А на самом ли деле мы взрослые?
Почему взрослые люди часто оказываются психологически и духовно незрелыми? В чем причина? В какой момент происходит «сбой»? А главное — что с этим делать? Разобраться в этой актуальной проблеме нашего времени на простых примерах помогут клирик храма Рождества Христова в д. Большое Стиклево Минского района протоиерей Сергий Мовсесян и психолог Екатерина Жогаль.
Неповзрослевшие взрослые
Екатерина: Кто такой взрослый человек? Ответственный, рассудительный, самостоятельный, зарабатывающий деньги и т.д. Думаю, все мы назовем примерно одни и те же характеристики. Почему тогда, при всем понимании, кто такой взрослый человек, вокруг всё чаще говорят о феномене незрелости, инфантильности? На самом деле это серьезная социально-психологическая и духовная проблема современного общества. И проявляет она себя по-разному.
Отец Сергий: Какое отношение эта проблема имеет ко всем нам? Феномен незрелости нередко встречается и среди православных верующих, потому что в системе православного мироощущения очень легко найти себе оправдание: что-то не получается — это потому, что «я человек грешный»; жена бросила, ей деньги, оказывается, нужны — значит, «так Бог благословил…» Такие установки ведут в психологическую западню, душевную атмосферу саможаления, и человек оставляет попытки что-то изменить.
Именно поэтому так важно взглянуть на себя со стороны, понять, как проявляется феномен незрелости, проанализировать свое поведение и, если нужно, начать меняться.
Екатерина: Почему сегодня об этом важно говорить? Потому что именно в семье, а значит, и в детско-семейных отношениях ярко отражаются тенденции общества. Семья — это часть социума. То, что в семьях появляются незрелые взрослые, говорит о том, что в целом в обществе пересматриваются понятия и критерии взросления. У специалистов даже появился свой термин — «кидалт».
Кидалт — человек, сохраняющий во взрослой жизни свои детские и юношеские увлечения, обычно не свойственные взрослым людям (мультфильмы, комиксы, игрушки и др.). Многим кидалтам также присуща инфантильность, то есть детскость в поведении — несерьезность, наивность, капризность, нежелание принимать на себя ответственность. В XXI веке это явление значительно распространилось, и стало возможно говорить о возникновении кидалт-культуры.
Еще одна категория неповзрослевших — «бумеранги» — те, кто в возрасте 25–30 лет время от времени возвращаются в родительскую семью.
Отец Сергий: Знаю таких людей: обиделся на жену, и всё: «Я с тобой не дружу, а к маме ухожу». Или: «Не буду тебе щи варить, свободен» — и к маме побежала...
Екатерина: Куда мы движемся? Инфантилизация общества, размывание границ взрослости — сегодня эти проблемы занимают умы как психологов, так и духовенства. Ведь кидалты приходят в храм с теми же установками безответственности, беззаботности, легкости, привычкой получать удовольствие от жизни. Такому человеку все должны — и батюшка, и Бог...
Такие люди живут по принципу Питера Пэна. Книжка Джеймса Барри так и начинается: «Все дети рано или поздно вырастают, кроме одного-единственного на свете ребенка». Веселый, активный, творческий, неординарный — с таким человеком легко проводить время, но жить крайне сложно. Синдром неповзрослевшего ребенка.
Отец Сергий: Такие Питеры Пэны интересны со стороны, они легко могут увлечь, запустить искры, а дальше — посуду-то кто будет мыть?
Екатерина: Именно поэтому Венди — девочка, которую Питер Пэн пригласил в свой мир, — попробовав такую жизнь, все-таки решила вернуться домой. Пусть к занудным, в чем-то ограничивающим родителям, но рядом с которыми она имеет возможность взрослеть.
