«Освяти светом благодати Твоея», или Что такое сретенская свеча?
Сретение. Тихое утро в храме перед началом Божественной литургии. Люди держат в руках зажженные свечи, а священник совершает чин освящения. После богослужения люди унесут эти свечи домой, чтобы зажигать, как принято считать, в трудные моменты года.
Что же такое сретенские свечи? Спасают ли они от непогоды и трудностей? И вообще, кому нужна свеча — Богу или нам? Помочь найти ответы на эти вопросы мы попросили руководителя свечной мастерской нашего монастыря Руслана Филиппёнка.
— Руслан, расскажите, как появилась традиция освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня?
— Праздник Сретения христиане отмечают с первых веков, но только с VI века он приобрел особую торжественность. В XI веке в храмах появляется обряд освящения свечей, они зажигаются на богослужении, а затем люди идут с ними по городу.
В 1646 году митрополит Киевский Петр (Могила) составил и издал требник, где подробно описал чин освящения свечей. В то время эта традиция была популярна у западных христиан. С помощью шествия с зажженными свечами Западная Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня. Ведь в эти дни язычники-славяне праздновали Громницы. Это отголосок мифов о боге-громовнике и его супруге — в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара.
В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое. Некоторые из этих обычаев, на мой взгляд, совсем нехристианские.
Человеку трудно расставаться с тем, к чему он привык, но в христианстве этот праздник наполнился новым смыслом.
— Да, Сретение еще не наступило, а контекстная реклама в соцсетях уже призывает православных пользователей купить «мощный оберег», который «должен быть в каждом доме». Что же такое сретенские свечи?
— Свеча становится сретенской тогда, когда священник совершает чин ее освящения. Мы всегда освящаем продукцию нашей мастерской, но «сретенский» чин освящения особенный и совершатся только раз в год.
Для освящения человек может выбрать в лавке любую свечу, но обычно выбирают более толстую, чтобы она дольше горела. Как правило, производители свечей к будущим сретенским свечам относятся с большим трепетом и вниманием. Для нас их изготовление — это особенный период, связанный с наибольшей ответственностью.
Сретение — это прекрасный праздник, и, конечно, человеку хочется принести частичку чего-то освященного к себе домой. И к этой маленькой святыне должно быть соответствующее отношение — не магическое, а благоговейное.
Сретенская свеча — это не оберег, не амулет. Я бы хотел, чтобы люди не наделяли эту свечу сверхъестественными свойствами. Не стоит думать, что ты зажжешь ее, и у тебя всё сразу будет хорошо. Мы не должны забывать, что свеча — это прежде всего наш помощник в молитве к Богу.
Было бы хорошо, чтобы каждый человек понимал чин освящения свечей и вдумывался в его смысл. Например, там есть такие красивые слова: «Излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…», которые в русском переводе звучат так: «Излей благословение Свое на эти свечи. И изволь же, Милостивый, чтобы как эта свеча видимым огнем прогоняет ночную тьму, так и невидимым огнем пусть просвещаются наши сердца, чтобы мы избежали слепоту своих грехов».
Было бы здорово, чтобы человек, когда зажжет эту свечу у себя дома, возвратился мыслями к этим словам из чина или другим, которые его тронули, и заново их пережил.
Ведь свеча — это камертон, который помогает взять необходимую "ноту", настраивает на то звучание души, которое жило в нас однажды.
— То есть физические предметы — свеча, например, — для нас как якорь, который помогает вернуться к определенным душевным переживаниям?
— Да. Можно и так сказать. К примеру, после венчания принято хранить венчальные свечи на семейном иконостасе и зажигать их в сложные моменты семейной жизни. Зажженная венчальная свеча на 95 процентов мысленно вернет супругов ко дню венчания, к началу их семейной жизни, как мы говорим, к «конфетно-букетному» его периоду. Вспоминается всё хорошее, что было между ними, становится теплее, и они уже чуть по-другому смотрят друг на друга.
Этот эффект можно спроецировать и на сретенскую свечу.
— Венчание — это встреча двух людей. В праздник Сретения мы тоже вспоминаем встречу — человека с Богом. Получается, что сретенская свеча может стать камертоном, который напомнит человеку об этой встрече?
— Да, верно. Для любого человека, которого касалась благодать, это был особенный период. В трудные духовные моменты с помощью зажженной сретенской свечи мы можем мысленно вернуться к нашей встрече с Богом, тому периоду, когда была призывающая благодать, когда наша жизнь изменилась, в ней появились смысл, краски. И снова наполниться ощущением Божьей близости.
— Праздник Сретения — это встреча святого Симеона с Богом, ветхого мира с новым, евангельским. На богослужении мы слышим слова Симеона, что Христос — «свет к просвещению язычников» (Лк. 2: 29–32). Свеча как источник света в этом смысле особенно символична. Несмотря на то, что мы пережили свое Сретение, часто внутри нас остаются языческие представления о мире. Вы, как человек, который трудится в мастерской по изготовлению свечей, замечаете, что среди людей зачастую к свечам именно магическое отношение?
— Внешне — возможно, внутренний мир человека известен только Богу.
