Василий Великий. Небоявленный святитель
«Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,// небоявленне Василие преподобне».
(Кондак святителю Василию Великому, глас 4)
Служение отцов Церкви людям состоит в том, что они объясняют Слово Божие в подлинном его виде. Учители живой истины Христовой сами — пример жизни, одушевленной истиной. И отличительная черта отцов Церкви — любовь к истине: «Ни гонения, ни мучения, ни угрозы императоров, ни жестокость правителей и никакое другое бедствие и насилие со стороны еретиков не могут отклонить нас от православной веры, определенной на Никейском Соборе, коему следовать советуем вам и всем верующим» — так писали отцы I Вселенского Собора западным епископам.
Одним из таких богопросвещенных умов и благодатно чистых душ является святитель Василий Великий.
Расположение провинции Каппадокия на современной карте
IV век, в который Господь судил жить и действовать великому святому, — это благодатное время, когда христианство получило статус дозволенной, а позднее официальной религии Римской империи, прекратились гонения на Церковь и наступил золотой век христианской письменности. В этот период начинает формулироваться христианское богословие, был провозглашен и затем окончательно принят Символ веры, наряду со святителем Василием Каппадокийским просияли такие светильники веры, как святитель Афанасий Александрийский, святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, святитель Амфилохий Иконийский, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Ефрем Сирин. Но, несмотря на внешне благоприятные условия, продолжались внутренние угрозы. Так, в начале IV века появляется ересь Ария, затем возник ряд других, с которыми святители вели непримиримую борьбу в своих писаниях и на соборах.
Мозаичный образ святителя Василия Великого (XI в.) в греческом монастыре преподобного Луки Элладского
Святитель Василий Великий — архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Богато одаренный от природы, христиански воспитанный и прекрасно образованный, сильный характером и обаятельный в частных сношениях, наделенный выдающимся тактом и чувством меры, где нужно властный, «умевший благодарить улыбкой и порицать одним взглядом», св. Василий обладал счастливым талантом организатора, особенно ценным в смутную эпоху арианских брожений, когда борющиеся партии, «точно воины в ночном сражении, перестали отличать врагов от друзей». Церковная деятельность, литературные труды и догматическое учение св. Василия оставили глубокий след в истории Церкви, не изгладившийся и до настоящего времени.
Отрасль благородного, богатого и, главное, благочестивого рода, твердого в вере и среди гонений, Василий воспитывался своей благочестивой бабкой Макриной, а начала риторики постигал от отца — адвоката и учителя риторики в Неокесарии. Среднее образование он получил у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования св. Василий отправился в Афины — центр классического образования.
В Афинах у Василия Великого завязалась тесная дружба с Григорием Богословом. Еще в Афинах друзья дали друг другу слово сообща вести жизнь христианских подвижников.
В 355 году Василий Великий крестился и через два года предпринял путешествие на христианский Ближний Восток, к великим православным подвижникам. Знаменитые аскеты поразили его настолько, что по возвращении домой в Каппадокию он решил им подражать. Раздав большую часть своего имущества бедным, святой Василий привлек группу ищущих жития иноческого в живописную местность на берегу реки Ирисы и стал звать сюда своего друга Григория Богослова. В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. В 370 году святой Василий был возведен на Кесарийскую епископскую кафедру. Ему были подчинены 50 епископов 11 провинций. Деятельность святителя Василия в сане епископа была в высшей степени плодотворна не только для Кесарии, но и для всей Церкви.
Кесария Каппадокийская — место служения святителя Василия Великого
Богослужение
Святитель Василий сделал важные преобразования в церковном богослужении, которое отличалось у него строгим порядком и дисциплиной. Он ввел всенощные бдения с антифонным пением псалмов. Он составил чин литургии, сократив более древний чин, и обогатил его своими молитвами. В литургии Василия Великого, которая служится 10 раз в году, святому принадлежат: 1) молитвы проскомидии; 2) анафоры; 3) молитва перед причащением (перед «Отче наш»); 4) последующая за ней главопреклонная молитва; 5) молитва возношения Даров («Вонми, Господи»). Святитель наложил на себя пост и молил Бога сподобить его обращаться к Богу за литургией своими словами, и был услышан. Кроме чина литургии святитель преобразовал чин утреннего и вечернего богослужения и писал молитвы. Ему приписывают также установление алтарной преграды в храме.