«Будьте как дети» — не призыв к инфантильности
Отец Сергий: Теперь давайте разберемся, что стоит за словами Христа будьте как дети (ср.: Мф. 18: 3), которые некоторые православные трактуют не совсем верно. Неужели Господь призывает нас быть наивными, безответственными, легкомысленными? Очевидно, что нет. Тогда какие черты детей должны быть присущи христианину, чтобы он мог войти в Царствие Божие?
Во-первых, это прощение — дети прощают быстро и просто, радуясь, что в семье снова наступил мир. Во-вторых, это и абсолютное доверие, и послушание, и простота, и честность, и умение любить.
Екатерина: Детская душа не имеет лукавства, ей присущи внутренняя цельность, честность. Эмоции детей всегда искренние и настоящие.
Отец Сергий: То есть Господь призывает нас учиться у детей непосредственности и простоте в общении с Богом — это те черты, которые мы, взрослые, часто теряем. В словах Христа мы также слышим призыв быть цельными, послушными, доверчивыми, активными, любящими.
Почему взрослые не взрослеют?
Отец Сергий: А теперь давайте попробуем понять, почему наши взрослые задерживаются и не взрослеют. Почему так происходит?
Екатерина: Психологи здесь достаточно единодушны. Прежде всего, на это влияют детско-родительские отношения. Главным препятствием к взрослению становится гиперопека — чрезмерная забота родителей о детях. Ребенок не получает опыта возрастания в ответственности.
Например, вы поручаете ребенку следить за мусорным ведром. Решаете формировать ответственность, быть последовательным в своих действиях. Ребенок чувствует себя важным и значимым, ведь ему поручили такое серьезное дело. Вскоре активность у ребенка угасает, и вот однажды папа видит полное ведро и выбрасывает его сам. И когда его действие становится не разовой акцией любви и внимания, ребенок воспринимает это как установку «мои действия не важны, я могу ничего не делать и ни за что не отвечать».
Отец Сергий: Лень, самооправдание, безынициативность — эти черты у ребенка формируют именно его родители, причем искренне любящие.
Екатерина: Взрослеющий ребенок требует перестройки прежде всего нас как родителей — ждать, договариваться, объяснять, систематизировать, делегировать всё новые и новые полномочия. Но иметь рядом маленького, зависимого, послушного ребенка бывает очень удобно. Гиперопека закрепляет установку «будь маленьким». И вот тебе уже 35 лет, а мама всё еще стирает, гладит, кормит. Ей не нужен рядом взрослый человек, потому что она не знает, как себя с ним вести.
Отец Сергий: К сожалению, такая модель поведения часто встречается у матерей-одиночек. Выстроить отношения с супругом не получилось, но рядом есть кто-то бесконечно близкий, родной, кому можно отдать всю свою душу, любовь и заботу.
На фоне ребенка такая мама чувствует себя нужной. И это большой "допинг". Но если вдруг ребенок скажет "нет", она впадает в истерику: "Ты меня не любишь?" Большая беда, когда мама пытается компенсировать свою недолюбленность за счет маленького человека.
Екатерина: Мешают взрослеть также травмы, связанные с переживанием утраты, — смерть, развод. В этом случае невзрослость становится психологической защитой, помогает эмоционально закрыться от реальности.
Отец Сергий: Такой человек боится выйти из своего мира, потому что в мире взрослых отношений возможна боль.
Духовная незрелость и взросление во Христе
Екатерина: А почему может возникать духовная незрелость?
Отец Сергий: Для начала давайте вспомним, что говорится о взрослении в Евангелии. Апостол Павел в своем послании пишет: …доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13). Он же говорит и следующее: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4: 16). Что это всё значит? Сам Господь отвечает нам и показывает путь духовного взросления и возрастания: …будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48).
В сердцевине православной веры лежит действие. Чтобы стать христианином, нужно совершить осознанный поступок — креститься.
В Евангелии от Иоанна читаем: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1: 12, 13). Стать христианином, родиться от Бога означает задать себе вопросы: «А кто такой Бог для меня?»; «Как мне с Ним разговаривать?»; «Что я должен делать, чтобы быть с Богом?» и т.д. Родиться от Бога означает трудиться в собирании себя перед Его лицом. Собирать себя в памяти о Нем.
