X По авторам
По рубрике
По тегу
По дате
Везде

Духовные законы

преподобный Паисий Святогорец  о духовных законах

Подобно тому как существуют законы природы, так и в жизни духовной существуют законы духовные. Предположим, человек бросает вверх тяжелый предмет. Чем с большей силой и чем выше он его подбросит, тем с большей силой предмет упадет вниз и разобьется. Это природный естественный закон. А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьется [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. Возносяйся смирится (Лк. 18: 14). Это закон духовный.

Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы «несердобольны», и человек не может их изменить. А вот законы духовные «сердобольны», и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем — с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как «высоко» он залетел от своей гордости, человек скажет: «Боже мой, у меня нет ничего своего, и я еще горжусь?! Прости меня!» — и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остается незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с евангельским законом: Вси бо приемшии нож ножем погибнут (Мф. 26: 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня «бьет мечом» собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих (а Его суды — это бездна) мы видим, что Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребенок берется за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог дает тебе по затылку. Говоришь «согреших»? Он подает тебе Свои благословения.

Духовный проходной балл — это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чем он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чем ты не виноват, — это уже пятерка с плюсом.

В жизни духовной иная система измерений. Если ты оставляешь какую-то некрасивую или негодную вещь себе, то чувствуешь себя прекрасно. Если отдаешь ее другому, то чувствуешь себя нехорошо. Если ты [безропотно] принимаешь несправедливость и оправдываешь своего ближнего, то в своем сердце ты принимаешь многажды онеправдованного Христа. Тогда по существующему [духовному] закону Христос «продлевает срок аренды» твоего сердца. Он остается в нем и исполняет тебя миром и радованием. Ах, голубчики мои, попробуйте и вы пережить эту радость сами! Выучитесь радоваться не той мирской радостью, а этой — духовной. Когда вы этому научитесь, у вас каждый день будет Пасха.

Источники:

  1. Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слова. Том III. Духовная борьба. — Монастырь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники. — Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2003.
  2. Паисий Святогорец, блаженной памяти старец. Слова. Том IV. Семейная жизнь. — Монастырь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники. — Издательский дом «Святая Гора», Москва, 2004.
  3. Гора Афон, Гора Святая. Православный календарь 2008. — Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2007.

10.01.2023

Просмотров: 412
Рейтинг: 4.8
Голосов: 9
Оценка:
Комментировать