«Нам очень важно сегодня быть в храме»
Дивный святитель Спиридон Тримифунтский… Один из величайших святых нашей Православной Церкви. Испытанный святой, к которому очень многие обращаются за помощью. Его мощи лежат в раке, а тапочки регулярно приходится менять — они изнашиваются, потому что он ходит и помогает людям. Вот чудо, понимаете? Ну, скажи человеку неверующему, что это чудо. Он ответит: «Это подлог…» Вот так делятся люди! На малое стадо — Господь говорит: Не бойся, малое стадо! (Лк. 12: 32) — и на этот мир, отвергший Бога, мир, которому Бог просто не нужен. И сегодняшнее воскресное Евангелие — об этом (см.: Лк. 14: 16–24).
Господь пришел в мир спасти грешника — и иудея, и эллина. Каждого человека — и меня, и вас. И вот Он зовет нас на свою Вечерю Любви. Но мы такие занятые, деловые люди. И у нас не хватает времени. У нас столько дел! Мы устали за неделю. А нужно прийти в храм, долго стоять. Тебя будут теснить. Еще придумали, что в храме можно чем-то заболеть… Сейчас уже, слава Богу, об этом говорят меньше. А на самом деле где же найти воздух чище, чем в храме? Ни на каком Эльбрусе или Памире, ни в каких Гималаях нет такого чистого воздуха, как в храме! Тут всё «дезинфицировано». Но люди придумывают. А почему они придумывают? Чтобы найти себе оправдание: «Объясните, а чего нам ходить в храм? К кому? К этим попам? Вы что? Да посмотрите на них! Что они из себя представляют? Всё здесь не так». Да здесь-то как раз «всё так»! А вот в людях «всё не так».
Мы пришли на Вечерю. Как важно среди современного безумия и агонии, что мы приходим, что есть верные, ради которых Господь сохраняет этот временный мир! Это вы. Это не какие-то знаменитые, выдающиеся подвижники. Это вы — мы с вами, ради нас Господь сохраняет еще этот мир. Мир уже потерял всё, что можно было потерять. Но в нем еще есть Святая Церковь — и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). И есть каждый из нас, кто тянется к Богу. И я вам даже больше скажу: ради нашей сегодняшней литургии сохраняется этот мир. Мы здесь не просто постоять: «Я исповедуюсь, причащусь, может быть, мне полегчает…» Это мелко! Причем тут «полегчает»? Сейчас уже другое время, и зло приобретает уже такой масштаб… Да вы это всё знаете лучше меня. И самое главное: люди сегодня заблокированы, говоря современным языком. То есть до них очень трудно достучаться. И тот, кто дерзает и приходит в храм, вокруг него сколько людей должно спастись? И это не какие-то юридические вещи — это любовь.
Каждому нужна любовь. Мы все хотим, чтобы нас любили. Но любовь — это дар Божий. Это не что-то «мое собственное». Мы никого не любим. Мы просто эгоисты. Мы хотим, чтобы нам было хорошо. А любовь не ищет своего (1 Кор. 13: 5). Как эгоист может кого-то полюбить и отдать ему свою жизнь? Да никак. Это фантастика. Это нереально.
А дети смотрят на своих родителей и в точности копируют их. Бабушка — нет семьи, разведена. Мама — разведена. И дочка уже всё — развод. Потому что не тот молодой человек попался. И это еще полбеды. Когда женщина хочет жить для себя, ищет какое-то «место в обществе», отказываясь от материнства, что это как не безумие? И это тоже еще не самое страшное. Человек уже Богу бросает вызов: «Хочу быть мальчиком, а не девочкой!» И мир аплодирует: «Вот это свобода!» И уже западная Церковь венчает однополые браки, которые просто безумие и безобразие. Представляете, в чем мы живем? Мы уже к этому привыкли… Вроде так и надо. Все дурачатся, все гримасничают и паясничают, и мы говорим: «Это хорошо. Это искусство. Это что-то такое хорошее, просвещенное». Да ерунда это всё! Это безумие! Слава Богу, сейчас есть отрезвление. Вот почему, конечно, нам очень важно сегодня быть в храме.
На Новый год после благодарственного молебна за прожитый год мы совершаем ночную Божественную литургию. Чтобы первая трапеза у нас была Господня. Это очень важно для нашей жизни. Для наступающего года. Для всех — не только для нас, но и для наших близких. Если в семье хоть кто-то молится и причащается, то освящается вся семья. Поверьте в это. И освящаются не только живые, но и умершие. Потому что человек, пришедший в храм, молится и о здравии, и об упокоении. Это связь с нашими близкими, которую мы восстанавливаем через Бога. И это необходимо для каждого из нас. А остальное всё приложится. Ищите Царствия Небесного!
Всё у нас хорошо. Все мы хорошие, прекрасные люди. Но иногда мы об этом забываем. Тогда мы начинаем ругаться друг с другом, обижаться. Начинаем что-то выдумывать. Одна искра попадает, и всё — вместо любви уже нелюбовь, вместо веры недоверие и сомнение. Гасите эти искры. Все эти искры от лукавого. Нам нужен мир. Внутренний мир. И когда мы находимся в мирном состоянии, когда душа чувствует присутствие Божие, тогда, по слову преподобного Серафима Саровского, вокруг нас могут спастись тысячи людей.
Проповедь после Божественной литургии 25.12.2022 г.
03.01.2023