Наверное, мы все остаемся язычниками в какой-то степени. Я сужу по своему кругу, семье, по тем вопросам, которые задают люди, когда видят меня в облачении пономаря. Один из самых частых вопросов — куда поставить свечу «за здравие» и «за упокой». Люди думают, что если они не там поставят свечу, то с человеком может случиться что-то плохое. Да, традиционно сложилось так, что свечи «за упокой» ставят на каноннике, который стоит в месте, где служится панихида. По моему мнению, за здравие и за упокой можно молиться перед любой иконой в храме. Думаю, что молитва будет услышана Богом независимо от того, где человек поставил свечу.
— Христос дает нам свободу от всех предрассудков, страхов, примет. Почему получается так, что, даже пережив встречу с живым Богом, мы остаемся в рабстве языческих и магических представлений о мире?
— Люди часто не находятся в поиске, не задают себе и Богу правильных вопросов. Многие верят тому, что услышали от соседа. Открыть книгу святителя Феофана Затворника сложнее, чем послушать бабушку в церкви, которая объяснит простым языком, где ставить свечку, а где нет. А мы часто не подвергаем критике то, что слышим. Нам один раз сказали вот так поступать, вот тут стоять, такую свечку покупать, а чтобы сверить эти слова со святоотеческим учением, с тем, что написано в Священном Писании, нужно потрудиться.
— А может быть такое, что человек, не осознавая до конца глубину веры, поставит свечу в храме, скажем, потому что ему так кто-то сказал, и в этот момент переживет свою живую встречу с Богом?
— Я думаю, у многих первый раз так и происходит. Свеча может помочь человеку переступить порог храма.
У меня есть близкий друг, который часто помогает людям. Например, он подбирает и подвозит людей, которые идут ночью под дождем. Люди пытались его как-то отблагодарить, а он отказывал. В какой-то момент пришла мысль просить людей, чтобы они зашли в храм и поставили свечку. Ведь даже невоцерковленный человек может переступить порог храма по чьей-то просьбе, а выйти из него совсем с другими чувствами и мыслями.
Свечка может стать помощником для воцерковления людей. Сегодня человек ее просто поставил на подсвечник и ушел, завтра — поставит и помолится перед иконой, а послезавтра сделает поклон.
В нашем производстве есть такой фокус — у нашей свечи длинный фитиль. Обычно фитиль промочен воском, чтобы свеча лучше занималась огнем. Но мы целенаправленно этого не делаем. Наша свеча занимается не от фитиля, а от того, что начинает плавиться воск. Чтобы увидеть, как свеча горит, человеку нужно задержаться возле подсвечника. Кто-то просто будет смотреть на пламя, а кто-то может войти в молитвенное состояние. Это наш маленький секрет.
Но мы сейчас говорим о людях, которые уже в храме, и об их отношении к свечам, в особенности к сретенским. Они уже не могут себе позволить оставаться в церкви на неосознанном уровне.
— Вы говорили в интервью, что каждый человек, придя в храм, должен принести свечу. Но если мы уходим от магического мышления, получается, что человек может молиться Богу и без свечи?
— Абсолютно верно. Если человек молится, Бог его слышит. Но я говорил о том, что каждый должен приходить в храм со свечой вот почему. Во-первых, купленная свеча — это жертва храму, приходу, ведь нашим священникам государство не платит зарплату, как, к примеру, в некоторых европейских странах, а им надо жить и кормить семью. Мы даже не представляем, сколько нам отдает священник во время богослужения и что ему приходится проживать на исповеди. Свеча — это не просто минимум, а меньше минимума, с которым каждый должен прийти, чтобы помочь этому приходу в материальном плане. А еще, если разобраться, подать кому-то милостыню или жертву так, чтобы не впасть в тщеславие, гордыню или другие грехи, могут не многие. Это настоящее искусство. По себе вижу, как непросто им овладеть. Купить в храме свечу нам гораздо проще.
Во-вторых, священник в храме молится за всех жертвователей. Покупая свечу, мы сразу причисляем себя к этому перечню людей. То есть за этим товарообменом кроется что-то более глубокое.
В-третьих, когда на подсвечниках горят свечи, это красиво.
Для Бога не важно, какую мы купили свечу, толстую или тонкую. Богу нужны наши любящие сердца. А свечи нужны нам, чтобы выразить в нашем материальном мире свою любовь.
— Как Вы думаете, почему огонь нас, и церковных, и нецерковных людей, так притягивает, успокаивает, дает чувство безопасности?
— Говорят же, что на три вещи можно смотреть бесконечно долго: как течет вода, как горит огонь и как работает другой человек (улыбается). Хотя бесконечно долго можно смотреть на многие вещи: как по небу плывут облака или как падает снег. У меня нет ответа на этот вопрос. Огонь — это красиво, это одна из стихий. Божий дар, данный нам…
Я только не придаю ему магических свойств. Стараюсь использовать как надежного помощника для концентрации моего внимания в молитве. И, зажигая в течение года сретенскую свечу, повторять слова из чина освящения «освети меня светом благодати Твоей».
Беседовала Ольга Демидюк
Фотографии Максима Черноголова
14.02.2023