писал: «Мать моя, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих сию златую цепь. В женском теле нося мужественное сердце, она для того только касалась земли... чтобы чрез здешнюю жизнь приготовиться к жизни небесной...» Она и для мужа была «наставницею в благочестии». Под влиянием супруги отец Григория стал пресвитером, а впоследствии и епископом в родном городе.
Венец жизни Нонны — это ее супруг, ставший епископом, ее сын Григорий — великий вселенский учитель, святитель и богослов, сын ее Кесарий — врач, достигший высот во врачебном искусстве, но почитавший высшим счастьем и благом своим быть православным христианином; дочь Горгония, повторившая во многих чертах жизнь своей благочестивой матери. Все члены этой семьи прославлены Церковью в лике святых.
Святая праведная Нонна, мать святителя Григория Богослова (память 18 августа по н. ст.)
Григорий несколько лет проходил курс наук в лучших школах Византии. Во время учебы в Афинах он сблизился с Василием Великим. Друзей объединяли любовь к наукам и стремление к богопознанию. По окончании обучения будущие светильники Церкви удалились в пустыню, где проводили время в молитве и богословских трудах.
Василий вскоре принял сан епископа. Григорий же по-прежнему стремился к уединенному жительству. Он мечтал лишь о том, чтобы «неоскверненному беседовать с Богом и чистому озаряться лучами Духа без всяких преград для Божественного света». Однако остаться в уединении подвижнику не удалось. Отец Григория, епископ Назианза, был уже в преклонных летах и нуждался в помощнике. По его настоятельной просьбе сын стал священником и взял на себя часть забот о пастве, хотя и тяготился общественным служением.
Между тем в стране распространялось арианство, и святитель Василий Великий стал одним из оплотов противостояния ереси. Желая иметь опору в своем образованном друге, он призвал Григория стать епископом, и тот принял хиротонию, по его словам, «уступая принуждению». Святитель Григорий помогал отцу в управлении Назианзской епархией и разделял все тяготы Василия Великого, но при этом скорбел о невозможности предаться безмолвию в монашеской келье: «Снова на мне помазание и Дух и снова хожу, плача и сетуя».
Фреска в абсиде монастыря Гюмюшлер, расположенного недалеко от родных мест свт. Григория Богослова. Слева направо: св. вмч. Георгий, свт. Власий Севастийский, свт. Амфилохий (двоюродный брат свт. Григория Богослова), свт. Григорий Богослов, свт. Василий Великий
После смерти отца святитель Григорий временно управлял осиротевшей Церковью «как человек сторонний». И, наконец, получив возможность отойти от дел, «пошел беглецом» в Селевкию Исаврийскую, ко храму первомученицы Феклы. Здесь предавался он богомыслию и созерцанию. Но снова ненадолго. В Селевкии его застигла скорбная весть о кончине друга — святителя Василия Великого. Затем его покой был нарушен приглашением в Константинополь: император Феодосий призвал образованного епископа в столицу, чтобы одолеть засилье еретиков-ариан.
Григорий Богослов проповедует. Византийская миниатюра, XII в.
Снова «не по доброй воле, но насильственно увлеченный другими» явился святитель Григорий в Константинополь — защитником Слова. Было трудное время. «Церковь без пастырей, доброе гибнет, злое наружу, — надобно плыть ночью, нигде не светят путеводные огни, Христос спит...» И святитель Григорий, по его собственному выражению, нашел в Константинополе «не паству, но малые следы или останки паствы, без порядка, без надзора, без точных пределов...»
Григорий начал проповедовать в частном доме (впоследствии был обращен в храм под именем Анастасии в знак «воскресения православия...»). Здесь были сказаны знаменитые беседы «о богословии». Святитель Григорий, с его скромной внешностью, не понравился столичной знати, избалованной пышностью церковного быта. Но вскоре он покорил всех силой своего красноречия, рожденного от союза веры и образования. Народ стал стекаться в Анастасию — церквушку на окраине города, предпочитая служение епископа Григория еретическим собраниям. Тысячи людей возвращались в лоно Православной Церкви.
После победы над готами 24 ноября 380 г. император с армией торжественно прибыл в Константинополь и изгнал ариан из столицы вместе с поддерживавшим их епископом Демофилом. Константинопольскую кафедру возглавил святитель Григорий. Интронизация состоялась 27 ноября при участии императора Феодосия и армии. Ариане подослали к Григорию убийцу, но тот явился с повинной, припав к ногам святителя со слезами. Узнав о готовившемся покушении, святитель был тронут покаянием наемника и простил его.
Святитель Григорий Богослов и 150 епископов. Византийская миниатюра, ХII в.