Церковная благотворительность
Святой Василий Великий поставил на твердое основание и церковную благотворительность. Близ Кесарии он построил обширные благотворительные учреждения. Посередине высился великолепный храм. К нему примыкал архиерейский дом изящной архитектуры и помещения для прочего клира; располагающийся здесь же странноприимный дом был снабжен всем необходимым для путешественников: при нем находились лошади и проводники, больница и врачи. Для призрения бедных были построены рабочие дома со всевозможными мастерскими, больницы и отдельно стоящие лепрозории для прокаженных. Лечить прокаженных приходил сам святитель, имевший образование врача. Кроме того, пользуясь своими связями в столице и между представителями местной администрации, святой Василий не упускал случаев ходатайствовать за всех обиженных и несчастных. Особенно много заботился он о более справедливом распределении налогов и об освобождении от налогов духовенства, монастырей и богаделен.
Об этом центре, именовавшемся по имени святителя «Василиадой», святитель Григорий Богослов писал: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье».
Святитель Василий Великий выступил против абортов: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», — писал он, высказывая свою позицию защитника жизни. Святитель приложил много усилий, чтобы прекратить сложившуюся греховную практику: в Римской империи, если сразу после рождения семья решала, что не будет поднимать дитя (в буквальном смысле нужно было поднять его с земли), то младенца выбрасывали. На окраинах большинства римских городов были специальные высоты или стены, куда относили ребенка, чтобы оставить его умирать. Святитель Василий был изумлен, узнав, что варварский обычай был совершенно законен и хотя и редко, но практиковался. Благодаря самоотверженной борьбе святого император Валентиниан издал в 374 году указ: «Все родители обязаны растить зачатых ими детей, те же, кто убивают или выбрасывают их, подлежат наказанию по закону».
Впервые в истории человечества аборт, детоубийство и выбрасывание новорожденных детей были признаны вне закона.
Полемист и богослов
Заслуга св. Василия в истории догматов состоит в том, что им была окончательно определена троичная терминология, принятая Церковью.
«Василий Великий — человек дела, а не науки и литературы. Тем не менее само дело, которое он защищал, требовало борьбы посредством литературного оружия», — писал о святителе новомученик Иван Васильевич Попов.
Сам святитель об этом говорил: «Если бы все, на кого призвано имя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пожелали ничего не искать, кроме евангельской истины, довольствоваться же апостольским преданием и простотою веры, то и от нас, в настоящее время, не потребовалось бы слова, а напротив того, и теперь, конечно, возлюбили бы мы то же молчание, которое предпочитали сначала. Но поелику враг истины, сверх плевел, сначала посеянных им в Церкви Божией, постоянно новыми приращениями умножая зло, и ныне сыскав орудия, которые вполне вмещают в себя всю его злохитренность, отрицает божество Единородного... то и мы, по необходимости, ради вашей предписывающей это любви, и ради собственной безопасности... решились стать за истину и обличить ложь».
Сохранившиеся творения святого Василия по содержанию и по форме разделяются на пять групп: сочинения догматические или догматико-полемические, экзегетические, аскетические, гомилетические и письма.
Творения святителя Василия Великого
Сочинения святителя Василия Великого
I. Наиболее известным из сочинений святителя, посвященных толкованию Св. Писания, является его «Шестоднев» — девять бесед на первую главу Книги Бытия и «Беседы на псалмы».
II. К догматико-полемическим сочинениям св. Василия принадлежат книги «Против Евномия», написанные в опровержение апологетика Евномия.
III. Сочинения нравственно-аскетические:
а) нравственные правила — совокупность нравственных правил, обоснованных текстами Св. Писания;
б) монашеские правила, подробно изложенные, выясняют общие принципы монашеской жизни. Краткие правила дают наставления, касающиеся частных случаев иноческой жизни.
IV. Слова и беседы — около 24 бесед различного содержания.
V. Письма, служащие драгоценным источником не только для жизнеописания св. Василия и выяснения его догматического учения, но и для истории арианских споров.
Плодотворная жизнь святителя Василия Великого была непродолжительной. Он скончался после 50-дневной болезни 14 января 379 года. При этом, находясь на смертном одре, он обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.
Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий был оплакан не только христианами, но даже язычниками и иудеями, которым он благотворил при жизни.
По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы. Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину. Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия. В глубокой скорби она упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.
Честная глава святителя Василия Великого, Святая Гора Афон
Церковь стала праздновать память св. Василия Великого почти сразу после его кончины. В слове на кончину св. Амфилохий, епископ Иконийский, говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством».
Частица мощей святителя Василия пребывает в Почаевской лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
«Во всю землю изыде вещание твое,/ яко приемшую слово твое,/ имже боголепно научил еси,/ естество сущих уяснил еси,/ человеческия обычаи украсил еси,/ царское священие, отче преподобне,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим».
(Тропарь святителю Василию Великому, глас 1)
Материал подготовлен редакцией сайта obitel-minsk.ru
Фотографии из интернета
14.01.2023