Любовь к Родине — дар Божий
Уважение к родителям, если оно последовательно, приводит нас к тому, что мы уважаем и любим родные привычки, свой народ и свою Родину. Православная Церковь признает две самые большие ценности в жизни: первая небесная — это религия, другая земная — это любовь к Родине.
Религия нас соединяет с Богом и вечностью, любовь к единоплеменникам соединяет семьи того же племени в народ. Человек рождается в обществе определенного народа, и потому национальность является ценностью, данной нам Провидением Божиим. Этот Божий дар должен облагораживаться, внутренне совершенствоваться и внешне умножаться единоличным и общим усилием членов народа, потому что национальность нам доверена как талант, который должен быть умножен. Национальность имеет уже, как дар Божий, свою большую ценность и обязывает каждого человека хранить ее. Так же как мы имеем нравственную обязанность почитать своих родителей, не стыдиться их и любить их независимо от их культурного уровня, точно так же каждый человек обязан причислять себя к своей национальности, любить свой народ и трудиться на его благо и в том случае, если он, в силу разных причин, стоит на более низкой ступени культуры.
Сознательное отщепенство является большим нравственным проступком, потому что является отречением от отца и матери. Отщепенство является нарушением устоев, данных Провидением Божиим. Если оно является сознательным и преднамеренным, то действует на душу человека так же пагубно, как каждое иное преступление. Так же как преступники делаются дерзкими, так и отщепенец делается человеком дерзким и жестоким, чтобы заглушить свою совесть и приспособиться к неправде и лжи. Правдива старая поговорка: «Потуреченный хуже турка». Одинаково грешно злоупотреблять зависимостью и нуждой ближнего и принуждать его к отщепенству.
Православная Церковь занимает положительное и в основе одинаковое отношение ко всем народам. Она организовывается по национальному признаку, при богослужениях она употребляет национальный язык и сживается с народной историей, традициями, нуждами, страданиями, заботами и радостями и с духом того народа, который причисляет себя к ней. Но при этом для нее идея считать один народ выше другого является совершенно неприемлемой, потому что все национальные Православные Церкви равноправны и создают общее объединение, общую Церковь, в рамках которой отдельные народы являются в своих землях самостоятельными хозяевами в своей церковной жизни. Каждая православная церковная единица (церковная община, монастырь, благочиние, епархия) имеет свой национальный характер, который не может быть изменен, потому что это принадлежит к ее правовой основе. В истории Православной Церкви нет примера, чтобы, допустим, сербская или болгарская церковная община изменилась бы с течением времени в греческую или иную, даже и тогда, когда она была окружена инородной средой.
С понятием народа узко связано понятие родины. Как каждая семья имеет свое жилище и очаг, так и каждый народ, поскольку он не является кочевым народом и живет в нормальных условиях, имеет свою Родину. Это та земля, на которой он живет, на которой из поколения в поколение он совершает свое общее дело, на которой он создает свою историю, постоянно перенося бремя каждого дня, которую он обрабатывает и украшает, на которой живет и умирает и в которую он кладет свои кости. Как вера и национальность, так и Родина для православного христианина дорога. Это вытекает из церковной молитвы за тех, «кто за веру и Родину живот свой полагает». Так же и Христос любил народ, среди которого Он родился, и землю, в которой Он жил. Он плакал над грядущим разрушением Иерусалима, так как любил свою Родину и ее столицу. Кто стыдится своего народа или своей Родины, тот заслуживает презрения всех людей.
Источник: Сщмч. Горазд, епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о Православной вере. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009.
09.01.2023