X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Искусство воспитания, или Как общаться с ребенком?

как общаться с ребенком

«Дети сегодня беспризорники, хоть и при родителях» — такой суровый вердикт выносит Евдокия Сапего, батлейщица и культорганизатор детских мероприятий в нашем монастыре. Она уже много лет работает с детьми, наблюдает за их взаимодействием с родителями, интересуется детской психологией. Евдокия поделилась с нами своими наблюдениями, и этот ценный опыт, надеемся, поможет кому-то увидеть себя со стороны, переосмыслить свои отношения с ребенком и вовремя исправить ошибки.

— Этот разговор, что называется, о наболевшем, — делится Евдокия. — Я с болью и грустью наблюдаю, как нарушено общение детей и родителей, как в православную среду проникают недобрые современные веяния. Очень хочется напомнить нашим любящим папам и мамам некоторые базовые вещи, на которые обязательно нужно обратить внимание. Пусть мои наблюдения станут для вас маленькими ключиками в сложном искусстве общения с детьми.

 

мама с детьми

Сердечное участие

— С детьми нужно разговаривать. Не в поучительном, назидательном тоне, свысока, а выстраивая доверительные отношения, проявляя искренний интерес к тому, что говорит ребенок.

 Участие сердечное должно быть. Через сердце мы все друг с другом связаны. 

Неважно, какие у ребенка возникают вопросы, отталкивать его ни в коем случае нельзя — «Иди мультик посмотри, потом поговорим». Ребенок всегда живет здесь и сейчас, значит, именно это его волнует, интересует. Отвлекитесь от своих дел хотя бы на пять минут и вовлекитесь в разговор. Очень бросается в глаза на мастер-классах, как родители просто оставляют детей, мол, «занимайся», а сами быстренько уходят.

А ведь когда родитель рядом, наблюдает, поддерживает, подбадривает, где-то помогает, связь между ним и ребенком образуется сразу на нескольких уровнях. На телесном ребенок ощущает защиту взрослого, на душевном — тепло и заботу, а на духовном через проявление любви образуется прочная связь. Я убеждена, что сегодня родители необходимы детям как никогда раньше! Быть с ними здесь и сейчас, практиковать совместную деятельность, отвлекаться, если нужна помощь или совет.

Напомню, что настоящий хороший разговор происходит лишь в том случае, если ребенок чувствует уважительное отношение, справедливую оценку и признание своей ценности.

К слову, это и родителям облегчит жизнь. Когда ребенок видит и чувствует, что мама и папа участвуют в его жизни, он перестает цепляться по мелочам, меньше капризничает и не пристает со всякими глупостями, лишь бы привлечь внимание. Я со своими сыновьями практиковала следующее: еще до того, как они сами прибегут, подходила сама, разговаривала, спрашивала, нужна ли помощь, гладила по спинке. Для детей очень важен тактильный контакт — прикосновения, объятия. Они понимают, что под защитой, и спокойно продолжают заниматься своими делами.

Конечно, это требует от нас ресурса: сесть и в спокойном состоянии побыть со своим ребенком. По-настоящему.

 Но любовь — это всегда действия, не слова. 

 

отдых в лесу с детьми

Верить и не сравнивать с другими

— Дорогие родители, обращайте пристальное внимание, что и как вы говорите своему ребенку. Я много раз видела, как взрослые «забивают» своих детей: «Да он ничего не может!», «Да у него руки крюки…», «Да она не умеет», «Посмотри, как у девочки красиво получается!» Это недопустимые фразы!

Приведу пример. Я объясняю задание, а бабушка своему 12-летнему внуку тут же повторяет слово в слово мною сказанное. Останавливаю ее: «Вы знаете, я и без переводчика могу по-русски говорить». — «Так он ничего не понимает». Я на нее так строго посмотрела и объяснила, что у нас, вообще-то, школа разведчиков и сейчас состоится марш-бросок, и бабушки тут с нами не играют (улыбается). К концу игры мальчик начал выдавать прекрасные результаты, потому что в него поверили.

Или вот, 14-летняя девочка пришла ко мне на мастер-класс с папой. В итоге папа полностью стал за нее делать поделку. Она рядом сидит, молчит, смотрит. Задаю вопрос, почему за девочку всё делает папа. Получаю ответ: «Так она не умеет». Вот такие яркие примеры того, как делать категорически нельзя.

 Дети не умеют и не знают не потому, что несмышленые и неумелые, а потому, что мы в свое время их не научили. 

Девочки 12-летние не умеют узелки завязывать. Я не говорю о мелкой моторике, которая крайне важна для развития мозга, — у них в целом нет желания обустраивать свою жизнь, они ведь всё купят. А в женщине заложены чувство красоты и творчество: что-то создавать, украшать. Вспомним тканые изделия — рушники, ковры, рубахи, платья. Готовя для себя приданое, женщина свою будущую жизнь творила. А наши дети не умеют узел в 12 лет завязать. Это деградация.

Все друг другу делегируют: родители — учителям, учителя — министерству образования. А дети — беспризорники при живых интеллектуальных родителях. Со мной один ребенок поделился: «Так хочется выброситься с восьмого этажа!» Это о чем говорит? Внешне дети «упакованы», сыты, одеты, а внутри плохо. А всё потому, что родители не уделяют им внимания, не участвуют в их жизни. По душам разучились разговаривать. А как раньше было? Мамочка сидела рядом, учила ткать или что-то другое делать, папочка сыну передавал знания и опыт. А сейчас дети с компьютерами и телефонами.

