X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Иконография Рождества

иконография Рождества образы и смыслы праздника

Мы на пороге одного из самых важных и ожидаемых событий — Рождества Христова. Понять иконографию этого великого праздника и узнать, как появились и что означают основные сюжеты иконы Рождества, какие персонажи со временем исчезли с нее, а какие, наоборот, появились, нам поможет искусствовед Мария Нецветаева.

— Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника. Но ранние изображения были сделаны еще в раннехристианский период — первые шесть веков христианства. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное Предание, в том числе апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Первые образы Рождества Христова, которые сохранились до наших дней, отличаются от знакомых нам сегодня икон.

В Риме находится прекрасный храм Санта-Мария-Маджоре V века, где сохранилась мозаика, отражающая важные события евангельской истории — Благовещение, Рождество Христово, избиение Иродом младенцев и другие.

Нам приходится ссылаться на римские изображения, а не византийские, потому что к VIII веку Византия была охвачена иконоборческими спорами, которые привели к безжалостному уничтожению икон. Этот по-настоящему страшный период в истории Церкви продлился 120 лет. Один из императоров-иконоборцев, например, сочинял стишки и выжигал их на лицах у иконопочитателей. Но при этом его жена стала той женщиной, благодаря которой состоялось торжество Православия, и икона навсегда вернулась в храм.

Повитуха Саломея

На мозаике V века Рождество Христово изображено не совсем привычно для нас. Младенец Христос восседает на царском троне, но в простых одеждах. За троном изображены четыре Ангела, над Христом горит Вифлеемская звезда.

Двух женщин справа и слева мы, скорее всего, сразу не узнаем. Женщина в простых и традиционных одеждах — это не Богоматерь, хотя именно так Дева Мария чаще всего выглядит на привычных нам иконах. Здесь Богородица сидит по правую руку Христа и одета как настоящая императрица: в самом лучшем для того времени одеянии, расшитом золотом и драгоценными камнями, голова украшена жемчугом, а в ушах большие серьги.

Тогда что за женщина находится по левую руку Христа? Это повитуха Саломея. Она упоминается в христианских апокрифах как повивальная бабка, присутствовавшая при рождении Иисуса Христа.

Эта история не войдет в богослужебное повествование, потому что ничто не должно нас отвлекать от главной мысли — родился Сын Божий, Спаситель мира. Но ее история очень интересна.

Когда Божией Матери пришло время родить, Иосиф начал искать повитуху. В иудейской традиции женщина, принимавшая роды, должна была принадлежать к религии роженицы.

Когда Иосиф обращается к Саломее, она узнает, что он не муж Марии, а только обручник. Для молодых воспитанниц храма обручниками становились пожилые мужчины, которые до замужества забирали их в свой дом. У них было общее имущество, но не было общего ложа. Потому Саломея смущается, слыша, что Иосиф не муж, а обручник. Иосиф пытается оправдаться и говорит, что всё происходящее — удивительно. Но во время родов Саломея все-таки сомневается, упрекает Божию Матерь и… в этот момент перестает чувствовать свою левую руку. Исцеление Саломея получает лишь после исповедания своих сомнений и от прикосновения к Спасителю. На мозаике мы видим, что рука Саломеи лежит обездвиженная на белом полотенце.

Сегодня это не знакомый нам сюжет, но в свое время Саломея очень часто встречалась на изображениях Рождества Христова. Совсем недавно в археологических сообществах появилась новость о завершении раскопок на могиле Саломеи, в одной из пещер в районе Вифлеема. В ее гробнице найдено большое количество керамических лампадок, что указывает на почитание Саломеи верующими христианами.

К слову, только к IX веку ее фигура исчезнет с икон.

Волхвы

Волхвы на мозаике тоже выглядят необычно — в узких лосинах, коротких халатиках и замысловатых шапочках. Именно таким в то время был придворный костюм в Персии.