Сталкиваясь с проблемами, инфантильный человек будет скатываться в свой уютный мирок — впечатлений, удовольствий, развлечений. И если потом такое «дите» становится на молитву — ему трудно, потому что ум рассеивается, спешит к своим впечатлениям и фантазиям, самооправданию и саможалению.
Екатерина: В конце концов, ему хочется более острых впечатлений, поэтому проще залезть в телефон, в игру...
Отец Сергий: …и «расчесывать» свои мозги. Так вот духовная зрелость проявляется, если в такие моменты человек останавливает себя: «Погоди, я желаю быть Божиим или не желаю?»; «Когда я стою на молитве перед Богом, понимаю ли я, о чем Его прошу?» Такие маленькие вопросы побуждают не скатываться в пассивное удовольствие, а вопрошать и понимать Бога.
Богослужебные тексты, молитвословы написаны людьми, которые радовались о Христе. Поэтому, когда мы соприкасаемся с этими текстами, наша эмоциональная сфера тут же реагирует: мы радуемся тому, что делаем правду, что примеряемся к молитве, что честны перед Богом и послушны Ему. Ложно провести время перед Богом не получится, это будет скучно.
А если на богослужении нам неинтересно, если мы пропускаем молитвы, если плавает ум и нет внимания — всё это маленькие сигналы, что для тебя Бог, если честно, не стал пока Отцом. Что ты пребываешь в уютных психологических оазисах, из которых пока не готов выбраться.
Екатерина: Возникает закономерный вопрос: что делать? Распознав в себе духовную незрелость, мы имеем несколько путей. Можно по-детски махнуть рукой и решить, что реализовываться будешь в другой реальности.
Отец Сергий: Да, и даже дальше так и приходить в храм и по-прежнему топтаться на месте.
Но на самом деле уже сам по себе вопрос «Как мне повзрослеть?» означает, что человек хочет измениться, начать действовать, а следовательно, понимает, что ответственность лежит на нем самом. Готовность менять себя — это и есть первый шаг к тому, что в Православии называется покаянием.
Вершиной перемен является молитва, но она же и начало. Мы молимся Богу, Которого называем Отцом, и в таких отношениях не получится быть «паразитом». Господь, Сам будучи Светом и Чистотой, и от тебя ждет честности. Первый шаг к изменениям, прежде всего, осознание того, что мы Богу приносим гораздо больше своих фантазий, а не собственного «Я».
Екатерина: Если быть взрослым означает определенную степень зрелости, то нужно хорошо понимать, что это всегда процесс. И процесс длительный. Как говорит на проповедях отец Сергий, Господь знает каждого из нас не только по имени, Он знает нас изнутри. То есть у каждого из нас свой путь духовного взросления.
Отец Сергий: Да, святость и спасение не достигаются одномоментно. Господь ждет от нас молитвенного обращения к Нему.
Екатерина: И здесь наша вера как раз и позволяет быть свободными, творческими, ответственными в общении с Богом. «Я доверяю Тебе, Господи. То, что со мной происходит, мой путь взросления, — это всё в Твоих руках. Я верю, что Ты рядом и Ты меня не оставляешь».
Отец Сергий: Это большое утешение. Но совсем не повод перекладывать ответственность на Бога. Просто не упускайте возможность проявить то самое детское доверие, о котором мы говорили. Доверяйте Господу и печаль, и радость, и ваше взросление. И Бог, видя труды, потихоньку будет предлагать ситуации, в которых мы можем проявить духовную зрелость, возрастая во Христе. Именно поэтому духовное взросление — это долгий, но интересный процесс, который является со-творчеством Бога и человека.
Подготовила Мария Котова
Фотографии Максима Черноголова и из интернета
31.01.2023