В 381 году император Феодосий созвал II Вселенский Собор. В столицу прибыло 150 православных епископов, среди них Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский. Председательствовал на соборе Мелетий Антиохийский, а после его кончины председателем стал святитель Григорий Богослов.
Первоочередным вопросом Собора стало рассмотрение дела о назначении Константинопольского патриарха. Так как император, большая часть духовенства и народ поддерживали Григория Богослова, он был избран патриархом. На Соборе возникло много споров, часть епископов выступила с протестом против святителя Григория. Тогда он, не желая быть причиной распри и нарушения мира церковного, обратился к членам Собора с речью:
Мужи, которых собрал Бог
Для совещания о делах богоугодных,
Вопрос обо мне считайте второстепенным.
Он незначителен и не заслуживает внимания такого Собора.
<…>
Вы же к более важному устремите свои мысли.
Соединитесь, скрепите единство, в конце концов.
<…>
Подайте друг другу руку общения.
А я становлюсь пророком Ионой:
Отдаю себя для спасения корабля,
Хотя и не виновен в происходящей буре.
Возьмите и бросьте меня по жребию.
Гостеприимный кит из морских глубин примет меня…
Прощайте и вспоминайте о моих трудах!
Григорий Богослов покидает Константинополь. Миниатюра из рукописи XI в.
Святитель подал в отставку и вернулся на родину. Заботясь о порабощенной еретиками назианзской пастве, он назначил епископом благочестивого Евлалия и удалился в любезное своему сердцу уединение в Арианз.
Не оставляя пустыни, святитель с ревностью к истине Христовой утверждал Православие своими письмами и стихами. В долгожданном уединении в сердце 57-летнего святителя рождались «Песнопения таинственные», элегии, двустишья. Поэзия служила святителю великим утешением в многочисленных скорбях и страданиях его жизни. Он писал:
Как престарелый лебедь,
Я пою в своих стихотворениях о себе самом
И нахожу в них утешение…
Книга XIV в. Сочинения Григория Богослова
Самая большая часть стихотворений святителя Григория — это религиозные созерцания, поднимающие читателя до высоты, на которой утвердился сам великий Богослов. Некоторые его элегии — просто тихие и короткие молитвы, а некоторые — пламенные стихи и духовные гимны:
Воспеваю Тебя, живая Троица,
Единая и единственно единоначальная,
Естество неизменяемое, безначальное,
Естество неизглаголанной сущности,
Ум непостижимый в мудрости,
Небесная Держава,
Непогрешимая, неподначальная,
Беспредельная, Сияние неудобозримое,
Но всё обозревающее от земли до бездны
Ни в чем не знающее для Себя глубины!
Часть главы св. Григория Богослова. Афон. Ватопед
В восточно-христианской богословской традиции святитель Григорий Богослов занимает неоспоримое центральное место. Его литературный талант высоко ценился во все века. Например, страницы древнейшего из существующих списков стихов Григория Богослова из фондов Парижской королевской библиотеки покрыты слоем золота. Так издатели того времени старались драгоценные, поистине золотые стихи оправить в соответствующую форму.
Нам в наследство оставлено 45 сочинений святителя Григория Богослова, называемых «Слова», около 245 писем, написанных разным адресатам, стихотворения на богословские темы и автобиографические. В своих письмах святитель предстает как человек огромной любви, чуткий, полный смиренномудрия, духовного рассуждения.
Десница святителя Григория Богослова. Церковь Св. Николая в Копани. Янина, Эпир, Греция
В 389 году, 7 февраля, великий мыслитель и богослов мирно преставился. Святитель Григорий Богослов был погребен в Арианзе, а в 950 году святые мощи перенесли в Константинополь, в церковь Двенадцати апостолов.
«Многогласный орган, гусль мусикйскую настроенную, свирѣль же и цевницу сладкодышащую, иерархов превысочайшаго, великаго учителя Церкве Христовы, да похвалим, поюще: радуйся, благодати Божественныя глубино, радуйся, высото небесных разумений, отче отцев Григорие».
(Стихира на «Господи, воззвах», гл. 4)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
При подготовке использовались материалы:
- Слово из вечности: пути спасения человека в современном мире / Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Симферополь: Издательство Шпатакова «Родное слово», 2013.
- Святитель Григорий Богослов / Храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине (brooklyn-church.org)
- Восточные отцы IV века / прот. Георгий Флоровский. — Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006.
- diomedes2 — LiveJournal
- Святитель Григорий Богослов. Песнопения Таинственные. — М.: Издательство «Правило веры», 2000.
07.02.2023