К слову, такие шапочки повлияют затем и на монашеское облачение. Например, настоятельница монастыря в Полоцке носит не обычный клобук, а немного завернутый. Такой головной убор носила на Ближнем Востоке Евфросиния Александрийская — святая покровительница преподобной Евфросинии Полоцкой. Отсюда и на белорусских землях появился такой замысловатый головной убор.

Волхвы, спешащие за звездой, символизируют языческие народы, которые примут христианство. Их изображения встречаются уже на надгробных плитах в катакомбах.

 

волхвы мозаика

В стихире на литии звучит: «Волхвы, персидские цари, познав ясно, что на земле родился Царь Небесный, светлой звездой ведомые, достигли Вифлеема, неся отборные дары: золото, ладан и смирну; и павши, поклонились: ибо Вечного увидели в пещере лежащим как Младенца».

Поклонение волхвов занимает важную роль в иконографии Рождества Христова, потому что изначально христианство проповедуется и принимается именно язычниками. Отсюда понимание того, что каждый из нас подобен волхву, который, увидев Вифлеемскую звезду, пошел за ней, увидел Богомладенца, поверил в Него и принял Крещение.

Иосиф

История Иосифа печальна на фоне всеобщей радости и ликования. Он — благочестивый человек, праведник, для которого самое главное в жизни — исполнять закон Божий. И вот, взяв деву из храма, он находит Марию беременной. Всё, что происходит, для Иосифа непонятно и страшно, прежде всего из-за нарушения закона. А ведь закон в тот момент — самое главное в религии.

На мозаике Иосиф стоит в углу. Он отходит в сторону, не зная, что делать со всем случившимся, как записать Марию и новорожденного Младенца. Он полон горести и скорби, когда весь мир ликует о рожденном Господе.

Сердце Иосифа смягчается и успокаивается лишь после явления Ангела. Тогда он берет Марию с Младенцем Христом и бежит в Египет. Для Иосифа любовь становится превыше закона: он боится обидеть Божию Матерь и причинить Ей вред. Это важный и трогательный момент.

Также Иосиф часто изображается в позе античного мыслителя, как, например, на одной из ампул VI–VII вв., служивших паломникам для святой воды или елея, а ныне известных как ампулы Монцы.

 

ампула Монцы

Ампула Монцы. VI–VII вв.

Иаков, брат Господень

Иаков сопровождает престарелого отца Иосифа в Вифлеем, а затем вместе с семьей бежит в Египет. Юридически он становится для Богомладенца братом, так как Иосиф записал Христа своим сыном.

Интересно, что, несмотря на то что Иаков был рядом с момента рождения Иисуса и видел столько чудес, он не стал одним из 12 апостолов. На служение он был призван только среди 70 апостолов. Став первым епископом Иерусалима, он принял мученическую смерть в 62 году н.э.

 

икона Иакова брата Господня

На следующий день после Рождества Церковь вспоминает царя Давида, праведного Иосифа и Иакова, брата Господня. Им посвящена отдельная служба.

Вол и осел

У яслей Спасителя присутствуют животные — вол и осел. К слову, западная традиция «потеряла» вола и осла, а православная не утратила этих персонажей.

Очень быстро они занимают одно из главных мест. Начиная с IV века без них не обходится ни одно изображение Рождества. Иногда даже изображение этого праздника сводилась к изображению Христа, вола и осла.

Животные символизируют исполнение пророчества Исайи: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1: 3). Вол и осел увидели и узнали в Младенце Бога.

Эти животные не просто так занимают место около Господа. Человек, оказавшись по другую сторону яслей, должен решить, знает ли он Господа своего.

Младенец Иисус Христос

На любой иконе Рождества центром всегда становится Богомладенец — родившийся и воплотившийся Господь. Он самый маленький на иконе, но самый важный.

Младенец лежит спеленатый. Пелены Его должны напомнить нам о других пеленах в жизни Господа — о саване, в который Он будет завернут после крестных страданий и смерти.