 

малыш в телефоне

Гаджетомания

— Когда дети становятся такими беспризорниками, то их усыновляет улица или телефон. Не мне вам рассказывать, что дети там смотрят. И это всё очень тонко проникает в голову, в поведение. Ко мне в детскую игровую комнату после литургии, после Причастия дети прибегают со словами: «А помнишь, вчера в Тик-Токе мочили друг друга? Давай так!» И у них нет тормозов, что они сделают друг другу больно. Что происходит с нашими детьми? Откуда столько агрессии?

Причем, когда пытаешься поговорить с родителями, объяснить, донести, включается отрицание: «Нет, наш ребенок так никогда не делает». Не делает, потому что научился быть с вами «причесанным», а здесь тормоза исчезают, и он безобразно себя ведет, а родители не верят.

Кроме того, телефон отключает тягу к познанию, снижает уровень внимания и мышления. Понятно, что у нас у всех свой ритм, своя мера, но никаких быстрых пилюль для воспитания нет. Детей надо учить думать, повышать осознанность.

Чем мы отличаемся от животных? Самая главная черта, которая отличает нас от животного мира, — это жажда познавать себя и мир. И мы должны помочь удовлетворить эту детскую жажду.

Здесь можно подключить вдумчивое чтение — это значит, читая, обсуждать, задавать наводящие вопросы, учить думать, рассуждать. Через душевные разговоры и литературу мы помогает ребенку идти вглубь себя и познавать свое сердце: откуда эмоции и какие они. Мне 55 лет, но до сих пор интересно узнавать новое, что уж говорить про детей.

 Но главное — нужно помочь детям разобраться, куда нас зовет Бог, почему Он пришел на землю. 

Ведь Господь пришел не для того, чтобы мы возрастали нравственно, совершая хорошие поступки. Он дал нам ключ к преображению, к святости.

 

девочка в платочке

Прививать вкус к преображению и аскезе

— Нравственность и духовность — два разных понятия. Смысл нашей жизни не в доброделании (хотя это тоже очень важно), а в освящении. Мы призваны освятиться, стать святыми. Но мы бежим от слова «святость», как будто это нас не касается, «мы же грешные»… Я вижу, как дети повторяют этот посыл:

— Дети, можно с Богом соединиться?

— Не-е-е-ет!

— Почему?

— Мы грешные!

— А что означает «грешные»?

В ответ тишина…

Ради чего тогда Христос пришел в этот мир? Ради чего тогда Пасха? Бог дал нам путь к святости — нужно изменить свою природу. А страсти наши — как пасынки на помидорах. Их нужно обрезать, чтобы ствол тянулся к небу, креп и давал плоды. Поэтому мы и стремимся освободиться от страстей, чтобы слышать Бога.

Я детям привожу в пример парусник. Грехи, огрехи — это дыры. Парусник в дырах не может наполниться, не может набрать ветра и стоит на месте, колеблемый волнами. А что такое исцеление? Целостным стать. Только цельный парусник может поднять паруса и поплыть по заданному маршруту.

 

парусник

А как возможно исцелиться, залатать наши дыры? Через Бога, через таинства, через опыт делания. Я для детей придумала аскезу. Они приходят на батлейку, и у них уже программа работает: спектакль — значит, будем есть. Тогда я предлагаю им поиграть в аскезу. Ох, а слово-то какое непонятное и интересное! Объясняю: «Будем взращивать Дух. А как его можно взрастить? Только победой над телом. Вот теперь давайте 10 минут мы ничего не жуем и сидим спокойно, внимательно смотрим. Будем в копилку Духа складывать опыт побед». И такой опыт оказывается им в радость!

 Нам нужно учиться прививать нашим детям вкус к преображению. 

А у нас у самих его нет, к сожалению. Нас научили жизни тела: поспать, вкусно поесть, красиво одеться. И мы подпитываем тело маленькими и большими удовольствиями. Но Дух никогда не удовлетворен земным. Духу нужен Бог. И нужно Его искать. А Бог в логосе, то есть в смыслах, в познании.

И в заключение я снова хочу подчеркнуть важность слов. Сейчас, к сожалению, слово обесценено, но просто необходимо учить детей вникать в смысл сказанного и услышанного. Особенно это касается вопросов веры. Возьмем всем нам хорошо известное «Христос родился, Бог воплотился!». Когда я спросила у детей, что означает «воплотился», они мне выдали феноменальный ответ: «Ну это плот такой, доска такая, которая по морю плавает». И так отвечают ученики воскресной школы! То есть они думают, что «воплотился» — это когда Христос стал кататься на плоту… Для них это чудо — Он может на плоту кататься по морю. Слово «плоть» они уже не понимают.

Как искажается представление о фундаментальных вещах! Тогда объясняю детям, что такое «плоть», тело. И что Господь стал человеком, чтобы показать нам, что в человеческом теле по Евангелию жить можно. А потом это подхватили святые и решили попробовать пожить, как Бог показал. И у них получилось. Потому что произошло преображение тела и духа. Вот так потихоньку раскапываем с детьми их недоумения и искаженные представления.

Даже через такие вопросы, которые я задаю, можно учить иначе воспринимать слово.

 Детей нужно учить увлекаться, а не развлекаться. 

И давать почувствовать радость от изменений, от преодоления себя и преображения.

Повторюсь, мы Богом призваны жить в святости. Мне кажется, первым шагом как раз и может стать познание себя, наблюдение за собой. Тогда мы начинаем слышать себя, а не то, что от нас ожидают окружающие, и постепенно переходим в состояние преображения себя и этого мира, входим в со-творчество с Богом. И тогда мы перестанем «выживать» в этой суетливой и трудной земной жизни, а будем созидать, любить и пребывать в Боге.

Записала Мария Котова

23.01.2023

Просмотров: 769
Рейтинг: 5
Голосов: 29
Оценка:
Комментировать