Рождество Христово — это начало, первый шаг к нашему спасению, поэтому всё дальше и дальше на пеленах делается акцент. Темный фон пещеры и контрастные, белые пелены Христа показывают разницу жизни с Господом и без Него.

В стихире на стиховне поется: «В этот день рождает Дева Творца всего. Эдем приносит Ему пещеру и звезда показывает Христа — Солнце, — пребывающим во тьме».

Вифлеемская звезда

Звезда на иконах, как правило, изображается как обычная звезда. Но иногда можно встретить ее изображение в виде Ангела на коне или Ангела, который держит звезду в руке. Такое символическое изображение подчеркивает чудесную, а не астрологическую природу звезды.

 

изображение Рождества с ангелом на коне

Пещера и ясли

В жизни Христа было две пещеры: в одной Он родился, а в другой — воскрес. В момент рождения Христос лежит в пещере в яслях, в момент смерти — на могильной плите. Алтарная часть также всегда вынесена за периметр храма и, как правило, полукруглая, — как напоминание о пещере.

Но как в пещере оказались ясли для родившегося Царя царей? В то время на Ближнем Востоке пастух в поисках травы уходил со стадом далеко от своей семьи. Найдя пастбище, он оставался там несколько дней, ночуя в ближайшей пещере. Пастух всегда первым заходил в пещеру и проверял, нет ли там льва или другого дикого зверя, то есть рисковал жизнью ради стада. Затем в пещере устраивалась кормушка для дополнительного корма. Через какое-то время пастырь со стадом возвращался к своей семье, а в пещере оставались ясли — оборудованная кормушка для других пастухов.

 

трон Максимиана

Трон Максимиана. Фрагмент середины VI в. Архиепископский музей в Равенне

Со временем изображение яслей меняется. Уже на кафедре Максимиана, выполненной в 530 годах, мы видим в яслях отверстие. Здесь ясли — это напоминание не только о каменной плите в погребальной пещере, но и о престоле в православном храме. Так как престолы долгое время были каменными, в них высекалось специальное отверстие для мощей святых. Практика вложения мощей перед освящением престола стала обязательной на VII Вселенском Соборе (7 правило). Но из иконографии Рождества мы видим, что такая практика появилась значительно раньше.

Пастухи

Ангелы в Ветхом Завете обычно приходили с вестями о смерти или наказании, поэтому диалог с пастухами начинается со слов: «Не бойтесь!» Пастухи символизируют народ Израиля, тех, кто принял благую весть.

Кто-то из пастухов играет на свирели, ведь Рождество Христово — великий праздник, когда наконец заканчивается рабство греху.

 

фрагмент иконы с ангелами и пастухами

Ангелы

Изображение Ангелов в верхней части икон Рождества Христова получило широкое распространение с VIII–IX вв. Причем количество их постепенно росло: если сначала изображались несколько фигур, то постепенно в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство, славословящее Господа.

Ангелы являются пастухам, чтобы рассказать о великом чуде — в городе Давидовом родился Спаситель. Ангелы ликуют о будущем спасении человечества. Всё воинство небесное славит Господа.

Ангелы изображаются на иконах как византийские воины. Лента на голове Ангела напоминает диадему, которую носили знатные римские и византийские граждане.

Богоматерь

На иконе Рождества Божия Матерь, как правило, лежит рядом с Младенцем Христом. Уже с VI века Она лежит на овальном матрасе — переносном ложе византийского типа. До этого Она в основном изображалась сидящей, что было связано с традициями античного искусства.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова. 8 января по новому стилю христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

 

икона с изображением Собора Богоматери

Подготовила Мария Котова

 

05.01.2023

Просмотров: 137
Рейтинг: 4.7
Голосов: 17
Оценка:
Комментарии 0
1 год назад
Спасибо!Очень глубокая и доступная информация.Как мало мы знаем о самом истинном.....!Поучительно
Выбрать текст по теме >> Выбрать видео по теме >>
Комментировать